Только что завершил соборование старшего брата и его супруги. Выйдя в сад, решил «по горячим следам» зафиксировать свои мысли и наблюдения. Не так часто совершаю соборования, хотя бы потому, что они обычно совершаются в больничном храме, который опекает наша община. На основном приходе это бывает только один раз в году – Великим постом.
Когда тяжело заболел старший брат (он перенес сложнейшую операцию), возникло острое желание пособоровать его. Не сразу он согласился – слишком довлеет представление о том, что соборование – это напутствие к смерти (каждый священник встречался с таким мнением). В прошедший пост брату предлагалось пособороваться в больничном храме – не получилось. Тогда я решил ехать к нему домой. В будний день не получилось – он ведь еще и работает (и это после такой тяжелой операции!), пришлось ехать в воскресенье после Литургии. Вместе со мной поехал знакомый священник. На вопрос брата, сколько по времени будет проходить соборование, я сказал: «Часа полтора». «О-о-о!» - в ответ. На самом деле было все значительно дольше – и это несмотря на то, что не было ни малейшей паузы; все было неспешно, но «убористо». Открываю «Чин освящения масла» - это отдельная книжица объемом в 80 страниц. Начало – все как по обычному чину. Канон, ирмосы которого мы не пели, а читали. Канон имеет особенность – после каждой его песни – катавасия: «Сохрани от бед раба твоего, имя рек, Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем, к Милостивому Избавителю, и всех Владыце Господу Исусу». В конце пения катавасии крестимся и делаем поясной поклон, после чего хор трижды поет «Господи помилуй». Все еще трижды крестятся и кланяются.
– «Сам исцели, иже в болезнех страждущих, Благоутробне Господи».
– «Покажи заступление и крепость Твою, приходящим верно к священническому заступлению».
– «Ущедри и помилуй всех Спасе и изми от злых болезней» - это из текста канона.
А вот из текста стихир: «Избави язв злых и тяжких струпов», «многоплетенных соблазн избави, от болезни утиши, и беды и печали отжени, и всякие струпы исцели...»
Кое-что прочитали «втай», т.е. один из чтецов параллельно тому, что пелось и читалось, чтобы слишком не затягивать, ради полноты чина про себя читал некоторые стихиры – есть такая уставная практика. Прочитаны «втай» были также псалом 50-й (когда он должен был читаться повторно) и псалом 90-й.
Каждый священник вливает часть масла в сосуд с вином. Далее идут тропари святым и покаянные стихиры Богородицы (все это мы читали). Заканчивается первая часть таинства испрашиванием прощения. В ответ на это все священники одновременно говорят: «Бог простит тя, и в нынешний век и в будущий». Вторая часть начинается с возгласа: «Благословенно Царство...», далее идет ектенья об освящении масла. Семь чтений из Апостола и семь из Евангелия, причем евангельские чтения подобраны отдельно для мужчин и отдельно для женщин. Первым читается Соборное послание апостола Иакова. В нем повествуется об установлении этого таинства. Священник крестообразно помазует чело, уста, сердце, уши и руки болящего с словами: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, на исцеление души и телу, рабу Божию, имя рек, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь». Известная молитва «Отче Святый, Врачу душ и телес...», во время которой помазуются части тела по обычному чину – по старому чину читается после помазания. Имен святых в ней меньше упоминается (полностью они упоминаются только на отпусте).
– «Возстави раба Твоего от одра болезни и от ложа озлобления цела и совершенна».
– «И язвы неисцельныя исцели, и всяк недуг и всяку болезнь того уврачуй, и даруй ему душевное и телесное здравие», - это из молитв перед каждым помазанием. После седьмого помазания на главу болящего возлагается Евангелие. Все священники «тихим гласом» вслед за предстоятелем читают заключительную молитву. После сугубой ектеньи - молитва «Владыко Многомилостиве...» Вторая часть таинства тоже заканчивается прощением (более пространным чем в конце первой части). Священники в ответ: «Бог простит тя и благословит и помилует Своею благодатию».
Исповедь перед соборованием может быть по желанию воцерковленных, тем более, духовных чад священника. Для остальных она обязательна. Вот еще некоторые замечания: свечи в руках соборующихся горят постоянно – их не гасят после Евангелия или при помазании. Перед помазанием священник трижды со словами «Услыши ны, Боже, услыши ны Владыко, услыши ны, Святый», спичкой с ватой на конце делает крестообразные движения в емкости с маслом и вином, после чего, немного опалив конец спички, помазует им болящего.
Куда девать оставшееся масло? Имеется такое примечание: «Аще умрет помазанный» – полить его тело во время чина погребения. «Аще же оздравеет, то сожещи его в лампаде пред иконами».
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
19. 18. М.Яблокову
18. Ответ на 16., πλάνιος:
17. Ответ на 16., πλάνιος:
16. 15. М.Яблокову
15. 13. πλάνιος
14. Ответ на 9., М.Яблоков: А кто Вы, чтоб осуждать решения Собора 1971г?
13. 12. М.Яблокову
12. Ответ на 10., р.б.Павел:
11. 9. М.Яблокову
10. Ответ на 9. М.Яблоков :