«Рай: Вера» — второй фильм задуманной режиссером Ульрихом Зайдлем «женской трилогии». Первая лента – «Рай: Любовь» — в мае участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля, а недавно вышла в российский прокат. Она поражала своей откровенностью – секс-приключения австрийской туристки в Кении показаны здесь со всей откровенностью, без тени смущения.
В новой работе режиссер пошел, судя по всему, еще дальше. Теперь он рассказывает о женщине (сестре своей первой героини), искренне и безмерно любящей Иисуса Христа. Настолько, что религиозная преданность постепенно перерастает в физическое влечение – и распятие используется не по прямому назначению.
Результат – незамедлительная реакция католических кругов, представители которых подали иск об оскорблении верующих вскоре после демонстрации картины в конкурсной программе Венецианского фестиваля. Режиссера, актрису Марию Хофштеттер, а также всех лиц, причастных к производству фильма и его демонстрации в рамках фестиваля обвиняют в нарушении статей 403 и 404 уголовного кодекса Итальянской Республики, в которых говорится об оскорблении религиозной конфессии путем глумления над людьми либо злоупотреблением предметами.
Как будут развиваться теперь события – покажет время. Тем временем, либеральные российские кинокритики излились в восторге от вышедшего «киношедевра». «Ридус» приводит ряд характерных примеров.
«По Зайдлю, веру от культа отличает всего лишь количество людей, в нее обращенных, — пишет Никита Карцев («Московский комсомолец»). — Вера в Бога или культ личности? Философское течение или секта? Семья или тюрьма? Существование любой, даже самой спорной системы координат лучше, чем хаос? А что, если именно этот порядок, нерушимый свод правил, выбивающий почву из-под ног всем несогласным, и есть подлинное безумие?»
«Актрисе Марии Хофштёттер в этой роли пришлось преодолевать собственные застарелые предрассудки: она тоже верует, хотя и отказалась от какой-либо церкви, и сыграть, как вера уничтожает в человеке человека, ей было нелегко. Правда, она утешает себя мыслью, что «путь в рай тернист, каменист и труден»», — замечает Валерий Кичин («Российская газета»).
«Анна же — довольно злое воплощение ложного понимания христианства, неглубокой практики современного проповедничества, — рассказывает Дарья Борисова («Независимая газета»). За примитивными рассказами о Пречистой Деве и чудесах скрыто паническое стремление заполнить пустоту своей жизни. Рядом загибается от одиночества муж-инвалид, а Анна таскается по притонам и пытается обратить неверных и заблудших. Разозлившись, смуглый белобородый супруг крушит все ее драгоценности: сбивает со стен распятия, опрокидывает с прикроватного столика картинку с совершенно сусальным ликом Христа и, наконец, срывает с крючка портрет папы Римского — этот момент был встречен в фестивальном зале аплодисментами».
«Остроумный, парадоксальный фильм заставляет задуматься о том, как трудно в сегодняшнем мире спасаться религией, как мало приспособлены стародавние догмы и списки грехов к нуждам и возможностям современного человека и как неизмеримо велик зазор между идеалом и реальностью. Виртуозно снятое и сыгранное кино, конечно, должно стать одним из главных претендентов на фестивальные призы, но эпизоды несимулированного секса, а также различные манипуляции с распятиями, заставляют усомниться как в успехе такого рода, так и в том, что теперешнее российское Министерство культуры захочет выдать фильму «Рай. Вера» прокатное удостоверение», — предсказывает Антон Долин («Вести FM»).
Отметим, что недавно в России накануне проката со ссылкой на закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был запрещен фильм «Клип». Судя по всему, российскому прокатчику новой картины Ульриха Зайдля (а это та же компания «Кино без границ») пора готовиться к новым неприятностям.