М.Леонтьев выразил уверенность, что РПЦ «не лезет в жизнь людей». «Церкви очень мало, у Церкви вообще нет никаких прав, кроме права заявить свое слово, больше ничего. Это ее обязанность», - сказал он. По словам публициста, «очень много отделенных от государства выступает на государственном телевидении», - Киркоров, Жванецкий. «Вас раздражает, что Церковь говорит слова? Молчать надо?» - интересуется у противников Православной Церкви Леонтьев.
Журналист не согласен и с теми, кто выступает против изучения основ православной культуры в школах, называя их «бесами». «Уроки не религии, а религиоведения. Это знания! Я не химик, но химия лезет в мою жизнь, меня насильно учат! Это обскурантизм! Это борьба со знанием! Религиоведение - это знание. Почему этих людей раздражает знание? Это бесы», - заявил он.
Прокомментировать высказывания Михаила Леонтьева корреспондент Regions.ru попросил известных священнослужителей.
Протоиерей Димитрий Струев, руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии и молодежного Центра «Экклезиаст», настоятель храма иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ, считает, что зря Михаил Леонтьев повел себя таким образом. «Совет недовольным "уехать из страны" вряд ли снизит градус напряженности в обществе по отношению к Церкви. Христос не ставил перед Церковью задачу быть "государствообразующим институтом", а о Своем Царстве говорил, что оно не от мира сего», - заявил священник.
В то же время, заметил он, о «насильном обучении химии» сказано хорошо: «Можно судить хотя бы по тем ляпам, которые ежедневно выдает едва ли не большинство журналистов, пишущих на темы, связанные с Церковью, - безграмотность в религиозных вопросах, видимо, считается доблестью в современном обществе. И это при том, что религиозные темы в блогосфере и СМИ - а, соответственно, и в жизни общества - занимают гораздо больше места, чем, например, проблемы научного сообщества химиков».
Священник Владимир Тимофеев, настоятель Успенского храма села Алексеевка Белгородской и Старооскольской епархии, убежден, что сказанное М.Леонтьевым совершенно правильно. «Хорошо, что есть принципиальная позиция, потому что у каждого человека она должны быть, и у патриотов в том числе. Дело в том, что приходится иногда принимать какую-то твердую позицию относительно своей веры, и приходится защищать свою веру и культуру, потому что нам сознательно с Запада навязывают такой термин как толерантность. Но если посмотреть с медицинской точки зрения, а термин происходит из медицины, он расшифровывается как терпимость к разрушающему фактору, который пришел извне, например, как реакция организма на СПИД. Нам навязывают этот термин, хотя в нашем русском языке есть более емкое понятие – уважение. Нам говорят, мы должны быть толерантны к представителям другой религии, к стареньким дедушкам и бабушкам. Да не надо быть толерантным, не надо их терпеть, а надо о них заботиться. Но нам навязывают чужую принципиальную позицию, и не важно, разрушает ли эта позиция русскую культуру или нет – важно, что все должны быть толерантны к этому. Я считаю это недопустимым, человек имеет полное право защищать свою веру, культуру, и именно для этого приходится высказывать твердые принципиальные взгляды», - сказал священник.
Относительно предмета «Основ православной культуры» пастырь напомнил, что эта учебная дисциплина несет культурологическое значение: «Чем культура отличается от религии? Культура – это знание традиций страны, в которой ты живешь, чтобы понимать те явления, те события, которые происходят в этой стране. Религия отличается от культуры тем, что она обязывает человека иметь живую взаимосвязь с Богом через конкретные таинства. Но человек, живущий в нашей стране, должен знать, что такое таинство крещения, таинство венчания, что такое обряд отпевания, и почему на могилах стоят кресты».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, заметил, что «мы живем в свободной стороне, и какого-то рода недоумение и непонимание слов Михаила Леонтьева может символизировать только одно: тот, кто не согласен с ним, лишен привилегии свободы, он привык жить рабом. Это естественно для людей, укорененных в советском прошлом, и для некоторого слоя либералов в силу диалектического хода: либерализм – идеология свободы, но либералы оказываются в идеологии рабства».
«В большевистской тюрьме "несогласным", конечно, приходилось искать обходные маневры, а сейчас человек может делать, что хочет: пусть едет на все четыре стороны, границы не закрыты, а если хочет – пусть реализует свою гражданскую политическую деятельность, чем и занимается по-настоящему нормальная оппозиция. Кому что делать – решает каждый сам наедине со своей совестью, если эти решения противоречат законам нашей страны, то пускай человек сушит сухари и готовит чемоданчик, чтобы отбыть в места лишения свободы. Что и происходит с некоторым небольшим числом наших современников. Хотя кое-кто срочно отправляется заграницу, убегая из-под подписки о невыезде», - заключил отец Макарий.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что «конечно, проще жить в стране, в которой все согласны были бы друг с другом, где народ един и не раздираем противоречиями». «Но вопрос нашего единства стоит давно, с начала "перестройки", - продолжил он. - У нас не выработана какая-то определенная национальная идея, и ее отсутствие очень разобщает людей. Есть верующие, которые хотели бы видеть Россию наследницей православной державы, которую мы знаем из древности, то есть дореволюционной России, наследницей идеологии Святой Руси. И я отношу себя к таким. Но Христос никого не может осчастливить насильно. Христиане понимают, что Христос – это наше счастье, спасение и любовь, и разделить свою любовь надо со своими собратьями, со всем народом, а не только с теми, кого коснулась Божья благодать».
«С одной стороны, Христос предупреждал, что всегда будут те, кто против него. Он говорил: "Я принес вам меч, и восстанет брат на брата". И это разделение мы и видим в нашем обществе. Но было бы хорошо не крестовым походом, не мечом, не изгнанием строить православное государство, если таковое возможно. Адам плакал, уходя из Рая, когда был выгнан за свои грехи, а наши собратья, которые нами не поняты, и мы ими не поняты, они не будут плакать, они будут проклинать нас, если мы изгоним их из нашей общей Родины. Мы должны потрудиться ради Христа, сами должны показать образец христианской жизни, чтобы они нам поверили. Пока мы только говорим духовные истины, а личным примером порой показываем какое-то стяжательство и алчность. Христос сказал: "Вы - свет, вы – мир". И мы должны светить этому миру. А чем светить? Дорогими машинами и богатыми домами? Стремлением к власти и деньгам? Нет, тогда за нами никто не пойдет, потому что только правда Христа может обратить людей к себе. И эту правду надо отстаивать любовью и чистым сердцем. И когда все увидят наши чистые сердца, ни одна рука не поднимается написать на стенах наших храмов какие-то нечистые слова или устроить здесь панк-молебен», - заключил отец Георгий.