«Это было благом для России»

Профессор Александр Корольков о последствиях кампании, известной как «Философский пароход»

Новости Москвы 
0
1281
Время на чтение 7 минут
90 лет назад правительством РСФСР была проведена кампания, известная как «Философский пароход», по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года. В мае 1922 года В.И.Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.

«Философский пароход» в узком смысле - собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов Oberbürgermeister Haken (29-30 сентября) и Preussen (16-17 ноября), доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Среди высланных летом - осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Кроме собственно философов, были вывезены врачи, профессора, педагоги, экономисты, агрономы, кооператоры, литераторы, юристы, инженеры, политические деятели, религиозные деятели и студенты.

29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», пассажирами которого были философы Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев,а также историки, ученые различных областей знания - А.А.Кизеветтер, М.А.Ильин (Осоргин), М.М.Новиков, В.В.Зворыкин и другие. 30 сентября пароход прибыл в Штеттин. На борту находилось примерно 30-33 человека из Москвы и Казани, а также из других городов (с семьями примерно 70 человек). 16 ноября того же года из Петрограда отплыл пароход «Пруссия», на котором в изгнание отправились Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, И.И.Лапшин и другие. Всего - 17 высланных из Петрограда (с семьями - 44 человека). 18 ноября они прибыли в Штеттин. Помимо них на пароходе в качестве пассажиров выехали за границу академик Н.А.Котляревский, профессора Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, М.В.Кирпичёв, математик Д.Ф.Селиванов и другие.

О последствиях этой кампании рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный петербургский философ, заведующий кафедрой философской антропологии и истории философии РГПУ им. А.И.Герцена, академик Российской Академии образования, доктор философских наук, профессор Александр Аркадьевич Корольков:


До 20-х годов в России ещё достаточно свободно публиковались философские работы самой разной мировоззренческой направленности. Но почти сразу после революции власти стали пристально наблюдать за выступлениями, публикациями русских мыслителей. Например, Ивана Александровича Ильина арестовывали несколько раз. Со многими философами беседовал непосредственно Дзержинский и его ближайшие помощники. Так что философы были на особом счету и их значение понимали. Акция высылки не была спонтанной, она тщательно готовилась, была даже составлена смена с подсчетами о затратах на депортацию интеллигенции. 30 августа 1922 года, то есть за месяц до акции, Лев Троцкий (Бронштейн) дал интервью американской корреспондентке (опубликовано в газете «Известия»), в котором сказал: «Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе ничтожны. Но … все эти непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политической агентурой врага. И мы будем вынуждены расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочли сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность». Через некоторые годы такую предусмотрительную гуманность проявили по отношению к автору этого приговора. Изгнание цвета интеллигенции было вынужденной мерой, потому что сразу начать репрессии, сажать в тюрьмы и расстреливать было бы слишком, все-таки эти фигуры были хорошо известны в мире. Ленин достаточно хорошо представлял, с кем имеет дело, хотя и относился к ним резко критически, особенно к религиозным русским философам. Религиозность Ленин оценивал с позиций воинствующего материализма и безбожия.

В 30-е годы начали уже активно сажать, в том числе и философов. В 1930 году в Свирьлаг попал А.Ф.Лосев, затем отец Павел Флоренский, позже Лев Карсавин, снова оказавшийся в России, хотя до 1949 был в эмиграции. Судьба их была предрешена. Все инакомыслящие философы вряд ли имели шанс остаться в живых. Лосев уцелел, поскольку о нем хлопотали известные люди, но это особая история, он был не только философ, но и выдающийся филолог, после освобождения ему было запрещено заниматься философией. Формально его посадили за книгу «Диалектика мифа», внешне объясняющую, что такое есть миф. Лосев показал, что миф - это не сказка и не выдумка, а иногда реальнее любой реальности. По сути, он подводил к тому, что советская власть создает новую мифологию. Сейчас тоже идет создание мифологии рынка и демократии. Люди соблазняются этими мифами и начинают действовать вполне реально. Лосев вышел из лагеря, но как религиозный мыслитель он существовать перестал. Если до этого он написал оригинальнейшие работы по имяславию, о философии имени, о просвещении, о музыке, о религии, то после освобождения из лагеря религиозные сюжеты из его философского творчества исчезли. Он как очень образованный человек начал заниматься античностью, написал 8 книг об античной эстетике, очерки о символизме. Он продолжил писать, но это уже был другой Лосев, который отсек ту часть творчества, которая могла бы развернуться в качестве самостоятельной мысли. И только благодаря беседам Бибихина, его секретаря, и как мы теперь знаем, самостоятельного философа, оставившего большое наследие, мы узнали о нереализованных возможностях Лосева. Есть книга под одной обложкой о двух философах и филологах, о Лосеве и Аверинцеве, которая написана на основе личных впечатлений Бибихина. Как некогда словак Душан Маковицкий записывал полутайно беседы с Толстым, так и Бибихин записал беседы с Лосевым и оставил нам это наследие. Судьба Лосева, возможно, - своего рода модель того, что могло бы быть с русскими религиозными философами, если бы они остались в советской России. Лосеву ещё повезло. Флоренский погиб в лагере, Карсавин тоже погиб, могилу его найти не удалось, сохранились записи заключенного о его лекциях в лагере, вышла книга «Два года в Абези», в которой рассказывается о последних месяцах жизни этого выдающегося философа, который недолго был даже ректором Санкт-Петербургского университета.

