Надо заметить, что даже во время переписи 2010 года чиновники не рискнули замахнуться на опрос о религиозной принадлежности россиян. Последний раз у россиян о религии во время Всеобщей переписи населения спрашивали в далёком 1937 году. Говорят, что этот вопрос в переписной лист был включен лично тов. Сталиным. Тогда верующими признали себя 53,3 процента населения СССР, а в деревнях это число было еще больше - порядка 70 процентов. Результаты были признаны неудовлетворительными, а сведения засекречены. Больше о вере во время переписи россиян и не спрашивали...
Однако, опережая события, преступая осторожность и деликатность в вопросе личного вероисповедания со стороны религиозных деятелей, не спрашивая согласия самих верующих, социологи Исследовательской службы «Среда» давно бьются над созданием так называемого «Атлас религий России», который, как они заявляют, «наглядно показывает, в каком регионе какому божеству поклоняются».
Куратор этого проекта Роман Лункин в интервью «Огоньку» заявил, что впервые опрос по религии и мировоззренческим характеристикам был проведен по каждому субъекту РФ в отдельности.
Однако, как сообщают СМИ, первая презентация и появление книг этого проекта состоялась в мае 2004 года. Название также было завораживающим любопытство нашего обывателя: «Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность Филатов С. Б., Лункин Роман Николаевич; Социологические исследования, №6 (2005).
Редакторами «Атласа» были почетный президент Кестонского института каноник Майкл Бурдо и социолог религии Сергей Филатов.
Возникает сразу же вопрос: Причём здесь иностранец, да ещё редактор, Майкл Бурдо?! Кто же возглавляет эту «некомерческую организацию» (НКО) под названием Исследовательская служба «Среда»? На сайте указаны четыре человека. Руководителем этого суперпроекта «АРЕНА: Атлас Религии и Национальностей» указана довольно известная личность Романа Николаевича Лункина, он же, как указано на сайте, «эксперт службы «Среда», социолог, религиовед, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН.
Также очень интересен и жизненный путь этого руководителя проекта. Буду ссылаться на всем доступный ресурс в интеренете «Википедия», которорый пишет: «…Получил высшее образование на историческом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Параллельно с учёбой являлся внештатным автором еженедельника «Русская мысль», а в 1998 году стал вести программу «Исторический календарь» на Христианском церковно-общественном канале радиостанции «София»...».
В середине 1980-х годов деятельность Филатова начала привлекать внимание «Кестонского института» - британской организации, созданной в 1969 году и специализировавшейся на сборе данных о нарушении права на свободу совести в СССР и других странах восточного блока.
В первой половине 1980-х годов «Кестон-колледж» оказался замешан в дело поддержки «подпольного советского христианского ансамбля», основанного Валерием Бариновым и Сергеем Тимохиным. Последние стали прихожанами одной из ленинградских общин баптистов-инициативников (инициативники - ветвь баптизма, которая отказывалась от государственной регистрации, признания государственных законов и т. д.) и создали в 1982 году группу «Трубный зов»…
Данная история стала известной лишь после того, как Валерий Баринов и Сергей Тимохин были задержаны в 1984 году за попытку нелегального пересечения советско-финской границы для «воссоединения с зарубежными братьями». Оба переходили на лыжах Западную Карелию, где и были обнаружены с вертолёта, а затем предстали перед Ленинградским городским судом за нарушение статей 15 и 83 части первой УК РСФСР (покушение на незаконный переход Государственной границы СССР). Тимохин получил два, а Баринов - два с половиной года колонии строгого режима, однако даже «на зоне» занимался активным обращением зэков в веру.
Оба освободились в 1987 году.
В постсоветский период организация освещала вопросы возрождения Русской Православной Церкви и активно выступала в защиту свободы религии в бывших странах Варшавского договора, в особенности на территории бывшего СССР. С 1998 года так называемая «русская группа» этой организации обосновалась в Москве с целью сбора материалов в рамках подготовки проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России»…».
Так вот, именно «в 1998 году, по предложению Филатова, Лункин вошёл в состав данной группы и стал сотрудником проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», а также корреспондентом Keston News Service и журнала Frontier. Работа Лункина заключалась в разъездах по регионам России и проведении интервью с представителями разных религиозных объединений.
С 2008 года Лункин является директором научно-исследовательского частного учреждения «Институт религии и права», которое выступает сателлитом «Славянского правового центра» и работает на площадях последнего…».
Славянский правовой центр (СПЦ) - некоммерческое партнёрство, специализированная юридическая служба по оказанию правовой помощи религиозным организациям и гражданам. Основан в 1993 году путём объединения «Христианского юридического центра» (ХЮЦ) и Института религии и права.
А на одном из сайтов прочитал следующую информацию:
«Славянский правовой центр (СПЦ) – одна из активнейших сектозащитных организаций в России. Центр тесно связан с некоторыми западными кругами, заинтересованными в постоянной критике России в политических целях и создании нашему государству негативного имиджа…и т.д.»
Также хочу привести мнение одного уважаемого российский исследователь сект, Председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ А.Л.Дворкина, который в одном из интервью назвал Романа Лункина «сектозащитным пропагандистом», ведущим «грязную информационную войну», цитирую:
«…Что касается сектозащитного пропагандиста Лункина, то он ведет грязную информационную войну. Я даже не хочу комментировать его вздорные инсинуации. Кроме его узкого круга их вряд ли кто серьезно воспринимает».
Да, не очень лестная характеристика социолога Р.Лункина, так активно поработавшего на британские организации в свои годы…
О своей же организации Лункин заявляют, что они представляют собой «независимую некоммерческую исследовательскую службу» под названием «Среда», которая вылупилась и начала работу в 2011 году. Основатели этой «некомерческой организации» даже заявляют, что:
«Среда - это интерактивный путеводитель по современному российскому духовному миру. Область экспертизы: ценности, вера, вероисповедание». Только вдумайтесь в эту фразу: «путиводитель по духовному миру»(!) Пожалуй, только впавший в гордыну, или тот, кто лукавит, может так громко завлять такое о самом себе «любимом»!
Лункин и его исследовательская служба «Среда» обещает дотянуться до каждого из вас: «Региональное измерение АРЕНы позволяет увидеть не только конкретную статистику по каждому региону, но, прежде всего, портрет (образ) каждой группы. Уникальность аналитического метода в том, что создается своего рода «человеческий» образ каждой группы, не только с социально-демографическими, но и мировоззренческо-психологическими характеристиками. Выделяются группы по отношению к вероисповеданию (от «не верю в Бога» до «затрудняюсь ответить»), по различным уровням практической религиозности, по мировоззренческим параметрам. Основные характеристики даются также портрету жителя субъекта РФ, национальности, отдельным религиозным направлениям». Просто жуть! Ничего нельзя утаить от «Среды», от этого беспардонного вмешательства в личную жизнь гражданина страны.
Почему-то вспомнилась статья Российской Конституции:
Статья 24.
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Но, это так к слову…
Всегда возникает вопрос: а кто же «заказывает» эту «музыку», кто «танцует даму»?! Откуда финансирование столько грандиозного суперпроекта, обещающего нарисовать «портрет жителей (всех) субъектов РФ»?!
Попытался задать этот вопрос непосредственно представителям Исследовательской службы «Среда» в соцсети Facebook.
А вот что пишет сайт «Православие и Мир»:
«Исследование службы «Среда» Слово и слова: сравнительный контент-анализ проповедей Патриархов Алексия II и Кирилла»
30 декабря, 2011.
Социологическая служба «Среда» задалась целью выявить частоту упоминания определенных слов в патриарших проповедях. В ходе исследования (см.ниже Описание методологии исследования) были проанализированы проповеди Патриархов Московских и всея Руси Алексия II (за 2005-2008 гг.) и Кирилла (за 2009-2011 гг.) общим объемом более полутора миллионов печатных знаков.
Как показали результаты исследования, наиболее часто Патриархи Кирилл и Алексий в своих проповедях упоминают Господа Бога. Патриарх Кирилл, в среднем, на 10 тысяч слов употребляет слово «Бог» во всех его словоформах и производных около 150 раз, и это не считая слова «Господь». Патриарх Алексий не отстает по этому показателю, однако предпочитает использовать слово «Господь» немного чаще, чем слово «Бог»… (и так далее).
Скажите, люди православные, зачем мне знать сколько раз Святейший употребил в своих проповедях слово «Бог» или «Господь», их процентное соотношение?! Разве это важно в Первосветительском слове Предстоятеля Русской Православной Церкви?! Зачем нам вся эта игра слов и процентов от Исследовательской службы «Среда»?! Зачем они это «выдают нагора»?!
Самое интересно, что это печатает сайт под названием «Православие и Мир». Хотя, что здесь удивительного?! Как пишет игумен Виталий (Уткин):
«Сайт «Православие и мир» - это частный ресурс. Насколько я понимаю, он официально принадлежит Анатолию Данилову. Информация об источниках финансирования и механизме принятия решений на этом раскрученном ресурсе до церковной общественности не доводится. Я считаю, что основная идеология сайта «Православие и мир» носит антипутинский характер, что особенно проявилось в период смуты конца 2011 - начала 2012 годов. С моей точки зрения, сайт «Православие и мир» выражает настроения очень небольшой по численности группы (не более нескольких десятков человек, преимущественно жителей Москвы), которую в последнее время стали называть «церковными либералами». Я считаю, что эта группа не самостоятельна в формировании своего дискурса, а зависит от либерального антипутинского движения в целом…».
Всё-таки, кому нужны эти исследования так называемой «некоммерческой» структуры «Среда»?!
В ходе одного своего интервью одиозной программе «Эхо Москвы» Роман Лункин немножко приоткрыл эту «занавес тайны», цитирую:
Р.ЛУНКИН: «Наше исследование - мы его назвали «Проект Арена» - это атлас религий и национальностей, и этот проект был, как бы, заказан и инициирован исследовательской службой «Среда», которая уже с позапрошлого года задает вопросы и самые неожиданные. И, в общем, наша как раз вот такая социологическая политика заключается в том, чтобы задавать вопросы по существу веры…».
Выходит, сами себе задают вопросы, и сами же их исследуют за счёт «частного финансирования» какого-то инкогнито?! Что-то не стыкуется у господина Лункина…
А вот какую характеристику даёт Лункин действиям арт-шайки Pussy Riot, цитирую:
Р.Лункин: «Безусловно, сращивание церкви и государства вызывает крайнее раздражение. И как раз я думаю, что слова Марка подтверждают, скорее, то, что общество наиболее открыто к такому социальному православию, к христианской вере как таковой. И даже если судить по тому, что говорят вот эти девушки из Pussy Riot, они, ведь, обращаются именно к строкам Евангелия, они призывают к более христианскому прочтению, что ли, нашего современного православия. И здесь очень трудно, я думаю, церковным деятелям, которые, вроде бы, хотели бы представить то, что происходит сейчас, как повторение советского времени. А этого не получается сделать. Когда там Патриарх или кто-либо говорят о том, что это как советское время какие-то безбожники, наши враги, они хотят уничтожить мать-церковь, то что-то не сходится. Потому что общество – оно, наоборот, начинает учить церковных деятелей Евангелию. Это происходит впервые. Это как раз уникальная ситуация…» (!)
По рассуждениям господина Лункина, не прав наш Патриарх… Просто «сенсационный» вывод делает эксперт и знаток религий! А вот «народ», по всей видимости, в образе женщин из арт-шайки Pussy Riot, уже «начинает учить церковных деятелей Евангелию»! Просто «new-откровение» от Лункина!
Интересно, а почему, будучи президентом, так называемой некоммерческого партнёрства – «Гильдии экспертов по религии и праву», господин Лункин так и не подал своё голос в защиту Русской Православной Церкви и её Престоятеля?! Ну, да ладно, Бог ему судья. Что касается этой гильдии, то это отдельный разговор…
Конечно, многие начинают верить в те цифры, которые периодически выбрасывает в информационное поле «некоммерческая» организация «Среда» и другие, конечно, можно было бы и поверить этим «процентам», если бы не сила духа и веры русского православного народа, особенно проявленные во время встречи Пояса Пресвятой Богородицы и нашей Небесной Заступницы. В чем только ни упрекнули русских людей в эти дни - и во мракобесии, и в инфантилизме, и в недоразвитости, а они стояли и стояли на холодах, притекали и притекали ко святыне - из разных окраин огромной Руси, включая Малую и Белую…
В самом деле, «ради одного этого должно было состояться принесение святыни - чтобы люди увидели, что мы живем в православной стране». «Это был молитвенный подвиг, подвиг веры, который менял людей на глазах, - подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. - Представители МВД и московской мэрии отметили: «Мы никогда за всю свою профессиональную жизнь не имели дела с такой очередью - где бы люди благодарили, где бы люди улыбались, где бы люди так близко к сердцу принимали любое проявление доброжелательности». Многие само стояние воспринимали как богоугодное делание».
Заключим утвердительными словами нашего Патриарха: «Пока будет жива вера православная, будет сохраняться и великая сила в нашем народе. Ее Покровом да сохранит Господь землю нашу от всякого зла и да поможет нам в обустройстве, как духовной, так и материальной жизни».
Скажем: «Аминь!» Воистину: поклонившись Богородице, Россия свой выбор сделала.
Альберт Битюцкий (Хабаровск) (по материалам СМИ)
2. Социологические опросы «Среды» или кто заказывает «магию цифр»?!
1. Re: Социологические опросы «Среды» или кто заказывает «магию цифр»?!