Честно говоря, я все же немного сомневался, стоит ли придавать такое значение этим пляскам. Стоит ли их увязывать с антихристианскими проявлении в ряде стран западной демократии? Но время показало, что опасения оправдались, и развитие этой истории превзошло все возможные ожидания. Дело это выеденного яйца не стоило. Все публично выступавшие по этому делу начинали свои спичи с осуждения непристойной акции. Но одни закачивали тем же, а другие говорили, что их нужно пожалеть, Церковь должна все прощать и т.д. То есть, по сути, открыто поддержать это безобразие не решался никто. И только вполне законный приговор вызвал бурю открытой ненависти почему-то к Церкви. Все сразу забыли мечты о правовом государстве, о независимости суда и т.д. и побежали спиливать кресты: подло, по ночам, прячась (как в начале прошлого века из-за угла убивали стражей порядка и кидали бомбы в беззащитных представителей власти). Напомним, что и сами «бешеные…» свои акции почему-то проводили в масках.
И все эта нелепая кампания напомнила евангельскую притчу о легионе бесов, который, будучи изгнан, вселился в свиное стадо, вполне логично бросившееся с обрыва. Так и здесь мы сталкиваемся совершенно с бессмысленным проявлением злобы по отношению к Церкви.
По всему миру одиозные личности выступают в защиту «бешеных…» и даже устраивают акции, за которые им приходится отвечать по местным законам. То дамы, склонные к обнажению своих половых органов (что в медицине классифицируется как извращение) спиливают греко-католический крест, поставленный в память оранжевой революции; то какой-то сомнительный гражданин из Германии, изгнанный из академии и побывавший в доме скорби, после чего решил заняться йогой и балетными танцами, решил залить иконы чернилами (ведь знает горе-семинарист, что в простом храме бабули его за подобную акцию отделают, а в Храме Христа Спасителя все сойдет). Прямо-таки булгаковский персонаж.
Но самой удивительной оказалась партия доброжелателей Церкви, которые требовали от нее неизвестно чего, видимо, защиты кощунниц. Полюбить их, накормить блинами и, видимо, сказать: «Приходите еще, покощунствуем вместе». Но этого не случилось. За такие «мелочи» приходится потом горько расплачиваться.
Подумаешь, сплясали на солее, а кто на нее только не выходил. Подумаешь, похулили Богородицу: так не Ее якобы хотели похулить, а Путина. А дальше сложные политические выкладки и хитрые объяснения. Но то, что Церковь не повелась на доводы «мудрецов», вселяет надежды. Не повелась на это и Россия в целом, только представители а-ля-перфомансного искусства и злобные противники Христа, у которых тайно или явно вызывает бешеную злобу даже Его образ. И дело тут не в машинах и моральном облике отдельных пастырей. Это разведка боем: отсюда можно оценить мудрость отдельных советчиков не реагировать и не возмущаться, «а то хуже будет». Разведка иррациональная, а не спланированная, пробный камень темных сил, которые хотят увидеть, как побегут от него волны, возмущающие поверхность. Уж очень им хочется доказать, что христианство умерло, что у нас нет верующих и скоро можно по примеру Запада храмы фактически превратить в музеи или продавать их с молотка.
Недавняя чудовищная акция в Ливии, вызванная показом фильма и размещением его в интернете, поставила все на свои места. У нас достаточно много желающих поглумиться над христианством. Некий господин даже пытался отстоять свое право в порядке перфоманса публично рубить иконы. Потом, правда, все же в порядке христианского перфоманса получил от одного зрителя по морде. Но сколько подобных издевательств было и на телевиденье и в интернете. Но антиамериканские акции мусульман по всему миру явились своего рода укором нам. И дело не в том, чтобы убивать людей за кощунство или устраивать беспорядки, речь о том, чтобы граждане нашей страны имели право на законную защиту своих прав. Поэтому нужен реально действующий закон, который защитит от глумления над верой. Защитит нас от новых попыток загнать в резервацию или вовсе запретить христианство.
Православие никого не принуждает к вере. Вера это свободный выбор человека. Нам не нужно кого-то затягивать в церковь насильно. Толку от таких людей не будет. Не нужны нам и «модные» христиане, которые переступают пороги храмов из-за моды на религию, а вера в реальности не трогает их сердца. И распоясавшиеся атеисты, наследники большевиков не могут сказать, что их заставляют креститься или ходить в церковь: просто сам Крест, главное оружие христиан, вызывает у них неописуемые страх и злобу. Крест - наше оружие - внешне сам по себе беззащитен, его можно спилить, сжечь или облить чернилами. Но это только образы того Креста, орудия казни, Который жертвой Христа превратился в орудие спасения человека. И этот Крест спилить и уничтожить нельзя: Он орудие нашей победы, недаром в трудные минуты жизни христиане осеняют себя крестным знамением. И противники веры и Креста могут просто обратиться к истории, чтобы узнать, какая участь ожидает тех, кто поднял на него руку.