Я согласен с Никитой Алексеевичем Струве, современным исследователем и издателем русской литературы в Париже, который высказывал мысль, что благом для России является то, что в 1922 году выслали часть мыслителей на «философском пароходе», потому что они уцелели и продолжили свое творчество. Наверное, без русского зарубежья мы бы не знали ни Ильина, ни Сергея Николаевича Булгакова, ни Бердяева. Ильин умер в 1954 году, а Бердяев в 70-х, т.е. они писали многие десятилетия после революции. Петр Бернгардович Струве, Карташов, Степун, Лосский, Питирим Сорокин, Зеньковский и многие другие.

Мы сейчас фактически можем подхватить эстафету от прежней мыслящей России к современной через русское зарубежье, через тех мыслителей, которые продолжили свое творчество на чужбине. Поэтому нелепо полагать, что русское зарубежье не имеет для нас значения. Другое дело, что они не могли принять советскую власть, и она не могла их принять. Конечно, в новом укладе жизни они были неуместны и даже враждебны. Многие выражали это откровенно. Тот же Ильин был ярким представителем мысли белой гвардии. То, что он написал о Сталине, конечно, никак не могло быть принято, это было резко отрицательное отношение к Сталину. Мы сейчас имеем все это наследие, переизданное у нас, почти все стало доступно и, кстати говоря, интерес уже угас. Это особый вопрос о том, почему русской философией мало интересуются даже студенты философских факультетов, хотя именно сейчас можно было бы подхватить эстафету тех проблем, которые разрабатывали те философы. Например, о судьбе России, о которой напряженно думали русские мыслители, сегодня пишут писатели и публицисты больше, чем философы. Можно по пальцам пересчитать профессиональных философов, которые всерьез озабочены русскими проблемами, государственной и духовной судьбой России.

Меня особо интересовала тема русской философской эмиграции. В Праге, где довелось мне работать длительное время в конце 80-х годов, написал я «Роман небытия», где отчасти рассказано о трагедии изгнанников. «После перерыва» - назвал свою работу об изгнанниках Сергей Хоружий. Бибихин возражал ему в том духе, что перерыва не было, что мысль не гибнет, она подхватывается. В какой-то степени она подхватывалась и философами советского периода. Другое дело, что была советская философия, о которой сегодня никто не вспоминает. Были академики Митин, Юдин, Розенталь, позже Константинов и другие. Официальная философия, которая всегда обслуживала Политбюро, откликалась на все решения съездов партии. Это пседофилософия, но между тем были и очень яркие мыслители, которые не разрабатывали, конечно, проблемы русской религиозной философии, о православии даже не заикались, но глубоко занимались, например, философией творчества. Уже не как Бердяев, который написал «Смысл творчества», а с позиций логики творчества, например, Эвальд Васильевич Ильенков оставил целую школу. Правда, это уже послевоенные времена, сам Ильенков ушел на фронт сразу после 10 класса, так что это послевоенное поколение. В 60-е годы он написал блестящие работы, которые по сей день читаются, изучаются, имеют последователей. Учениками Ильенкова оказались философы, которые потом пошли разными путями, не все они следовали учителю, но они все равно были его учениками. Это Батищев, Гайденко, Мотрошилова, Мамардашвили, Бородай, Межуев, можно назвать много имен. И я считаю себя косвенным учеником Ильенкова, хотя не учился у него непосредственно, но с восхищением относился к его работам. В Алма-Ате его школу представляли академики Абдильдин и Касымжанов. Поэтому говорить, что советская философия ничего не дала, ошибочно и предвзято. Лосев работал в этот же период, изменив проблематику исследований, но это был Лосев. Дом Лосева сейчас сохраняется на Арбате как творческая лаборатория мысли, где собираются философы, филологи, писатели. Его супруга Аза Алибековна Тахо-Годи по сути дела поддерживает жизнь этого дома. Но ведь Лосев тоже творил в советское время. Работал он в пединституте в Москве, т.е. он оказал большое влияние также и на педагогов.

