Суть внутреннего облика Божией Матери — это смирение, которое сказывается даже в том, что в Евангелии Ей посвящено совсем немного страниц. Больше других евангелистов рассказывает о Богородице святой Лука — повествуя о Благовещении, Рождестве Христовом, Сретении и паломничестве в Иерусалим отрока Иисуса. В повествовании об общественном служении Христа и Страстях Господних немногословная Божия Матерь упоминается довольно редко и как некий второстепенный «персонаж».
А вот Священное Предание рассказывает о жизни Богородицы более подробно. Именно из Предания известно о Рождестве Марии у святых Иоакима и Анны, о Её Введении во храм, о жизни после Воскресения Христова и Успении. Эти события легли в основу церковных праздников и стали сюжетами многих произведений искусства.
Конечно, в русском и западном искусстве жизнь Богородицы отражена по-разному. В Европе, например, любят изображать детство Марии, причём в воспитании Девы участвуют Её родители — святые Иоаким и Анна. На выставке представлены три литографии XIX века, посвящённые этой теме: «Святая Анна обучает Деву Марию», «Дева Мария в саду в молитве», «Мария и святой Иоаким, переводящий Её через мостик». Согласно Преданию Православной Церкви, святые Иоаким и Анна, отдав трёхлетнюю Марию в Иерусалимский храм, уже не участвовали в её воспитании.
На выставке представлена и фламандская картина «Святая родня» начала XVI века. Её сюжет совершенно немыслим для русского искусства. Согласно средневековому преданию, после смерти святого Иоакима Анна ещё дважды выходила замуж и в каждом браке рожала дочь, которую называла Марией. На картине изображены и Иоаким с Анной, и Богородица с Младенцем и Иосифом Обручником, и две другие Марии с мужьями и детьми.
Не нужно быть искусствоведом, чтобы заметить, что начиная с XVIII века западная живопись серьёзно влияет на русское искусство. Вот, например, икона Рождества Христова, на которой фигуры пастухов перекликаются с образом пастырей на гравюре Дюрера. Или православная икона начала XX с необычным названием: «Физический труд Святого Семейства». Написан образ аскетично и строго, но в основе его лежит нехарактерный для русской иконописи сюжет: Богородица, Младенец Иисус и святой Иосиф трудятся в плотницкой мастерской.
Старинные чёрно-белые фотографии, представленные на выставке, запечатлели места Святой Земли, связанные с жизнью Богородицы. Фотографии отражают расхождения в представлениях о том, где происходило то или иное событие. Например, на выставке можно увидеть снимки двух католических храмов, построенных на месте дома святых Иоакима и Анны. Только один из них находится в городе Сепфорисе близ Назарета, а другой — в Иерусалиме. Согласно же православному «Сказанию о земной жизни Пресвятой Богородицы», праведные супруги жили в самом Назарете.
Представленные на выставке рукописи XIX века — это переписанные от руки «Сны Богородицы» сомнительного содержания, имеющие очень условное отношение к христианству. Но есть здесь и духовные стихи, благоговейные и трогательные, тщательно переписанные изящным почерком:
«И в храме жизнь Ея текла,
Как райский день, тиха, светла,
Занятий в исполненьи строгом -
Между трудом и дивным Богом.
Храня покой святой тиши,
Она, как чудный перл, сияла,
И мыслью девственной души
Всегда на небе пребывала.
Любила также, в час иной,
Полна молитв и упованья,
Пророков тайные сказанья
Читать с смиренною душой...»
О чудесах Божией Матери, произошедших после Успения, и о чудотворных иконах Богородицы, выставка не рассказывает. Исключение составляет большая храмовая Смоленская икона Божией Матери XVII века — список с чудотворной иконы, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. Смоленский образ, представленный на выставке, настолько выразителен и прост, что, пожалуй, «перевешивает» все остальные экспонаты.
Выставка «Земная жизнь Богородицы» помогает выстроить историю жития Божией Матери, но всё же искажает Её образ, сложившийся в сознании православного человека. Возникает потребность отсеять всё «лишнее» и обрести некую чистоту восприятия. Но как не перепутать «лишнее» с главным? Формально поделить все экспонаты на католические и православные — слишком предвзятый подход.
Хотя бы отчасти разобраться в этом могут помочь слова английского писателя-богослова Ф.В.Фаррара, автора прекрасной книги «Жизнь Иисуса Христа», многократно переиздававшейся в дореволюционной России. Размышляя о том, чем апокрифические рассказы о Рождестве и детстве Христа отличаются от евангельских, он писал:
«Евангелия, всегда верные истине и отличающиеся в каждом слове тою простотой, которая составляет печать истинного повествования, просто говорят об этом. В них нет и следа избытка необычайности, таинственности и чудесности, которыми так переполнены иудейские сказания о грядущем Мессии, а также и апокрифические повествования касательно Младенца Христа. Представляемая ими поразительная противоположность в этом отношении с подложными евангелиями первых веков и со всеми легендами, созданными на их основе, составляет самое решительное доказательство их полнейшей исторической правдивости... Стоит обратиться к апокрифическим евангелиям, и мы увидим, насколько далёк и отличен ложный человеческий идеал от Божественного факта».
Ольга Надпорожская
Москва. 1923 г. Дерево, темпера" width="400" height="493" align="middle" />