Комментируя этот законопроект, известный православный публицист протодиакон Андрей Кураев заявил: «У нас сейчас принято ратовать за введение уголовной ответственность за оскорбление чувств верующих. Но ведь доносчику — первый кнут! Если подобная статья появится, я могу оказаться одним из первых, кого справедливо по ней засудят. В моих книгах и лекциях содержится много критики, задевающей чувства носителей других вероисповеданий и сектантов. А определять, оскорбили его или нет, кто будет? Тот, кто считает, что его оскорбили. Назвал я кого-то сектантом – вот уже крик об оскорблении… В ближайшее время юридического консенсуса среди экспертов по поводу того, что считать полемикой, что юмором, что сатирой, что оскорблением религиозных чувств, достигнуто не будет. И в результате эта статья будет дубинкой в руках тех, кто находится у власти. Если кто-то не нравится, появляется отличный способ привлечь его к ответственности. Я на такого рода нововведения всегда смотрю с точки зрения собственной безопасности: как это может быть использовано против нас. Советский период научил. Я боюсь, что руками церковных людей — активистов, публицистов, юристов — потихонечку будет виться веревочка, которая потом будет душить нас самих».
В свою очередь, политолог Глеб Павловский назвал законопроект «шагом к дальнейшему демонтажу светского государства». Примерно в том же духе высказались и другие либеральные публицисты. Например, Максим Соколов заявил, что сама формулировка «оскорбление чувств» приводит нас туда, откуда мы пытаемся уйти. По его мнению, она содержит апелляцию к неясному предмету, ибо люди обладают разной степенью чувствительности… Соколов считает, что наказуемо быть должно «Бесчинство в охраняемых государством местах религиозного, а равно гражданского культа». «Нет разницы, церковь то, мечеть, синагога, а равно Соловецкий камень, волгоградская Родина-мать, вечный огонь в областном центре или просто смиренное кладбище. Бесчинство имело место — пожалте бриться. Точно так же нет разницы, привело бесчинство людей в гнев и ярость или все они весело смеялись над проказами задорных хулиганов... Бесчинство имело место — получите. Диспозиция статьи понятна, санкция тоже, и избежать ее не просто, а очень просто. Достаточно не посещать мест религиозного и гражданского культа, если нет уверенности в том, что твое поведение не вызовет нареканий. Если есть какие-либо сомнения, можно посетить другое, не сакральное место», - пишет он.
«Разделяете ли вы опасения подобного рода комментаторов? Как бы вы прокомментировали идею законопроекта?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, подчеркнул, что появление такого законопроекта значит: наше государство и общество, наконец, признали, что чувства верующих дóлжно уважать.
«А заранее опасаться злоупотреблений еще не принятым законом может либо тот, кто всех людей считает больными идиотией, либо сам не совсем здоров. Закон подобного рода существует в некоторых государствах, которые от этого никоим образом не превращаются в ваххабитские или клерикальные, но чувства верующих защищают. Тревога отца Андрея Кураева, может быть, и уместна, если она приведет к чувству покаяния за его вольные рассуждения, а если она перейдет в озлобление, то это нездоровое чувство. А защищать действительно надо не только религиозные культовые помещения и места, но и общенациональные святыни: Могилу Неизвестного солдата, мемориалы, посвященные памяти жертвам Великой Отечественной войны, мемориалы другого рода, которые почитаются государством и народом. Они тоже, безусловно, требуют защиты. Но что места религиозного поклонения будут защищаться законом - это никакой не шаг назад, а шаг к настоящему правовому государству, где уживаются мнения атеистов и людей религиозных, независимо от того, какой они придерживаются религии. И потом, закон просто восстановит равноправие религий, потому что неуважение чувств иудеев давно фактически выражается в конкретных приговорах. Я знаю случай, когда напроказивший у синагоги молодой человек получил реальные семь лет тюремного заключения, и никто не возмутился, все посчитали это само собой разумеющимся. И я с этим согласен. Нельзя оскорблять чувства верующих иудеев, как и чувства христиан, мусульман и других людей, имеющих религиозные убеждения», - заключил о. Александр.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что опасения и постоянные страхи нам постоянно мешают жить.
«И мы с вами прекрасно знаем, что тот, кто желает – ищет способы, чтобы достичь цели, а тот, кто не желает – ищет оправдания. Наша страна проходит этап мобилизации сил, этап действий, а не оправдания бездействию. Так что те, кто говорит об опасениях и оправданиях, критикуя процесс законотворчества, они, мягко говоря, ошибаются. С другой стороны, слова Максима Соколова нельзя назвать опасением. Нельзя же ограничивать дальнейшие действия по законотворчеству – не все сразу. Вполне возможно скорректировать закон. Надо просто действовать, и хорошо, что российские законодатели работают в таком направлении», - отметил отец Макарий.
«Надо помнить, что законы создают законодатели, исполняет – исполнительная власть, а вот интерпретирует – судебная власть. Уже по результатам правоприменения законодательная власть решает: вносить ли поправки. Если окажется закон неудачным, то законодатели вернутся к его пересмотру. Так что тем, кто говорит, что закон несуразный, отвечаю – закон очень суразный, так как подобные законы существовали и существуют в большом количестве государств, и успешно там реализуются. По этому поводу есть замечательное стихотворение Киплинга: «Шакалу было тридцать дней, когда пришла пора дождей. Не разу в жизни, он вскричал, таких я ливней не видал». Вот у наших некоторых деятелей такая же манера: они забывают, что надо опираться не только на короткий послесоветский опыт, а на опыт человечества. Например, когда в защиту осужденных кощуниц из Pussy Riot в Финляндии попробовали провести подобную акцию у Хельсинского православного собора, то организатор тут же попал под статью о защите прав верующих. И эти примеры многочисленны, просто наши СМИ предпочитают нас, граждан РФ, держать за дураков», - заключил иеромонах Макарий.