Я думаю, что скептически нельзя относиться ни к русской философской эмиграции, которая после 1922 года преимущественно оказалась на Западе, ни к советской философии. Может быть, советская философия не дала таких оригинальнейших мыслителей, какие у нас были до 1922 года, но, тем не менее, это не пустой период в нашей философии. Будут ли у нас сейчас новые Ильины, Бердяевы, сказать трудно. Они появятся только в том случае, если мы не будем обезьянничать, как и в других областях по отношению к Западу, и не будем повторять зады того, что сделано в западной философии XX века. А сейчас, к сожалению, больше пишут о Бодрийаре, о Маркузе, о Фуко и прочих западных мыслителях, но не осмысливают уроки собственной национальной философии. Я бы очень желал, чтобы студенты-философы глубоко прониклись этой живой жизнью русского духа, русской философии и заговорили языком русской культуры. К сожалению, пока этого на горизонте не видно.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. Ответ на 20., дед пенсионер:

"Предлагаю Культуру поставить на первое место - перед Православием, Самодержавием, Народностью."А я Антония недооценил. Сожалею,что наговорил лишнего и ненужного Антонию.

рассчитывал на ответ со стороны Ф.Ф. Воронова... Но увы!
Антоний / 04.10.2012, 19:03

22. Ответ на 20., дед пенсионер:

"Предлагаю Культуру поставить на первое место - перед Православием, Самодержавием, Народностью."А я Антония недооценил. Сожалею,что наговорил лишнего и ненужного Антонию.

Это я в продолжение давнишнего диалога. Ф.Ф. Воронов: "Дорогой Рудовский и дорогой Субъект ! Вы тут сражаетесь за элементарную правду и за человеческое приличие." Источник: http://goo.gl/vFWTb
Антоний / 04.10.2012, 18:57

21. Ответ на 19., дед пенсионер:

"А Вы б не могли привести наиболее характерную цитату оттуда, которая свидетельствует о противлении Слову. Или же Вы видите противление в наукообразном многословии? "Антоний.И Вам тоже непременно цитата нужна?Неужели нет чувства никакого? А неужели не читали Генона с Эволой и пр.?А то,это что наукообразное многословие старательно избегает Христа? Даже не произносит Имени Его - это ли не противление Слову? Хоружий и по духу последователь Генона,как прочие. Так я думаю.

Если он только рассуждает об исихии как о "практике", как сторонний исследователь - то да. Если он сам пытается этим заниматься - то мне трудно представить, что такое возможно без Христа. Да он сам об этом говорит: "входить в этот мир с корыстными целями безнадежно." Если говорить об упоминании Христа, то надо учитывать формат и аудиторию. Александр Сергеевич тоже Его ни разу не упоминает в своей загадочной поэме "Домик в Коломне", и напротив, ёрничает и всячески сбивает читателя с толку. А эту поэму я считаю самой церковной поэмой Пушкина. Попробуйте её перечитать, и скажите, что Вы думаете о её смысле. Она короткая.
Антоний / 04.10.2012, 18:56

20. 16. Антоний :

"Предлагаю Культуру поставить на первое место - перед Православием, Самодержавием, Народностью." А я Антония недооценил. Сожалею,что наговорил лишнего и ненужного Антонию.
дед пенсионер / 03.10.2012, 21:23

19. 14. Антоний : Ответ на 13., дед пенсионер:

"А Вы б не могли привести наиболее характерную цитату оттуда, которая свидетельствует о противлении Слову. Или же Вы видите противление в наукообразном многословии? " Антоний.И Вам тоже непременно цитата нужна? Неужели нет чувства никакого? А неужели не читали Генона с Эволой и пр.? А то,это что наукообразное многословие старательно избегает Христа? Даже не произносит Имени Его - это ли не противление Слову? Хоружий и по духу последователь Генона,как прочие. Так я думаю.
дед пенсионер / 03.10.2012, 21:17

18. Ответ на 11., АМ :

Чего Вы так въярились? Я ни одной фамилии не назвал. А Вы вот к числу думающих относите одних либералов. Значит, Вы других и фамилий не знаете? .

