Смысл Бородино
Именно на Бородинском поле открываешь для себя глубочайший духовный смысл произошедшей здесь битвы. К сожалению, для большей части нашего народа единственным источником сведений о ней является хрестоматийное стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое мы все учили наизусть в школе. Как ни странно, это замечательное произведение создает иллюзию, что мы хорошо знаем эту историю и нового нам не открыть.
Стоя на Бородинском поле, прежде всего, открываешь масштаб этого сражения. Это поле представляет собой огромное пространство, которое трудно обойти или объехать, которое невозможно охватить одним взглядом. Ни Наполеон, ни Кутузов просто физически не могли видеть всю битву разом. Для них она происходила прежде всего на картах. Эту битву целиком видели только ангелы Божии. Бородинское поле - это несколько полей, на которых располагается не одно селение: кроме Бородино, - еще Семеновское, Шевардино, Татариново, Горки, Утицы. Причем сражение вполне могло быть названо по любому из них (само село Бородино, кстати, не имело ключевого значения в битве). Обращает на себя внимание прямо-таки мистически выверенная топонимика этих мест. Одни название рек чего стоят: поле разделяет на две линии фронта река Колочь (от слова – колоть), с одной стороны в нее впадает речка – Стонец (от стонать), а с другой речка Война (или Воинка). Как будто это поле ждало своего дня!
Чтобы осознать масштаб Бородинского сражения, нужно также вспомнить, что на поле сошлись две великие армии: с русской стороны около 120 тысяч воинов и с французской – более 130 тысяч, то есть четверть миллиона людей! Бой продолжался целый световой день (12-14 часов). Русских погибло около 45 тысяч, французов чуть меньше. Получается, что каждую секунду погибало 2 человека с обеих сторон. Это было фактически непрерывное пролитие крови. Такую картину не может вместить в себя никакое человеческое воображение.
Здесь, на этом поле раскрылись лучшие черты русского национального характера: истовая вера, пламенная любовь к Родине, мужество, храбрость, стойкость в трудную минуту. Наполеон, привыкший на полях Европы захватывать тысячи пленных, в этом сражении более всего был поражен отсутствию пленных со стороны русских. В этот день был взят в плен только один русский воин – генерал-майор Петр Лихачев, которому Наполеон в знак уважения приказал вернуть шпагу. Но тот даже в плену отказался принять ее из рук неприятеля. Именно на этой войне окончательно родилась формула русского героизма: «Русские не сдаются!», - лозунг, ставший нашей национальной идеологемой. Кутузов восторгался доблестью русского солдата. Ему принадлежат великие слова, написанные вскоре после битвы в одном из писем: «Я счастлив, предводительствуя Русскими! Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом! Благодарите Бога, что вы Русские! Гордитесь сим преимуществом и знайте, чтоб быть храбрым и быть победителем, довольно быть только Русским».
Но здесь же на Бородинском поле также задаешься вопросом: а зачем Наполеон пришел в Россию? Что он здесь забыл? Что его так влекло в рискованную авантюру? Что заставило императора оставить Париж и отправиться с непрошеным визитом в далекую и загадочную Русь?
Конечно, у Наполеона были конкретные политические цели, на которые указывают все историки, – наказать Россию за нарушение континентальной блокады Англии. Об этом он сам говорил перед вступлением в пределы России в своем Воззвании к армии 22 июня 1812 года (удивительно совпадение дат с началом Великой Отечественной войны 1941 года, даже с учетом разницы стилей!). Но в том же воззвании Наполеон проговаривается и о более существенных первопричинах своего нашествия, апеллируя уже к мистическим мотивациям: «Россия увлечена роком. Судьба ее должна свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войной. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы». Конечная цель войны Наполеону виделась в том, чтобы «положить конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы». Как видим, свое нашествие Наполеон сознавал как мистическую миссию не без тевтонского акцента роковой кары, которая должна совершиться чрез него над Россией. Получается, что главной целью войны было устранение Российской Империи с политической карты Европы.
