Его Высокопреосвященству сослужили клирики подворья и личный секретарь иерей Константин Павлюченко.
По окончании чтения Евангелия, архипастырь обратился к собравшимся с проповедью.
«Мы слышали в притче о том, как некий человек, отходя на длительное время, дал одному работнику пять талантов, другому – два таланта, третьему – один. Талантом в то время называли единицу измерения веса серебра.
Некоторые сразу подумают, что господин поступил несправедливо, почему бы и всем не дать по пять талантов. Но тут же в Евангелии следует очень важное уточнение: господин дал таланты каждому по силам и по способностям его. Тот, который получил пять талантов, пустил их в дело и ко времени возвращения господина заработал еще пять талантов. Тот, кому дали два таланта, тоже пустил их в дело и тоже заработал еще два таланта. Тот же, кому был дан один талант, – зарыл его в землю. Когда господин спросил его, он, оправдывая свою лень, сказал, клевеща на господина: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25, 24-25). И тогда господин сказал: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью. …а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26-30).
Святые Отцы эту притчу изъясняют следующим образом: господин – это Господь Иисус Христос, Который вознесся на небо и оставил на земле своих работников, которым дал таланты. В первую очередь, это дары Духа Святого, Который со дня Пятидесятницы пребывает в Церкви. Во время второго пришествия Иисус Христос спросит каждого. Дух Святой дышит, где хочет и каждому дает таланты для служения: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:8-11). Эти таланты, духовные дары, присутствуют в Церкви. И каждому Бог через Святого Духа дает эти таланты. Мы знаем из нашей жизни, что каждый человек смертен. В церковных песнопениях поется: «земля еси, и в землю отыдеши». Таким образом, истолковывая притчу, мы понимаем, что земля в этой притче – человеческое тело. Тот человек, который свой талант, умственные способности, духовные, телесные силы, средства тратит на угождение своему смертному телу, своей плоти, для удовлетворения похотей - зарывает свой талант в землю. Когда Господь спросит его, что он сделал, то, уподобляясь ленивому рабу, этот человек ответит – «вот тебе твое». Но человек, зарывший талант в землю, не отдает Богу даже того, что Он ему дал.
Господь наш Иисус Христос в своей первосвященнической молитве на горе Елеонской молился о том, что, «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). Ученики, пребывая три года с Учителем, конечно же, слышали все. Но, когда наступил суровый час испытаний при кресте, из них остался только апостол любви Иоанн. Но в день сошествия Святого Духа на апостолов, все стало для них ясно и слова Господа приняли силу внушения, что затем, каждое их слово было как слово Христа, - пояснил владыка. - Эта истина, эти таланты, дары Духа Святого, пребывали в Церкви и пребывают до настоящего времени. За столетия эта притча так усвоилась людьми, что слово «талант» стало нарицательным. Сейчас мы талантом называем все то, чем человек одарен от Бога. Эти таланты больше всех реализовали в своей жизни апостолы. Они получили небольшие общины. Но апостолы вложили в них все те таланты, которые им дал Бог. Эти небольшие первохристианские апостольские общины стали разрастаться и в настоящее время спустя 2000 лет христианства превратились в многомиллионные Поместные Церкви.
В значительной степени эта притча относится и к нам. Даже в на нашем житейском уровне мы имеем таланты, но не всегда развиваем их, стараемся получить пользу и сделать благо ближнему и Церкви. Когда согрешили прародители, то они были изгнаны из рая со словами: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). Человек обязан трудиться, потому что труд развивает человека. Если мы посмотрим на спортсмена, который бросит тренировки и начнет безмерно есть и пить, то вскоре его красивое атлетическое тело станет рыхлым и дряблым. То же самое произойдет и с умственными способностями человека, который перестанет работать. У него наступает апатия, лень, уныние, которое является смертным грехом.
Каждому Бог дает таланты по мере способностей. Если человек зарыл один талант в землю и услышал укор Господа «лукавый раб и ленивый», то что было бы, если в землю был зарыт не один, а пять талантов? Но Бог милосерден. Каждому Он дает таланты по силам его. Бог не дает более тяжелого креста, нежели того, который мы можем понести.
Если мы будем очищаться в Таинстве Исповеди от нашего лукавства, хитрости и лености, от жестокости и завистливости, будем в первую очередь обращать внимание на то, чем мы обладаем и реализовывать данные нам от Бога таланты, то, когда придет Строгий, но Праведный Судия, то дай Бог каждому из нас услышать слова, обращенные к старательным работникам: «добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21)», - заключил архипастырь.