За последние полгода известность большинства лидеров несистемной оппозиции возросла. Особенно это заметно на примере Навального (в феврале он был в той или иной мере известен 29%, сегодня - 48%), Гудкова (с 21 до 60%). Также более известными стали Удальцов (с 13 до 39%), Чирикова (с 12 до 20%) и Пономарев (с 14 до 23%). Вожди протестного движения наиболее известны в кругу столичных жителей. Так, в Москве и Санкт-Петербурге Навальный хорошо известен 40% респондентов, Удальцов - 33%, в то время как в остальных населенных пунктах о них знают не более 13-15%.
Одновременно с ростом известности лидеров оппозиции усиливается негативное мнение о них. Так, за последние полгода доля тех, кто отрицательно относится к Навальному, выросла с 31 до 43%, к Гудкову - с 29 до 43%, к Удальцову - с 26 до 42%, к Пономареву - с 28 до 40%, к Чириковой - с 24 до 39%. Тогда как доля симпатизирующих им остается прежней. Исключение - Удальцов (рост положительных оценок с 18 до 27%) и, отчасти, Чирикова (с 22 до 28% соответственно).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведён 15-16 сентября 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность опроса не превышает 3,4%.
Данные социологов комментирует в интервью «Русской народной линии» известный политолог, д.ф.н. Сергей Лебедев.
Раскрутка деятелей т.н. несистемной оппозиции состоялась. Ведь не только простой человек «с улицы», но и те, кто занимаются политтехнологиями профессионально, еще пару лет назад имя Навального с большой политикой не ассоциировали. Сейчас более-менее знают о нем все. Это, надо сказать, весьма неприятный показатель, потому что, в свое время, когда подрывали Российскую Империю, а потом Советский Союз, то специально создавали культ вокруг декабристов, Герцена, диссидентов и тому подобных типов. Неважно, что по большей части это были ничтожные, деградирующие личности, но их возводили на пьедестал и формировали культ этих личностей.
Тот факт, что россияне сейчас гораздо больше знают про деятелей оппозиции, - не радует. Однако то, что наш народ, несмотря на все усилия Министерства образования и науки, все еще может отличить свет от тьмы, - это радует. Деятелей оппозиции раскусили. По большей части негативное отношение к оппозиционерам заключается в том, что они ничего не предлагают вместо программы Путина. Они, очевидно, считают, что стоит Владимиру Владимировичу уйти, и все станет хорошо само собой. И реки молочные в кисельных берегах потекут, и небо в алмазах засияет. Но в том-то и дело, что мы все понимаем, что так не будет.
Еще один нюанс: Навальный, Чирикова - люди молодые в политике, а Немцов? Тем жителям России, кому за 30, известно, что это человек, при участии которого произошел дефолт. Немцов также был ельцинским первым вице-премьером! Также жители Санкт-Петербурга помнят, кем был папа Ксении Собчак - а он был политической проституткой. Ну, а сама Ксения - без прилагательного, просто… Сам факт отрицательного отношения жителей России ко всем этим «болотным» деятелям, ко всем этим «хомячкам» - свидетельство того, что нас, несмотря на все усилия Запада, еще не до конца зазомбировали.
Слава Богу, наши люди еще способны мыслить, способны оценивать деятелей, которых нам преподносят как борцов или «мучеников» за идею. В отличие от 2000 года, когда все спрашивали: «а кто такой мистер Путин?» - «это всего лишь преемник Ельцина?» - теперь мы можем точно утверждать, что Путин, может быть, не всегда так, как нам хотелось бы, но борется за Великую Россию, и этим объясняется «неосознанный путинизм» нашего народа.
Но я бы не хотел, чтобы мы считали, что с «оппозиционерами» покончено. В том-то и трагедия, что и в 1989 году лидеры т.н. «демократического движения» (по большей части русофобы и недоумки) имели примерно такой же рейтинг. Тем не менее, им удалось развалить СССР. Так что «оппозиция» - это опасность, которую нельзя недооценивать. Хотя в народе к ним пока здравое, адекватное отношение.