Документ был внесен в ЗакС губернатором Георгием Полтавченко. По сути, нормативный акт является техническим, потому что его появление вызвано требованием федерального закона от 30 ноября 2010 года.
В частности, он требует от регионов определить тот орган власти, который будет принимать решение о передаче таких религиозных объектов, создать конфликтную комиссию по решению спорных вопросов, которые возникнут при передаче зданий в собственность Церкви.
Несогласие депутатов от фракций «Справедливая Россия», «Яблоко» и КПРФ вызвал тот факт, что Смольный в предложенном варианте законопроекта берет функции передачи недвижимости Церкви в свои руки и не считает нужным привлекать к решению этого вопроса депутатов. Народные избранники опасаются, что, учитывая закрытость Смольного при освещении работы, неизбежно будут возникать проблемы.
По мнению «эсера» Алексея Ковалева, документ нужно менять и обязательно включить в орган, который будет принимать решение о передаче того или иного объекта, депутатов. С этим мнением согласны яблочники и коммунисты, сказав, что за «народными избранниками стоит народ», который требует гласности. Парламентарии в угоду своим избирателям ничего не скрывают и будут препятствовать нарушениям, которые могут возникнуть в вопросах церковной реституции.
«В вопросах имущества самыми существенными являются вопросы коррупции. Участие здесь коллегиального органа снижает вероятность коррупционных сделок», - сказал лидер фракции «Яблоко» Григорий Явлинский. Лидер коммунистов Владимир Дмитриев сказал, что это очевидно, что депутатов надо привлечь к церковной реституции. При этом депутаты пояснили, что не против передачи Церкви принадлежащих ей некогда зданий. Они всего лишь хотят открытости в этом процессе. Оппозиционная часть ЗакСа заявила, что хочет, чтобы точка в вопросе о передаче конкретного здания в ведение Церкви принадлежала депутатам.
Представитель Смольного в ЗакСе Михаил Бродский отметил, что в списке объектов, которые нужно передать в ведение Церкви, 288 зданий. Из них 240 принадлежали Русской Православной Церкви. Остальные – лютеранам, католикам и армянской церкви. При этом Бродский отметил, что федеральный закон четко говорит о том, что заниматься передачей объектов Церкви может только какой-то один орган. Создание коллегиального органа, в который бы вошли депутаты, не предусмотрено.
Перед тем как утвердить документ, стороны договорились, что в течение двух месяцев, которые взяты на подготовку поправок ко второму чтению, придут к компромиссу в этом вопросе.