«Между трудом и дивным Богом»

Выставка «Земная жизнь Богородицы» продлится до 19 ноября

В Санкт-Петербурге, в Государственном музее истории религии продолжает работать выставка «Земная жизнь Богородицы». В основном на выставке представлены произведения русского и западного искусства — иконы, живопись, печатная и рисованная графика, скульптуры, декоративно-прикладные изделия. Дополняют экспозицию фотографии Святой Земли, сделанные в конце XIX века по заказу Императорского православного палестинского общества, и несколько рукописей.

Суть внутреннего облика Божией Матери — это смирение, которое сказывается даже в том, что в Евангелии Ей посвящено совсем немного страниц. Больше других евангелистов рассказывает о Богородице святой Лука — повествуя о Благовещении, Рождестве Христовом, Сретении и паломничестве в Иерусалим отрока Иисуса. В повествовании об общественном служении Христа и Страстях Господних немногословная Божия Матерь упоминается довольно редко и как некий второстепенный «персонаж».

А вот Священное Предание рассказывает о жизни Богородицы более подробно. Именно из Предания известно о Рождестве Марии у святых Иоакима и Анны, о Её Введении во храм, о жизни после Воскресения Христова и Успении. Эти события легли в основу церковных праздников и стали сюжетами многих произведений искусства.

Конечно, в русском и западном искусстве жизнь Богородицы отражена по-разному. В Европе, например, любят изображать детство Марии, причём в воспитании Девы участвуют Её родители — святые Иоаким и Анна. На выставке представлены три литографии XIX века, посвящённые этой теме: «Святая Анна обучает Деву Марию», «Дева Мария в саду в молитве», «Мария и святой Иоаким, переводящий Её через мостик». Согласно Преданию Православной Церкви, святые Иоаким и Анна, отдав трёхлетнюю Марию в Иерусалимский храм, уже не участвовали в её воспитании.

"Святая родня"На выставке представлена и фламандская картина «Святая родня» начала XVI века. Её сюжет совершенно немыслим для русского искусства. Согласно средневековому преданию, после смерти святого Иоакима Анна ещё дважды выходила замуж и в каждом браке рожала дочь, которую называла Марией. На картине изображены и Иоаким с Анной, и Богородица с Младенцем и Иосифом Обручником, и две другие Марии с мужьями и детьми.

Не нужно быть искусствоведом, чтобы заметить, что начиная с XVIII века западная живопись серьёзно влияет на русское искусство. Вот, например, икона Рождества Христова, на которой фигуры пастухов перекликаются с образом пастырей на гравюре Дюрера. Или православная икона начала XX с необычным названием: «Физический труд Святого Семейства». Написан образ аскетично и строго, но в основе его лежит нехарактерный для русской иконописи сюжет: Богородица, Младенец Иисус и святой Иосиф трудятся в плотницкой мастерской.

Старинные чёрно-белые фотографии, представленные на выставке, запечатлели места Святой Земли, связанные с жизнью Богородицы. Фотографии отражают расхождения в представлениях о том, где происходило то или иное событие. Например, на выставке можно увидеть снимки двух католических храмов, построенных на месте дома святых Иоакима и Анны. Только один из них находится в городе Сепфорисе близ Назарета, а другой — в Иерусалиме. Согласно же православному «Сказанию о земной жизни Пресвятой Богородицы», праведные супруги жили в самом Назарете.

Представленные на выставке рукописи XIX века — это переписанные от руки «Сны Богородицы» сомнительного содержания, имеющие очень условное отношение к христианству. Но есть здесь и духовные стихи, благоговейные и трогательные, тщательно переписанные изящным почерком:

«И в храме жизнь Ея текла,
Как райский день, тиха, светла,
Занятий в исполненьи строгом -
Между трудом и дивным Богом.
Храня покой святой тиши,
Она, как чудный перл, сияла,
И мыслью девственной души
Всегда на небе пребывала.
Любила также, в час иной,
Полна молитв и упованья,
Пророков тайные сказанья
Читать с смиренною душой...»

О чудесах Божией Матери, произошедших после Успения, и о чудотворных иконах Богородицы, выставка не рассказывает. Исключение составляет большая храмовая Смоленская икона Божией Матери XVII века — список с чудотворной иконы, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. Смоленский образ, представленный на выставке, настолько выразителен и прост, что, пожалуй, «перевешивает» все остальные экспонаты.

Выставка «Земная жизнь Богородицы» помогает выстроить историю жития Божией Матери, но всё же искажает Её образ, сложившийся в сознании православного человека. Возникает потребность отсеять всё «лишнее» и обрести некую чистоту восприятия. Но как не перепутать «лишнее» с главным? Формально поделить все экспонаты на католические и православные — слишком предвзятый подход.

Хотя бы отчасти разобраться в этом могут помочь слова английского писателя-богослова Ф.В.Фаррара, автора прекрасной книги «Жизнь Иисуса Христа», многократно переиздававшейся в дореволюционной России. Размышляя о том, чем апокрифические рассказы о Рождестве и детстве Христа отличаются от евангельских, он писал:

«Евангелия, всегда верные истине и отличающиеся в каждом слове тою простотой, которая составляет печать истинного повествования, просто говорят об этом. В них нет и следа избытка необычайности, таинственности и чудесности, которыми так переполнены иудейские сказания о грядущем Мессии, а также и апокрифические повествования касательно Младенца Христа. Представляемая ими поразительная противоположность в этом отношении с подложными евангелиями первых веков и со всеми легендами, созданными на их основе, составляет самое решительное доказательство их полнейшей исторической правдивости... Стоит обратиться к апокрифическим евангелиям, и мы увидим, насколько далёк и отличен ложный человеческий идеал от Божественного факта».

Ольга Надпорожская

Отдых по пути в Египет. Фландрия (?). XVII в. Дерево, масло 

Физический труд Святого Семейства. В.О. Мумриков. Москва. 1923 г. Дерево, темпера
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Надпорожская:
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Искусство требует жертв
11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
10.09.2018
«Нет нам дороги унывать...»
Рядом с преподобным Серафимом
15.08.2018
При две́рех Спас, да вот беда...
Новые стихотворения
23.07.2018
Стихотворные притчи иеромонаха Романа
О стихотворениях 2017-2018 годов, опубликованных в книге «Лазурь святая» (СПб.: Пальмира, 2017) и на сайте «Ветрово»
26.06.2018
Все статьи автора