«Небольшое пояснение: несмотря на то, что наша республика считается национальной, на самом деле в Татарии живет многонациональный народ, татар и русских примерно одинаковое количество, а на татарском языке общаются между собой только люди татарской национальности. Кроме того, в крупных городах, а также в русских и других нетатарских селах и деревнях совершенно отсутствует татарская языковая среда, компактно татары проживают далеко не по всей территории Республике Татарстан.
20 лет назад, когда провозгласили Татарию суверенной страной, приняли Конституции Республики Татарстан и Закон о языках, на основании которых наши русские и русскоязычные дети стали обязаны изучать татарский язык все 11 школьных лет и каждый учебный день.
Результат:
1. 1.Усилилась нагрузка на наших детей, для которых татарский язык является, по сути, вторым иностранным языком (ведь дети изучают еще и английский язык, а лингвистическими способностями обладают далеко не все), а дети башкир, чувашей и других национальностей, обучающиеся в национальных школах, изучают еще и свой родной язык, общаться же на татарском им не с кем.
2. 2. Свой родной русский язык теперь наши дети изучают как неродной, по программе для школ с русским неродным языком обучения, наравне с детьми из национальных школ и самое минимальное количество часов,
3. 3. Учебный план с достаточным количеством русского языка, по которому учатся такие же русские и русскоязычные дети, как наши, проживающие не в РТ, школы республики принимать теперь не имеют права!
4. 4. Участники образовательного процесса - дети и их родители, проживающие в русских селах и деревнях, в крупных русскоязычных городах РТ не понимают, для чего им в обязательном порядке изучать татарский язык, когда они живут в русскоязычной языковой среде и никаких неудобств от незнания татарского языка не испытывают?
Мы считаем, что татарский язык нужно изучать исключительно на добровольной основе, мы считаем, что принудительное обучение наносит вред и образованию, и межнациональному согласию, но, к сожалению, нашего мнения по этому поводу никто не спрашивал, принимая Закон о языках, вследствие чего все дети стали обязаны изучать татарский язык.
Почему "забыли" спросить мнение половины населения республики и тем поставили нас и наших детей в трудное положение? Почему половина жителей республики стала заложниками суверенитета и местных региональных законов?...
Обязательного изучения татарского языка не было ни в царской России, ни при советской власти, и мы прекрасно жили вместе и понимали друг друга, общаясь на языке межнационального общения - на русском языке. В местах компактного проживания, конечно же, любой человек изучал язык местных жителей, а в местах проживания смешанного населения все общались на русском. В царской России и при советской власти в местах компактного проживания татар всегда были национальные татарские школы, в которых все желающие обучали своих детей родному языку.
В эпоху суверенитета количество татарских национальных школ стало достаточным, чтобы удовлетворить запросы всех желающих изучать татарский язык, появилось много прекрасных татарских гимназий, где специалисты обучают детей татарскому языку. Татарские школы в местах компактного проживания татар функционировали раньше и функционируют сейчас.
Для чего понадобилось насильственно обучать всех детей татарскому языку?... Мы не покушаемся на право детей татар изучать свой родной язык, мы лишь просим, чтобы право татарских детей на изучение своего родного языка не превращалось в обязанность для наших детей изучать язык неродной, не превращалось в языковую повинность.
Мы просим внести изменения в законодательства и гарантировать русским и русскоязычным гражданам Российской Федерации, независимо от их проживания, добровольное изучение национальных языков».
С просьбой прокомментировать ситуацию Regions.ru обратились к священнослужителям.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил одну особенность: «когда начинают такую демагогию – о принудительном и обязательном – это отдает нездоровой риторикой». «Почему в Татарстане никому не приходит в голову жаловаться на принудительное изучение математики и рисования? Ведь есть здравые нормы обучения, сложившиеся десятилетиями, и уж если Татарстан представляет собой некое национальное государство, то, естественно, надо требовать от проживающих там базовых знаний татарского языка, и это должно быть в обязательном порядке в школьной программе. Могу себе представить отношение татар к этому делу, такая проблема порождает настоящую этническую неприязнь», - продолжил он.
«А дальше все просто решается: местные власти должны адаптировать федеральные стандарты образования к своим условиям. Ведь может быть разная степень углубленного изучения татарского зыка, разное количество часов. Все это должно быть на контроле местных органов власти. Быть может, родители хотят, чтобы их ребенок изучал четыре языка – раз ребенок способен, то пусть изучает. А кому-то и двух достаточно: русского и татарского. Почему не сделать классы с изучением татарского языка и без него?» - задается вопросом отец Макарий.
«А вот когда местные органы образования пожимают плечами и не хотят решать проблему – это плохо. Тогда вопрос следует переадресовать министерству образования и науки республики. Главное в данной ситуации - избежать таких неразумных и провокационных выступлений: мол, мы – русские, а нас заставляют учить неродной язык. В результате таких неувязок вырастают серьезные проблемы, как межнациональная рознь. Зачастую именно на мелких ошибках, заблуждениях и недоговоренностях вырастает такая неприязнь», - заключил о. Макарий.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, высказал мнение, что языки народов Российской Федерации, в том числе и татарский, должны изучаться в местах компактного проживания каждой народности, в других случаях их стоит изучать факультативно по просьбе родителей.
«Но при этом человек, проживающий в Татарстане, просто из уважения к тому народу, который его приютил, должен знать азы титульного языка. Должен быть компромисс между семьей и государством, и национальное министерство образования должно снизить уровень обучения татарского языка, когда нет острой необходимости в его изучении. Например, в Финляндии много мест, где проживают люди, говорящие на шведском языке, в стране шведский является вторым национальным, и дети его изучают в школах по просьбе родителей. В этих вопросах должна быть достаточная гибкость, чтобы дети изучали те языки, которые хотят, должна учитываться воля родителей», - отметил он.
«Но, с другой стороны, здесь вопрос еще и политический. Вспомним «парад суверенитетов», который был при Ельцине, когда дело доходило до того, что республика соглашалась вести политику лояльную центральному правительству, не отделяться от России, но взамен получала квоту в центральном правительстве. Например, я думаю, должность для Рашида Нургалиева как раз была выторгована в обмен на то, что татары будут хорошо себя вести, и не будут исповедовать радикальный ислам», - заключил о. Георгий.