Вопрос стоял не о победе или поражении в войне, а более значимо - быть или не быть России в мире. Именно этот вопрос решался на Бородинском поле. Поэтому мы должны четко назвать Отечественную войну 1812 года – священной войной, а Бородинское сражение – судьбоносным событием в истории Отечества. Думаю, что именно поэтому Наполеон избрал направлением главного удара не административную столицу Российской Империи – Санкт-Петербург, а мистическую столицу Святой Руси – Третий Рим Москву.
На Бородинском поле понимаешь, что Европа, неважно какая - наполеоновская Франция, кайзеровская или фашистская Германия, имперская Австро-Венгрия или Великобритания, - не может не видеть в России своего соперника. Все, кто приходил к нам с Запада, а это были разные страны - Польша, Швеция, Франция, Англия, Германия - преследовали одну и ту же цель: раздробить Россию и умалить её величие. Все войны, которые приходили с Запада, были войнами с самой сутью России, с её величием, с ее «имперскостью», с её верой, с её местом в этом мире.
Европе Россия не нужна, не нужна никакая: ни дружественная, ни союзная, ни царская, ни советская, - ей в принципе не нужна Великая Россия. Ей нужна только Россия побежденная. Поход Наполена открыл этот «секрет» Запада со всей очевидностью. Формула «армия двунадесяти языков», по сути, является синонимом нынешнего НАТО.
Война 1812 года была по большому счету войной за наше национальное и религиозное бытие, войной за Веру, войной за идеал Святой Руси! На одном из памятников на Бородино высечены слова: «Слава погибшим за Русь Православную!» Бородинское сражение – священная битва – русской истории, а Бородинское поле – священная земля для каждого русского человека. Это поле полито кровью христолюбивых русских воинов, положивших душу свою за Веру, Царя и Отечество.
В «Высочайшем манифесте о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского» Государя Императора Александра Первого по окончании войны говорилось: «Войско, вельможи, дворянство, духовенство, купечество, народ, словом, все государственные чины и состояния составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, столько же пылающую любовь к Отечеству, сколько любовью к Богу». Об этом же в юбилейном послании напомнил Патриарх Кирилл: «…Все – от офицеров-дворян до партизан-крестьян, видели себя не только защитниками страны, но и защитниками веры, и даже веры в первую очередь».
Есть в русском языке выражение «алтарь Отечества» - вот это поле есть тот самый Алтарь нашего Отечества, на котором в 1812 году была принесена великая жертва нашего русского народа за свое будущее. Русская кровь пролилась на этом месте и глубоко пропитала эту землю. На этом поле, к счастью, сейчас не сеют и не жнут, это было бы святотатством (хотя недавно накануне 200-летия битва были попытки погреть руки и подзаработать капиталец на этой земле: продать ее, построить коттеджи, понизить статус. Это было бы предательством по отношению к нашим русским воинам!).
Меня очень тронул маленький эпизод. Молодой отец лет 30-ти вел сына и говорил ему: «Эта вся земля священна. Если бы не погибли эти воины, то мы бы с тобой сейчас не жили». Я едва удержался от слез, услышав такой простой и ясный комментарий, и порадовался за малыша, что у него – такой папа.
Спасо-Бородинский монастырь - задушбина русских героев
Победа в войне 1812 года это явление милости Божией к Русской земле. Это прекрасно понимал Кутузов, который писал: «Освобождение Польши и истребление врага есть плоды благоволения к нам Всевышнего Бога». В честь богодарованной победы в Москве был воздвигнут самый большой храм России – храм Христа Спасителя. Символично, что именно этот храм-памятник ныне является кафедральным собор Русской Православной церкви. Когда в 1912 году праздновалось 100-летие Бородинского сражения, по инициативе Государя Николая Александровича на Бородинском поле был создан один из самых больших воинских мемориалов в России. Повелением Императора было воздвигнуто более 30 памятников на местах сражений, которыми почтили многие полки, отряды, имена. Эти обелиски, к счастью, в большинстве сохранились и сейчас восстановлены. Их трудно обойти и почтить все сразу. На Бородино надо приезжать не на один день, и не один раз.