Нет, не знаю. Вы "думающих людей" априори противопоставляете верховной власти. Православные патриоты - члены единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, для которых Святейший Патриарх является Святейшим Патриархом безо всяких комментариев, себя верховной власти не противовпоставляют. Явите милость, назовите тех "думающих людей" не либералов, без которых "лучше для верховной власти". Фамилии и род занятий, а то как-то все сильно непонятно.
Адвокат / 03.10.2012, 19:25

17. Несколько заметок по поводу...

3. Казалось бы, то, что Лосев удостоился особого внимания автора статьи, должно лишь радовать любого, кто желает узнать побольше об этом русском мыслителе, считавшим себя «сосланным в двадцатый век». На самом деле читателю предлагается не что иное, нежели самый настоящий миф, созданный в точности по тем правилам, которые когда-то были сформулированы самим Лосевым. Он действительно в конце концов «вышел из лагеря», но ведь уже оттуда он пишет своей «ясочке» - Валентине Михайловне: «Я только что подошӫл к большим философским работам, по отношению к которым всӫ, что я написал, было только предисловием». Если учесть, что «предисловие» включает целых восемь фундаментальных трудов, увидевших свет ещӫ до его ареста, можно представить грандиозность лосевских замыслов. Да, им не суждено было осуществиться в полной мере: вскоре после возвращения Лосева в Москву ему было предписано заниматься впредь лишь античной эстетикой и мифологией, не вступая в пределы философии. И всӫ же он успел изложить задуманное в рукописи, которую навсегда упрятал от посторонних глаз. Он даже оставил еӫ безымянной, и, как вспоминала Аза Алибековна, на свой к нему вопрос, что это, мол, за голубая папка в одном из ящиков стола, получила многозначительный ответ: «А это сáмое самό». Под таким названием и вышел впервые в свет в 1994 году этот уникальный, хотя и незавершӫнный труд в составе сборника лосевских работ «Миф. Число. Сущность». Какое, спрашивается, отношение имеют к нему записи В.В. Бибихина, на которые ссылается автор как на истину в последней инстанции? Ведь несмотря на полную доверительность будто бы существовавшую между секретарӫм и его собеседником, тот так и не обмолвился ни об упомянутой папке, ни о своӫм многолетнем тайном послушании, которое выполнял, уйдя, по существу, в з а т в о р, да мало ли о чӫм ещӫ. Вопрос в другом: почему неоднократно издававшееся за минувшие годы «Сáмое самό», в котором, по сути, изложены основы учения о выразительно-смысловой символической реальности, наталкивается на упорное молчание нашей интеллектуальной элиты? Впрочем, прямой ответ, который, кстати, выносится мной на сайт РНЛ не впервые, на это имеется: потому что его усвоение требует п е р е м е н ы м ы с л и. Трудно ожидать этого от самогό автора статьи, утверждающего, что находящийся в опале Лосев «как очень образованный человек начал заниматься античностью, написал 8 книг об античной эстетике» - и это говорится о его фундаментальном восьмитомном труде «История античной эстетики», где именно с позиций символической реальности им достаточно убедительно выражено саморазвитие внеличностного космологизма (космоцентризма) как присущей тысячелетней эпохе античности исторической идеи, сведӫнной на нет сменившим его саморазвитием христоцентризма (логоцентризма). Так что Лосев, оставаясь целиком в русле самобытной русской философии с еӫ мистическим символизмом (от Григория Сковороды до Павла Флоренского), тем не менее, занимает свое особое место в истории отечественной религиозно-философской мысли. И прежде, нежели искать в студенческой среде будущих Бердяевых и Ильиных, следует дать ей возможность воспользоваться уже имеющимся бесценным наследием во всей его полноте.
C. Гальперин / 03.10.2012, 14:49

16. Ответ на 15., Ф. Ф. Воронов:

Главную беду нашей жизни я усматриваю в страшном падении культуры, и именно у многих так называемых образованных людей.

