Этот день в Русской истории

Сегодня день памяти русских воинов, павших на Куликовом поле и в сражении на реке Альме; также мы вспоминаем архиепископа Феофана (Прокоповича) и маршала И.Х.Баграмяна

Новости Москвы 
0
211
Время на чтение 7 минут
А. П. Бубнов Утро на Куликовом полеСегодня, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, мы чтим память русских воинов, павших на Куликовом поле (1380). 630 лет назад святой благоверный Великий князь Дмитрий Донской собрал войско, чтобы освободить народ от Мамаева ига. Куликовская битва стала не просто великим событием отечественной истории, но оселком русского патриотизма.

Войска литовского князя Ягайло и татарского темника (темник командовал десятью тысячами воинов, состоял под непосредственным начальством хана) Мамая должны были соединиться на Оке, откуда предполагалось начать общий поход на Москву. Московский князь Дмитрий Иванович, узнав в конце июля 1380 года о движении татарских орд, обратился к русским князьям с призывом собрать все силы для отпора врагу. Пунктами сбора русских дружин стали Москва и Коломна, где собралось 100-150 тысяч воинов, в основном москвичей, и из земель, признавших власть московского князя.

Утро 8 сентября (ст. ст.) было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей. В 12 часов показались на Куликовом поле и монголы. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Телебея) с иноком Александром Пересветом. Оба поединщика пали мертвыми, однако победа осталась за Пересветом, которого конь смог довезти до русских войск, в то время как Челубей оказался выбитым из седла. Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком (в ряде источников — Туляк). Дмитрий Донской сначала был в сторожевом полку, а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конем с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который затем сражался и принял смерть под знаменем Великого князя.

Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка, русское воинство было оттеснено к реке, русские боевые порядки окончательно перемешались. Лишь на правом фланге атаки монголов не увенчались успехом, т.к. там монгольским воинам приходилось взбираться на крутой холм.

Серпуховский князь Владимир Андреевич, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы монголов стал решающим. Монгольская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство.

Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения и, увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Перегруппировать татарские силы, продолжить бой или хотя бы прикрыть отступление было некому. Поэтому все татарское войско побежало.

Куликовская битва – важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды. Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья. По подсчетам историков на поле Куликовом сошлось несколько десятков тысяч воинов. Здесь в крови Мамаева побоища зарождалась будущая Россия. Куликовская битва стала коренным переломом в борьбе Руси против ордынского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания.

Сражение на р. АльмеВ этот день в 1854 г. в сражении на реке Альме в ходе Крымской войны русские войска потерпели поражение, сегодня мы чтим память воинов, погибших в сражении на Альме. Это было первое крупное сражение Крымской войны между войсками коалиции Великобритании, Франции и Турции, с одной стороны, и России — с другой. Высадка экспедиционного корпуса коалиции в Евпатории, начавшаяся 2 (14) сентября 1854 года, не встретила сопротивления, и за первые дни сентября на берег было переправлено около 61 тысячи солдат. Армия двинулась вдоль побережья на юг, к Севастополю — базе Черноморского флота России и основной цели союзников в Крымской кампании. На полпути к Севастополю, у устья реки Альмы, размещалась русская армия, ставившая своей целью остановить продвижение союзников и не допустить захвата Севастополя с ходу, поскольку город в этот момент совершенно не был подготовлен к обороне.

Русскую армию возглавлял генерал-адъютант князь Александр Сергеевич Меншиков. Он располагал 35 тысячами солдат и 84 орудиями. Союзные силы высадились в 50 км к северу от Севастополя. Сражение началось в полдень ударом французских войск генерала Боске. На высоты левого фланга русских обрушился артиллерийский огонь с моря, а затем и оказавшийся поразительно эффективным огонь французской пехоты из нарезных штуцеров (нарезное ружье с низкой скорострельностью). В центре, у моста через Альму, русские упорно дрались и не сдавали позиций до тех пор, пока французы не открыли по ним огонь с захваченных высот. В общей сложности мост удерживался в течение семи часов. Отступление, несмотря на то, что проходило под убийственным стрелковым и артиллерийским огнем, производилось достаточно организованно. Русские потеряли только три пушки и ни одного знамени. Однако в руки союзников попал портфель с бумагами главнокомандующего князя Меншикова.

После начала общего отхода русских войск ни французы, ни англичане не решились на преследование, провожая отступающих исключительно артиллерийским огнем. Главная причина отказа союзников от преследования — размер потерь личного состава, который потряс английское и французское командование. Общие потери союзников в сражении на Альме составили от 4000 до 4500 человек, русских — около 6000.