Но есть еще один особый молитвенный памятник на Бородино – это Спасо-Бородинский монастырь. Он был устроен на передовой линии сражения – на Багратионовых флешах близ деревни Семеновская, там, где были самые ожесточенные бои. Сюда Наполеон направил сокрушительный удар, желая обойти русскую армию с тыла. Здесь совершил свой подвиг генерал Александр Алексеевич Тучков, командовавший Ревельским полком. Во время очередной атаки французов на русские укрепления, Тучков, увидев колебание среди солдат, обратился к ним с кличем: «Вы стоите?! Я один пойду!..» - и, подняв знамя батальона, под ураганным вражеским огнем встал во весь рост и бросился вперед, поднимая за собой солдат в контратаку, но тут же был сражен картечью в грудь. Множество ядер, обрушившихся на место гибели генерала, взрыли землю и погребли тело героя. После сражения его супруга Маргарита Тучкова так и не смогла найти тело мужа. Тогда-то Господь вложил в её сердце благую мысль - создать на Бородинском поле поминальный монастырь. Она в течение многих лет употребила все свои силы и средства, чтобы воздвигнуть тезоименитую полю обитель - Спасо-Бородинский монастырь, посвященный Спасу Нерукотворному с главным собором в честь Владимирской иконы Божьей Матери (на праздник которой произошло сражение). Этот монастырь стал живой молитвой о всех погибших героях.
В Сербии есть понятие «задушбины» - монастыря или храма, специально основанного за упокой царя, князя или кого-либо. Спасо-Бородинский монастырь – это задушбина всех русских воинов Бородинского сражения. Тучкова приняла постриг в своей обители и стала его настоятельницей игуменией Марией. Незадолго до кончины (в 1852 году) она оставила завещание, чтобы пока стоит обитель, в ней всегда поминали всех воинов, погибших на Бородинском поле. Одной схимонахине в течение многих лет в день битвы было видение. Она видела воинов в белых одеждах с венцами мучеников на головах. Из года в год число воинов в венцах увеличивалось. Они заполняли весь монастырь.
Сейчас эта эстафета молитвенной памяти вновь подхвачена насельницами возрожденной обители, которую возглавляет игуменья Серафима. Она тепло и радушно встретила и приютила петербургских паломников. Мы увидели в монастыре любовь к памяти русских воинов. Сестры являются хранительницами живой памяти. Чувствуется, что они любят каждого погибшего здесь солдата.
Этот монастырь стал духовным венцом Бородинского поля, придавая ему не только земное, но и небесное измерение. Это совершенно уникальный монастырь на нашей земле. Есть ли у нас ещё обители на полях боевых сражений? На многих полях брани у нас стоят храмы: на Курской дуге, на Мамаевом кургане, на Поклонной горе в Москве, но вот монастырей нигде кроме Бородина – нет. Говорят, что в свое время был монастырь на Куликовом поле, но его сейчас, к сожалению, нет. На сегодняшний день это единственный в России монастырь на поле битвы. Кто его основал? Маргарита Тучкова по благословению митрополита Филарета (Дроздова). Но ведь она основала его потому, что на этом месте героически погиб её супруг Александр Тучков. По сути, именно он должен считаться основателем монастыря. Тот момент, когда он встал в атаку, стал началом будущего монастыря. Это и сообщает обители какой-то особый дух: здесь хочется молиться обо всех павших, чувствуешь их живое присутствие и глубочайшую духовную связь с ними. Господь особым образом отметил Бородинское поле.
Реконструкция сражения
Нельзя не сказать и о реконструкции сражения. Конечно, она нужна, чтобы нашему воображению представить зримо, какая это была эта битва. Кто-то на поле меня спросил: можно ли православному посещать такие театральные действа? Дескать, какой-то батюшка запретил сюда ездить. Реконструкция битвы – это реконструкция нашей исторической памяти. Она требует огромных знаний и любви к своему прошлому. Достаточно сказать, первая реконструкция Бородинского сражения была проведена еще в 1839 году к 25-летию битвы, по повелению самого Государя Императора Николая I. Та реконструкция до сих пор является самой масштабной и грандиозной в сравнении со всеми теми, что проводились после. Царь Николай Павлович собрал тоже самое количество русских войск, которое было при генерал-фельдмаршале Михаиле Илларионовиче Кутузове. Царь сам участвовал в ней, взял на себя командование казачьей кавалерией «Уварова и Платова».