Не хочу никого призывать к насилию, но проявление своей воли, своего несогласия с тем или иным кощунственным событием необходимо. На моей памяти таких было всего два: алтарники храма святителя Николая в Пыжах, возмущенные кощунственной выставкой, прикрыли ее силовым способом. Они знали, на что шли и готовы были к репрессиям. Но либеральная общественность перепугалась, и власть стала на сторону алтарников. Время показало, как они были правы. Любители перфоманса долго отсиживались, но вот решили, что подходящее время для них пришло, и устроили безобразие в храме. Несколько лет назад прихожане храма Воскресения в Кадашах, где настоятелем протоиерей Александр Салтыков, доведенные до крайности нежеланием так называемых мастерских грабарей выехать, просто блокировали занимаемое ими помещение. Это привело к освобождению не только храма Воскресения в Кадашах, но и Марфо-Мариинской обители и других религиозных организаций. Дело в том, что Правительство Москвы предлагало мастерским помещения, которые им не подходили, и они сочли за лучшее пребывать в храме. Как знать, не прими эти люди жестких мер, быть может, реставраторы пребывали бы там и по сей день. Сколько упреков было высказано в адрес Церкви. И во многом от реставраторов, которые должны были понимать, чем является храм. Среди этих «верующих» работников искусства, возможно, нашлись бы и люди, поддержавшие кощунниц.
За годы перестройки сделано немало. Но мы стали терять границу между миром и Церковью. А апостол Иаков говорит: «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4: 4). Немало этому повредило и оголтелое миссионерство, когда людей фактически только речами пытались убедить в преимуществах христианства. Не буду вспоминать всех ошибок миссионерства. Но главная - в стирании грани между миром и церковью. А именно инаковость Церкви по отношению к миру нравится людям, бегущим от мира. Как-то неловко себя чувствуешь, когда видишь людей совершенно не понимающих, что такое Церковь (а о вере в Воскресение Христово и говорить нечего) и называющих себя православными. Православным человеком может себя называть человек, причащающийся в церкви, а значит относящийся к какому-то приходу. Плохо и то, что мы людей, далеких от всякой веры, стремились записать в православные авансом. Многие не смогли правильно употребить этот аванс, особенно люди от искусства с известной кашей в голове.
В современном антихристианском мире реальной силой, которая может привести ко Христу, может быть только благодать, которая дается в Церкви через Крещение, Евхаристию… Кто пренебрегает этими Таинствами, не сможет окончательно войти в Церковь. И поэтому главным средством привлечения людей к вере является богослужение, которое может показать людям Бога. Современный человек, познавший все и засоривший свои мозги всем, чем только можно, крайне мало восприимчив к словам и только само богослужение может открыть ему Бога. Мальчик из католической семьи, проходивший мимо храма и услышавший песнопения, стал православным человеком. Это был Иосиф Муньос. И таких случаев мы знаем немало.
Недавно умерла одна моя знакомая, которая была у меня на виду много лет. Над ней посмеивались вначале: она была такой горячей патриоткой, что многие подшучивали. Но патриотизм привел ее в Церковь. И постепенно она стала врастать в Церковь. И в конце жизни фактически жила в Ней, причащалась, молилась. Многим все еще казалась смешной ее активная позиция. Она всегда готова была вмешаться в какую-нибудь ситуацию в метро, на улице. На сайте Сахаровского центра ее фамилию можно было прочитать в списке свидетелей обвинения. Представители Центра, видимо, считали, что разъяренная толпа защитников нетрадиционных ценностей разорвет этих негодяев. И когда начинает пахнуть порохом, и я слышу увещевания тех, кто в мирное время мало отличался рвением к молитве, о том, что надо молиться, терпеть и смиряться, то я всегда вспоминаю рабу Божию Юлию, которую Бог сподобил весьма достойной кончины. Во все времена православные христиане по мере необходимости вставали на защиту веры и святынь. А мы хотим заниматься политикой и лавированием. Когда мы отступаем, враг тут же занимает оставленные рубежи и думает, как захватить следующие. И вот уже необновленцы (бывшие радетели о чистоте православия) собираются на шабаш в Москве, скромно названный конференцией. Там звучат известные церковным людям лозунги о необходимости современных переводов, действительных членах церкви. И совсем уж из двадцатых годов об отстранении Патриарха.
Когда я уже закончил статью знакомый журналист прислал сообщение: «Мир взбудоражило сообщение о рукописи, в которой упоминается жена Иисуса. Насколько я помню, легенде о том, что Мария Магдалина была якобы супругой и имела от Иисуса детей, две тысячи лет». Рукопись, разумеется, древняя. Но для верующего человека тут ничего объяснять не надо начальник тьмы не делает простых фальшивок. Но это говорит о том, что останавливаться никто не собирается. И нам придется реагировать. Первая реакция: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…» Но за ней должны последовать и другие. Реагировать придется…
Диакон Петр Пахомов
3. автору
2. Разведка иррациональная, а не спланированная?
1. Re: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»