Сванидзе, как это принято в либеральной тусовке, с самого начала передачи начал вещать от имени всего общества: «Я благодарен за возможность задать Вам те вопросы, которые сейчас интересуют все наше общество, и услышать Ваше мнение об этом». По его мнению, все общество волнует главным образом две проблемы – низкое качество преподавания «Основ православной культуры» и «не определенная до настоящего времени степень близости между Русской Православной Церковью и государством». В ответ владыка Иларион заявил, что в идеале ОПК должны преподавать священнослужители. «Конечно, в идеале преподавать основы той или иной религии должны ее представители. То есть, если, например, это основы Православия, то в класс должен приходить священник. Если же не священник, то это должен быть мирянин, ведущий активную церковную жизнь, который может поделиться не только тем, что он прочтет в учебнике, но и своим собственным опытом, потому что религию невозможно преподавать абстрактно. Во многих странах существует такая практика. Например, я шесть лет служил в Австрии. Там, если в школе есть хотя бы два православных ученика, то за государственный счет приглашается преподаватель – православный священнослужитель, который в течение всего курса школьного обучения (то есть одиннадцать лет) преподает основы Православия этим детям. Почему в секулярной Австрии возможно, чтобы православный священник приходил в светскую школу и преподавал Православие, а в нашей стране с преобладающим православным населением это невозможно?» - недоумевает архипастырь.
«Качество преподавания во многом будет зависеть от самих преподавателей. Конечно, существует большой риск, что преподавать основы той или иной религиозной этики будут специалисты не в этой сфере, а в каких-то совсем других областях. Думаю, что оценить этот риск можно будет только тогда, когда пройдет какое-то время и мы все, в том числе и родители, и ученики, поймем, насколько высок уровень, на котором ведется преподавание этого предмета», - отметил глава ОВЦС.
Отвечая на реплику Сванидзе о «недопустимой близости» Русской Православной Церкви и государства, владыка заявил, что «уровень взаимоотношений между Церковью и государством, который достигнут в России, а также и в некоторых других странах постсоветского пространства, является на сегодня оптимальным, отвечает чаяниям людей и велению времени».
Протодиакон Андрей Кураев, узнав о том, что Сванидзе больше не будет принимать участие в этой программе, назвал эту новость в своем блоге «разочарованием дня». «Разочарование дня - это концовка передачи митр. Илариона "Церковь и время". Все время этого эфира я радовался тому, что наконец-то у владыки появился достойный его личностного и интеллектуального уровня собеседник, который не играет в поддавки, а ведет содержательную беседу. Интервьюером владыки был Н. К. Сванидзе. В такой атмосфере таланты, присущие митрополиту Илариону, проявляли себя еще более ярко и убедительно. Было очень интересно. Я уж решил, что так будет всегда, и площадка для интереснейшего и нужнейшего диалога создана. А в конце оказалось, что Сванидзе был всего лишь разовым гостем. Понимаю, что у него и так более чем достаточно эфирных возможностей для его работы. Но все же было бы здорово, если бы свои недоумения по поводу церковной жизни он мог бы высказывать не просто в своем кругу, а столь знающему и иерархически ответственному человеку, как митрополит Иларион», - полагает о.Кураев.
Участие Сванидзе в программе «Церковь и мир», а также реакцию протодиакона Андрея Кураева на сообщение о том, что этот либеральный деятель не будет постоянным участником передачи, комментирует в интервью «Русской народной линии» известный русский писатель, сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин.
«Я не разделяю всхлипывания отца Андрея Кураева по поводу ухода Сванидзе с программы "Церковь и мир". Очень хорошо, что он сразу исчез, он вообще мог бы не появляться в этой передаче. Я долгое время думал, что фамилия этого деятеля пишется как "Свинидзе", что соответствовало бы его свинским высказываниям о России. Настолько он отвратно явен в своей ненависти к России и Православию, что странно было его приглашение владыкой на передачу. Ответы ему были даны нормальные, а то, что он больше не появится в программе, - это отрадная новость. Зачем портить эту передачу такими людьми? То, что он достойный враг и противник, - это, несомненно, но это не значит, что ему нужно мелькать в такой передаче. Мне даже странно то, что говорит уважаемый протодиакон. У меня такое ощущение, что он все время пытается как-то заявить о себе. Его эпатажные высказывания - это какой-то эстрадный прием. Все время ему хочется высунуться, выкрикнуть петухом. Но он уже не в том возрасте, чтобы вылезать повсюду и мнить себя оракулом. Я человек светский и мирской. Нам, простым православным людям, судить действия священнослужителей трудно, но это и не наше дело. Для нас есть одно правило: нравится клирик - молись за него, не нравится - тем более молись. Поэтому будем молиться и за владыку и за протодиакона.
Отец Андрей переживает из-за ухода Сванидзе с передачи митрополита Илариона, а незадолго до этого участвует в травле Аркадия Мамонтова. Я давно знаю этого мужественного человека, мы ходим в один храм, причащаемся. Мы помним его фильмы о гибели «Курска». Кто тогда, кроме него, решался говорить правду? Говорить об этом человеке оскорбительно - это сверхгадко. Мамонтов - это мужественный гражданин нашего Отечества. И за фильм о «пуськах» большое ему спасибо. Совершенно очевидно, что сатана дергает за ниточки этих дур, поэтому они и пляшут. Но ведь и они ещё не пропащие люди, вот что главное. Падший человек тоже может спастись, в том числе может спастись и отец Андрей. Я не знаю, зачем ему надо было задевать Аркадия Викторовича. Неужели он захотел нажить капитал на травле этого честного православного журналиста? Я был хорошо знаком с отцом Андреем в давние годы, мы много ездили вместе. Нынешняя его эпатажность меня шокирует. Я помню, как он радовался, когда был награжден Патриархом Алексием орденом, казалось бы, он должен был отрабатывать эту награду, но получилось наоборот. Мы все более убеждаемся в том, что он стал несправедлив в своих оценках».
24. Ответ на 23., М.Яблоков:
23. Re: Плач Кураева по Сванидзе
22. Re: Плач Кураева по Сванидзе
21. Ответ на 18., Олег В:
20. Re: Плач Кураева по Сванидзе
19. Олегу В.
18. Re: "Плач Кураева по Сванидзе"
17. Ответ на 12., С. Швецов:
16. Ответ на 15., Кирилл Мелихов :
15. Ответ на 11., Олег В: