«Мы против того, чтобы права ребенка ставились выше прав родителей; мы против того, чтобы чиновник имел право указывать семье методы воспитания и единоличным решением отправлять ребенка в интернат, мы против извращенной этики семейной жизни. Эта беда сегодня может прийти в любой дом», - под этими лозунгами пройдет воскресное выступление активистов. «Мы многое готовы терпеть, но никому не позволим вторгаться в наши семьи, посягать на наших детей. Без боя мы своих детей не отдадим, - заявляют организаторы, - только вместе мы можем предотвратить катастрофу».
О том, что такое ювенальная юстиция, не понаслышке знает финский правозащитник, председатель Антифашистского комитета Финляндии, профессор университета Хельсинки Йохан Бекман, отмечает издание. «В целом европейская модель — это угроза существования семьи как ячейки общества, понятий супружества, детства как такового. В Финляндии, где очень сильна ювенальная юстиция, изъяты из семей более 17 тысяч детей. Антисемейная, антидетская система внедряется повсеместно. У нас в Финляндии уже фактически запрещены слова "детство", "муж", "жена". Есть безликое — "супруги". Обосновывается это тем, что понятия "муж" и "жена" якобы ущемляют права в гомосексуальных и лесбийских семьях. Конечно, определенная угроза повторения этого есть и для России. У вас идет модернизация, и это хорошо. Но плохо, что модернизация становится западноизацией, причем в ее худшем варианте», - отмечает эксперт.
Йохан Бекман говорит, что изначально в ювенальном законодательстве были рациональные зерна, только в результате получилось, что на практике они не выполняются. «В Финляндии очень строгий ювенальный закон, но частные фирмы, владеющие детскими домами, приютами, этот закон не соблюдают, — говорит Бекман. — Частным приютам нужны деньги и дети, деньги идут за детьми. Бизнес заинтересован в наполняемости, а поскольку ювеналы ни перед кем не отчитываются, все и происходит». Между тем Бекман надеется, что в России будет не все так катастрофично. «Я не думаю, что Россия примет финскую или французскую модели, — считает правозащитник. — В России все-таки сильны семейные и национальные ценности, в России прислушиваются к мнению различных религиозных конфессий, которые всегда настаивают именно на традиционных семейных ценностях. Следует также иметь в виду, что законопроект может противоречить вашей конституции, в которой оговорены права и защиты со стороны государства матери и ребенка. Так что такой уж западноизации не будет, но проблему надо очень много обсуждать. И я считаю, что ответственность России в этом вопросе намного больше, чем у любых других стран. Это даже больше, чем просто защита прав своих граждан. К России прислушиваются, она имеет очень большое влияние на весь мир. То есть буквально: Россия должна защитить всех детей планеты», - отмечает правозащитник.
Дать оценку ювенальной юстиции, насаждаемой сегодня в России, корреспондент Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», заметил, что «даже если оставить в стороне вопросы о том, кто заинтересован в принятии законов по ювенальной юстиции, не надо забывать, что Россия подписала документы, по которым обязуется привести законодательство в норму в соответствии с ювенальными законами Европы. И пока Россия не откажется от этих документов, попытки будут продолжаться, и ни одна временная победа бойцов против принятия этого законодательства не может считаться окончательной, так как механизм запущен и угроза принятия будет сохраняться».
«На мой взгляд, абсолютно неправильно, что наши законодатели пытаются вновь и вновь принять какие-то законы, касающиеся общественного и семейного устройства без широкого обсуждения. Вопросы семейной жизни настолько глубоко уходят в менталитет народа, и настолько много было разрушено за XX-XXI века, что постоянно возникает ощущение заговора, будто есть некие злые силы, которым нужно добиться этого разрушения. Я не могу сказать, кто конкретно за этим стоит. Среди работников системы опеки и попечительства я лично знаю много тех, кто не поддерживает идею ювенальной юстиции. За последние годы теми людьми, которые противятся этим законопроектам, было предложено множество идей по тому, как можно совершенствовать законодательство в области защиты детей. Святейший Патриарх сам отправлял соответствующие предложения. Поэтому для меня как минимум странно, что законодатели никак не реагируют и совершенно не прислушиваются к голосу Церкви, тогда как по всем вопросам больше половины населения страны поддерживают и доверяют РПЦ. И законодатель, который, казалось бы, должен реализовывать волю народа, снова и снова пытается провести законы, которые не будут поддержаны большинством населения», - считает священник.
