«Мы исходим из того, что любые меры должны приниматься на коллективной основе в рамках Совета Безопасности ООН, и любые односторонние шаги будут уводить в сторону от поисков политического урегулирования сирийского кризиса», - сказал он.
По словам дипломата, каждая страна вправе определять свою политику, «но непреложной для нас истиной является то, что никакие меры подобного характера, односторонние или групповые, не согласованные в рамках Совета Безопасности ООН, к прочному и жизнеспособному урегулированию не приведут».
Комментируя высказывания генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о том, что Совет Безопасности парализован и не может принять решение, Гатилов заявил, что «они неправильны в корне».
«Здесь дело не в способности или недееспособности Совета Безопасности ООН, а скорее в желании всех ключевых игроков находить необходимые решения, которые бы удовлетворяли всех», - сказал он.
Гатилов подчеркнул, что Россия выступает против принятия тех решений в Совете Безопасности, «которые впоследствии открывали бы путь каким-то силовым односторонним действиям».
«Как главное должностное лицо Организации Объединенных Наций, Пан Ги Мун должен выступать с осторожных и взвешенных позиций, особенно, когда дело касается острых кризисных ситуаций», - подчеркнул дипломат.
По его словам, генсек ООН должен «учитывать позиции всех основных групп государств, особенно по таким острым и важным вопросам, как кризис в Сирии».
«Мы исходим из того, что любые меры должны приниматься на коллективной основе в рамках Совета Безопасности ООН, и любые односторонние шаги будут уводить в сторону от поисков политического урегулирования сирийского кризиса», - отметил Гатилов.
Заместитель министра иностранных дел отметил, что любые односторонние действия «не приведут к прекращению насилия, не поставят заслон на пути разрастания гражданской войны в Сирии».
«Считаю, что односторонние меры, тем более идущие в обход СБ ООН, это неправильный путь. Только СБ ООН правомочен принимать решения, связанные с урегулированием международных конфликтов в острых кризисных ситуациях»,- подчеркнул Гатилов.
Мы попросили прокомментировать ситуацию в Сирии известного политолога и востоковеда, к.и.н. Александра Сотниченко.
США и их союзники не отступятся от Сирии, и пока режим не падет, пока там не будет такая же ситуация, как в Ираке, Ливии и так далее, Америка не прекратит помощь повстанцам, не прекратит критиковать режим Асада. То есть точка невозврата уже пройдена.
Другое дело, что до президентских выборов в США никаких серьезных шагов по потенциальному военному вторжению предпринято не будет. Те маневры, которые проводятся сейчас в Персидском заливе, в Средиземном море - это не подготовка к высадке десанта и не подготовка к чему-то очень серьезному, потому что сейчас режим Обамы висит на волоске.
Неизвестно, останется ли он у власти, но после президентских выборов в США ситуация может серьезно поменяться.
Действительно, Совет безопасности ООН не может принять никакой инициативы по Сирии в связи с тем, что позиция Китая и России, с одной стороны, и позиция западных стран-членов Совета, с другой стороны, полностью противоположны. Западные страны ни на какой компромисс идти не хотят и действуют с позиции силы, и это естественно, поскольку в мире они гораздо сильнее, чем сложившийся по данному конкретному вопросу союз России и Китая.
И действительно, возможно, западные страны могут пойти в обход Совета безопасности ООН, тем более что, как не удивительно, но ситуация в Сирии стабилизировалась. Башар Асад не отступился от принятых решений по борьбе с оппозицией и за август ему удалось подавить очень многие точки сопротивления. Сейчас, как сообщают наши журналисты, которые там находятся, ситуация во многом улучшилась. То есть уменьшилось количество терактов, боевых столкновений, и в первую очередь это связано с радикальными успехами сирийской армии.
Это не значит, что эти успехи позволят сохраниться режиму Асада и легализоваться на международном пространстве, так как точка невозврата пройдена, и большинство стран западной коалиции разорвали дипломатические отношения с режимом. То есть рано или поздно он будет свергнут, если не произойдет каких-то радикальных изменений во всем мире. Но на какие-то серьезные шаги по свержению режима запад не пойдет до президентских выборов в США.