В советское время никаких мероприятий на поле не проводилось, часть монументов была уничтожена или обезглавлена (кресты и двуглавые орлы). Традиция реконструкций зародилась в 1990-е гг. по инициативе энтузиастов Военно-исторических клубов России и Зарубежья. С каждым годом они становились все масштабнее. В этом году участвовало три тысячи солдат в полном историческом обмундировании, около 300 кавалеристов на лошадях, 150 артиллерийских орудий. Такой масштабной реконструкции ещё не было в России (кроме царской 1839 г.). Не случайно Бородинское поле в этот день посетил и Президент страны Владимир Путин. На меня это мероприятие произвело глубокое духовное впечатление. Реконструкция дает уникальную возможность увидеть историю. Достаточно небольшого усилия воображения, чтобы представить, что такие же русские воины на этом же месте 200 лет назад шли в атаку с криком «Ура!». Такого впечатления не переживаешь при просмотре фильма или чтении художественной литературы. Это может дать только живая картина реконструкции. Мы ходили смотреть это действо с сестрами Бородинского монастыря, и я видел, как они молитвенно взирали на это сражение. Хотя мы понимали, что это условность, что это игра, но как-то невольно заражались переживанием и сочувствием нашим воинам. И с какой радостью в конце все зрители кричали «ура!» Кутузову, который появился на коне. Это говорит о том, что у нас много энтузиастов, людей, горячо любящих свою историю. Конечно, тут были и реконструкторы из Франции, Австрии, Германии, но подавляющее большинство это были наши русские люди, наши современники, которые не просто любят русскую историю, но как бы живут ею, проживают ее как свою собственную. Они изучают планы битв, оружие, мундиры, регалии. Воспроизводят реальные действия артиллеристов, кавалеристов, воинов.
Я порадовался тому, сколько русских людей живут русской историей. Для них она реальность. Зрителей было около 200 000 человек. Никакая оппозиция никогда не соберет столько людей, да еще за 100 км от Москвы. И ведь не только зрелище их привлекло сюда. Зрелище можно увидеть на стадионе, в концертном зале не покидая Москвы. Это множество русских людей собрала русская история, собрали герои Бородино. Они пришли на зов предков. Уверен, что большинство пришло на Бородинское поле, руководствуясь исключительно чувством любви к русской истории, к России. Среди этого великого множества людей я почувствовал, какой великий потенциал патриотизма существует в нашем народе. И как этот потенциал не находит своего общественного и политического воплощения, выплескиваясь совершенно нежданно-негаданно на Манежках и несанкционированных митингах. Внутри народа собирается патриотический дух, который вынужден замыкаться в себе, копиться в глубине народной души. Тут невольно приходят исторические параллели с дубиной народной войны, на которую напоролся Наполеон 200 лет назад.
Эта реконструкция на Бородинском поле – событие редкое, показать подобное раз в год - это очень мало. Здесь понимаешь, что отступать нам некуда и Бородинское поле - это некий рубеж, оно вдохновляет на духовную брань за Землю Русскую. Сейчас мы видим нападение на наши святыни, на наше самосознание и национальное достоинство. В год 200-летия был осквернен тот самый храм, который воздвигнут в память именно об этих героях. На Бородинском поле вся эта грязная история «пусек» воспринимается как мерзкая провокация. Известно, что именно Наполеон устраивал в храмах конюшни, а в Успенском соборе Московского Кремля плясали пьяные французские солдаты. Вот чьи традиции продолжили три девицы в бесовских масках. Она стали авангардом «нового наполеоновского нашествия». Об этом посчитал нужным сказать и патриарх Кирилл в праздничном послании: «Идейно они (кощунницы - авт.) ближе к тем детям революции, которые вторглись в наши пределы, чем к тем детям России, которые дали им отпор».
Стало быть, Бородинское сражение за наше национальное и религиозное бытие продолжается…
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург)
2. Re: С Косова поля - на Бородинское
1. И что Косово, чье?