Предлагаю Культуру поставить на первое место - перед Православием, Самодержавием, Народностью.
Антоний / 03.10.2012, 09:30

15. Поклон автору за очень содержателую статью !

Я хотел бы выделить такие мысли автора: Мы сейчас фактически можем подхватить эстафету от прежней мыслящей России к современной через русское зарубежье, через тех мыслителей, которые продолжили свое творчество на чужбине. Поэтому нелепо полагать, что русское зарубежье не имеет для нас значения. (...) Мы сейчас имеем все это наследие, переизданное у нас, почти все стало доступно и, кстати говоря, интерес уже угас. Это особый вопрос о том, почему русской философией мало интересуются даже студенты философских факультетов, хотя именно сейчас можно было бы подхватить эстафету тех проблем, которые разрабатывали те философы. (...) Будут ли у нас сейчас новые Ильины, Бердяевы, сказать трудно. Они появятся только в том случае, если мы не будем обезьянничать, как и в других областях по отношению к Западу, и не будем повторять зады того, что сделано в западной философии XX века. А сейчас, к сожалению, (...) не осмысливают уроки собственной национальной философии. Я бы очень желал, чтобы студенты-философы глубоко прониклись этой живой жизнью русского духа, русской философии и заговорили языком русской культуры.

По этому поводу можно добавить, что действительно нужно осмыслить наследие русской культуры предреволюционной и оказавшейся в эмиграции. К сожалению, критическое освоение (которое предполагает уважение к предшественникам и достаточный собственный культурный уровень) у нас часто заменяет хлесткая и даже хамская поверхностная, невежественная публицистика. Увы, авторы на "РНЛ" этим часто грешат. (Поэтому особенно приятно видеть текст проф. Королькова --- совсем на другом уровне.) А уж участники форума в особенности. Можно не сомневаться, что в ответ на эту публикацию повалят развязные "сбрасывания с парохода современности" кого угодно из упомянутых русских мыслителей, хоть Бердяева, хоть Ильина. Сие прискорбно. Главную беду нашей жизни я усматриваю в страшном падении культуры, и именно у многих так называемых образованных людей.
Ф. Ф. Воронов / 03.10.2012, 01:07

14. Ответ на 13., дед пенсионер:

Спасибо за ссылку.Старые геноновские песни.Нет,и не может там быть ничего нового.Но сколько же слов,однако! Сколько же усердия в противлении Слову! Какая гигантская работа! Они полагают жизнь в борьбе против Жизни. Вот он ,человек!

А Вы б не могли привести наиболее характерную цитату оттуда, которая свидетельствует о противлении Слову. Или же Вы видите противление в наукообразном многословии? Интересно Ваше мнение. Вообще-то сама проблема резкого антропологического сдвига, когда чуть ли не все гуманитарные науки (да и искусства с литературой в традиционном виде) страдают неадекватностью к сложившемуся новейшему гуманитарному контексту - проблема эта начинает всё более актуализироваться. Да и от проповедников Слова эта проблема требует к себе внимания. Если есть время - гляньте сюда: http://goo.gl/mggmv . Здесь попытка это как-то не то чтобы осмыслить, но поставить саму проблему. Текст непростой для восприятия, но, надеюсь, противления Слову Вы там не обнаружите :)
Антоний / 02.10.2012, 23:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Аркадьевич Корольков
«Казин и физически, и творчески остаётся молодым»
Профессору Александру Леонидовичу Казину — 75
21.11.2020
Просвещение России прирастает Сибирью
К 25-летию общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»
24.02.2019
Валентин Распутин и иеромонах Роман
Вместо предисловия к рассказу «В больнице»
11.12.2016
«На таких благодатных иерархах и зиждется Русская Православная Церковь»
Митрополиту Петрозаводскому и Карельскому Константину сегодня исполняется 65 лет
23.03.2016
«Эту проблему надо решить как можно скорее»
Александр Корольков считает, что здание Благовещенской церкви в Александро-Невской Лавре надо передать Церкви, а Музей городской скульптуры должен занять достойное место в черте Петербурга
03.08.2015
Все статьи Александр Аркадьевич Корольков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22