Глава правительства Тувы Шолбан Кара-оол подписал поправки к региональному закону «О языках»: они включают требование о двуязычном написании наименований населенных пунктов, дорожных и прочих информационных указателей. Новый закон вступает в силу уже на следующей неделе: его инициатором выступило правительство республики, а Верховный хурал единогласно поддержал, пишет «Коммерсант».
Депутат Верховного хурала Тувы Виктор Вусатый считает, что «сохранение национального языка — лишь формальный предлог»: «По сути, власти констатируют, что большая часть населения Тувы уже фактически не понимает русского языка». По словам депутата, в республике фактически разрушена система его преподавания. Русскоязычных учителей не хватает даже в столице республики - Кызыле. В районах язык преподают в лучшем случае местные жители, которые «хоть чуть-чуть его знают». По словам депутата, значительная часть населения Тувы русским языком не владеет вообще, особенно молодежь.
Усиление языковой обособленности в таких регионах, как Тува, несет в перспективе серьезные политические угрозы для федерации, полагает политолог Александр Чернявский. «Русский язык всегда являлся одним из важнейших цементирующих элементов целостности нашей страны,— отметил он.— Ослабление таких связей в мононациональных регионах, таких как Тува, опасно усилением сепаратистских настроений, особенно учитывая слабую интеграцию в экономику РФ. Ведь Тува до сих пор даже не имеет железнодорожного сообщения с остальной страной.
Целые районы, где большая часть населения не понимает по-русски, есть и в Якутии, и в других регионах.
«Кажется ли вам опасным такое ослабление русского языка? В чем вы видите его главные причины, как ему противодействовать? Не должно ли за непонимающее по-русски население отвечать руководство региона?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что язык всегда в каком-то смысле развивается от лучшего к худшему, идет в сторону упрощения, деградирует с этносом и нацией.
«У нас титульная нация находится в печальном состоянии – нравственном и духовном. И язык начинает испытывать процессы деградации не только на окраинах России, но и в центре. Посмотрите, что с нами происходит в социально-культурном плане. Семья давно разрушается, что происходит с образованием – это тоже не созидательные, а разрушительные процессы. Отсюда и язык страдает. И если в отдельных регионах начинаются центробежные процессы, то и язык будет вытесняться. Ситуацию невозможно исправить отдельно от самого народа. Надо оздоравливать народную жизнь, тогда и язык будет оздоравливаться», - заключил отец Андрей.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что ответ на поставленный вопрос очевиден.
«Традиционное государство существует, пока есть народ. Население становится народом, когда у него есть общие представления о том, как жить, что такое хорошо и что такое плохо, когда у него общая территория и общий язык. Сейчас прослеживается тенденция к разрушению такого государства, разрушению народа. Соответственно удары наносятся по тому, что государство формирует. Первым делом разделяются языки. Оскверняется вера. То есть убирается костяк. Все делается последовательно. Противостоять этому можно, но для этого необходима народная воля - либо политическая воля руководства страны, которое должно провозгласить определяющую цель и стремиться к ее достижению. Для реализации народной воли сил еще недостаточно. А политическая воля, кажется, совсем отсутствует», - заключил о. Алексий.
Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, заметил, что ситуация, конечно, печальная.
«Очевидно, что чем меньше взаимопонимания между народами, тем больше опасность сепаратизма. А взаимопонимание обеспечивается и общим языком и общей культурой. Ведь не просто так еще недавно за границей и украинцев и литовцев, например, называли русскими. Сохранение русского языка как общего – одна из важнейших задач внутренней политики. Но мы видим, как из года в год сокращаются часы на преподавание русского языка и литературы. Главным предметом объявлена физкультура. А сквернословие усиливается и распространяется. Происходит своеобразная инфляция языка внутри страны. Но если сами русские им не дорожат, то как им будут дорожить те, кому он не родной? Нужно вернуть ключевые позиции в системе образования предметам, формирующим нравственный и культурный облик человека – а это именно русский язык, литература и история. В целом очень актуальной является проблема приобщения людей к ценностям духовной культуры. Но, к сожалению, не для лиц, занимающих руководящие должности», - подчеркнул о. Илия.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что руководство страны должно срочно уделить этой проблеме то внимание, которого она заслуживает.
«Опасность распада страны из-за утраты значительной частью населения способности говорить по-русски реальна и очень велика. Отказ от общего культурного наследия и общего языка самым негативным образом скажется на развитии народов нашей страны. Увы, мы видим, как стремительно утрачивается взаимопонимание. Люди и в прямом и в переносном смысле начинают думать и говорить на разных языках и перестают понимать друг друга. Психологическая закономерность: непонимание порождает страх, страх – агрессию и желание обособиться. Так что это очень опасная тенденция. Во многом она связана с состоянием системы образования, его недостаточным финансированием. Средства на подготовку учителей русского языка в национальных районах уже не выделяются. Это недопустимо. Для решения этой проблемы нужно предпринимать срочные меры», - заключил священник.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, подчеркнул, что «вопрос о русском языке - это, безусловно, вопрос национальной безопасности», который не менее важен, чем число ракет и самолетов.
«Если не будет русского языка как языка общения на всем имперском пространстве России, не будет и самой страны. Озаботиться этим должны не местные власти, а центральная власть. Она должна сделать все, чтобы русский язык не только номинально, но и реально стал государственным языком, языком межнационального общения. И все должны это принять. На едином евразийском пространстве, о котором говорит Путин, все должны владеть русским языком. Это, повторяю, вопрос национального единства и национальной безопасности», - отметил о. Александр.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, высказал мнение, что незнание русского языка в регионах слишком преувеличивают.
«Работая журналистом, я не один год ездил по Кавказу, посещая абсолютно все республики, и не сталкивался с ситуацией, чтобы меня не понимали или на улице слышался только национальный язык. Безусловно, это может быть язык с акцентом, с неправильными ударениями, не более. Тем не менее вполне допускаю, что в горных аулах Дагестана кто-то может не знать русского. Что касается двуязычных вывесок в национальных республиках, то в этом я тоже не вижу особой беды. Почему нет? Но если в Туве молодежь не владеет русским языком на самом деле, то это повод для федеральной власти задуматься о соответствии региональных чиновников занимаемым должностям. Незнание русского языка – это прежде всего проблема и беда самих тувинцев», - заключил о. Антоний.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, заметил, что в СССР была такая же проблема.
«Например, во время моей службы в армии к нам приходили новобранцы, представители малых народов, которые совершенно не знали русского языка, им приходилось учить его на ходу. Так что такая проблема была давно. Другое дело, если говорить именно о Туве, там ситуация резко ухудшилась в 90-е годы: русскоязычное население жестко выдавливали, в том числе и насилием, и русские бежали оттуда, как и из многих других национальных регионов. Так что сложности заключаются в бытовом национализме, который, кстати, был и в СССР. Что касается Якутии, то, скорее всего, речь идет о каких-то дальних оленеводческих стойбищах, нежели городах. Буквально недавно я разговаривал с представителем якутского землячества в Твери, так вот якуты подчеркивают свое православие, они говорят, что большинство населения Якутии считают себя русскими. Русский язык как язык межнационального общения должен быть распространен по всей стране, чтобы у людей не возникали проблемы, когда они приезжают из национальной окраины в областной центр или в столицу нашего государства. Думаю, в тех регионах, где ситуация нормализовалась, вновь необходимо восстанавливать преподавание русского языка. И пусть Тува - довольно специфический регион, куда нельзя добраться по железной дороге: при благоприятных отношениях между народами все можно сделать», - заключил о. Георгий.