«Без реального общественного обсуждения этот вопрос не должен решаться, так как это наши с вами дети и семьи, и тут надо людям, которые хоть сколько-нибудь сомневаются в том, что данные законы будут во благо семьи, всячески препятствовать тому, чтобы законы внедрялись. Наконец, надо прислушаться к голосу Церкви и инициировать в Госдуме обсуждение предложений Патриарха, которые были высказаны год назад и до сих пор не получили оценки. Безусловно, эти законы в том виде, в каком их хотят принять, носят антинародный характер, а не просто антидетский и антисемейный. В области семейного устройства без мнения народа обходиться просто преступно», - заключил отец Максим.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им.А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, заметил, что об этой теме уже много сказано, и «очень хорошо, что в Екатеринбурге есть центр духовной борьбы и духовного противостояния, там еще, кстати, собираются провести очередную конференцию по этой же теме, и мы всячески поддерживаем эту инициативу».
«Даже с точки зрения права ювенальная юстиция – это некий нонсенс, потому что законы должны распространяться на всех граждан, а здесь мы видим удивительную ситуацию: одна их групп населения – дети – выводится из общего законодательства, для них создается другая система судебной власти. Причем эта система ювенальной юстиции уходит своими корнями в Брюссель и другие западные страны. Я уже не говорю о том, что данная система подрывает основы семьи, именно для того она и создана. Ее создатели метят в традиционную и многодетную семью. Опыт внедрения таких проектов в Европе очень отчетливо нам показывает, что плоды такого рода инициатив социальных экспериментов приводят к краху традиционной семьи. Некоторые европейцы просто боятся рожать больше двух детей, так как это опасно, детей можно потерять по любому поводу. Россия должна всячески противостоять этой системе, наша семья находится в кризисе, наоборот, должны быть госпрограммы по поддержке семьи. Не надгосударственные мутные проекты, а государственные и прозрачные, которые финансируются из госбюджета и механизм исполнения должен быть понятен всем: и государству, и обществу, и Церкви. Такие программы необходимо принимать после всесторонней оценки экспертов, народного обсуждения. Нам совершенно не нужны «темные лошадки» типа ювенальной юстиции, которая продвигается неизвестно кем. И если сначала не удалось продвинуть законопроекты, то теперь для их принятия изобретают технологии по продвижению по линии ведомств и министерств», - считает священник.
«Мы выступаем за введение патронажной семьи, - рассказал отец Артемий. - У нас прекрасное законодательство, которое работает много лет, отличная система попечения несовершеннолетних, лучше обсуждать и модернизировать то, что у нас есть, а не рушить готовую систему, которая показала свою эффективность в советское время. Если мы создаем ювенальную юстицию, то давайте создадим геронтологическую, или для сумасшедших, для военных. Мы просто придем к распаду единой системы права в ее классическом античном понимании, на чем стоит вся наша цивилизация, я уже не говорю о христианских нормах, они тут просто не обсуждаются. Кроме того, рушится базовое право презумпции невиновности. Родитель априори признается потенциальным преступником, от которого нужно его же дитя защищать – это абсурдно с точки зрения логики. Так мы можем прийти к полному хаосу, правовому нигилизму и какому-то беспределу, по сравнению с которым наши проблемы коммунизма и социализма могут показаться какой-то детской сказкой», - заключил пастырь.