Архиепископ Феофан (Прокопович)Также сегодня мы вспоминаем известного государственного и церковного деятеля, писателя и поэта архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича) (1681–1736). Архиепископ Феофан (Прокопович) (в миру Елиазар (Елисей) родился 8 июня 1681 г. в семье киевского купца. Воспитывался дядей, ректором Киевской академии. Учился в Киевской академии; в 1698 г. отправился в Рим, перейдя в унию и приняв монашество в униатском базилианском (св. Василия Великого) ордене с именем Самуил. В Риме поступил в иезуитскую коллегию святого Афанасия, где прошел полный курс теологических наук. Вернувшись в Киев (1702), вновь обратился в Православие (1704), приняв монашеский постриг с именем Феофан. Преподавал в Киевской академии поэтику, риторику, философию и богословие. Привлек внимание Петра I, обратившись к нему с торжественной речью во время посещения Царем Софийского собора (1706); произносил также панегирики Царю по поводу Полтавской победы в том же Софийском соборе (1709) и в лагере в Яссах (1711). В том же 1711 г. Петр назначил его ректором академии и игуменом Братского монастыря в Киеве, а в 1715 г. вызвал в новую столицу.

К тому времени игумен Феофан уже был автором учебников поэтики и догматики, философских диалогов и многих проповедей. В Киеве он создал и известнейшее из своих драматических произведений, силлабическую трагикомедию Владимир (поставлена в 1705 г.), где равноапостольный Князь, принявший Христианство, выставлен как образец просвещенного Монарха, одолевшего вековое невежество.

В петербургских проповедях («О власти и чести Царской» и др.) всячески отстаивал реформы Петра, обличая его врагов. В 1718 г. был рукоположен в епископа Псковского; с 1720 г. – архиепископ Новгородский. Участвовал в составлении либо был автором важнейших государственных документов того времени, прежде всего Духовного регламента (1720), по сути – закона нового церковного устроения (подписанного Петром в начале 1721), согласно которому упразднялось патриаршество и вводилась всецело подчиненная Царю Духовная коллегия (вскоре переименованная в Святейший Правительствующий Синод), где сам Феофан стал первенствующим членом. Кроме Духовного регламента, написал также введение к Морскому уставу и Слово похвальное о флоте Российском (оба в 1719 г.), Розыск исторический (1721), Правда воли Монаршей (1722) и другие сочинения, где изъяснял проблемы гражданского и церковного права, а также престолонаследия, утверждая принципы просвещенного монархизма. После смерти Петра I авторитет архиепископа Феофана пошатнулся, однако он упрочил свое положение в 1730-е годы, при Императрице Анне Ивановне.

Архиепископ Феофан внес большой вклад в новую, постсредневековую культуру России: он активно способствовал организации Академии наук, как историк (участвовавший, в частности, в написании Истории Петра Великого, изданной в 1773 г.) оказал большое влияние на В.Н.Татищева, а как поэт-сатирик – на А.Д.Кантемира. Скончался архиепископ Феофан (Прокопович) 8 сентября 1736 г.

И.Х.БаграмянТакже сегодня мы вспоминаем маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Ивана Христофоровича Баграмяна (1897-1982). Он родился 2 декабря 1897 г. в городе Елисаветполь, в семье рабочего-железнодорожника. Армянин. С 1915 г. служил в армии, окончил школу прапорщиков в 1917 г. Участник Гражданской войны. В 1923-1931 гг. - командир кавалерийского полка. Окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе в 1934 г., Военную академию Генштаба в 1938 г.

С началом Великой Отечественной войны - заместитель начальника штаба, а с декабря 1941 г. - начальник штаба Юго-Западного фронта, одновременно штаба войск юго-западного направления. С июля 1942 г. командовал 16-й армией (с мая 1943 г. -11-я гвардейская), отличившейся в Орловской наступательной операции. С ноября 1943 г. командовал 1-м Прибалтийским фронтом. За выдающиеся результаты, достигнутые войсками фронта в Белорусской операции, и личное мужество 29 июля 1944 г. генералу армии Баграмяну присвоено звание Героя Советского Союза. С февраля 1945 г. - командующий Земландской группой войск, с апреля 1945 г. - командующий 3-м Белорусским фронтом.

После войны Баграмян был командующим войсками Прибалтийского военного округа, главным инспектором Министерства обороны СССР - заместителем министра обороны СССР, начальником Военной академии Генштаба. Маршал Советского Союза (1955). С 1958 г. - заместитель министра обороны - начальник Тыла Вооруженных сил СССР. С 1968 г. - в Группе генеральных инспекторов Минобороны СССР. 1 декабря 1977 г. за заслуги перед Вооруженными силами СССР и в связи с 80-летием награжден второй медалью «3олотая Звезда». Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

Также сегодня мы вспоминаем поэтессу, «музу речки Клязьмы», Марию Алексеевну Поспелову (1780-1805) и актрису Александринского театра, часто выступавшую на монархических собраниях и съездах, Марию Гавриловну Савину (урожд. Славич) (1854-1915).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22