По словам Его Святейшества, нет ни одного примера, который свидетельствовал бы о политическом влиянии патриарха, епископов или духовенства на власть. «Мы как Церковь свободны говорить от своего лица, вне зависимости от позиции государства. По многим вопросам у нас мнение совпадает, но есть вопросы, где мнения у нас не в полной мере совпадают, а иногда и совсем не совпадают», - сказал Патриарх.
Он признал, что между Церковью и государством налажено сотрудничество на федеральном и местном уровнях по целому спектру проблем. Однако Церковь не ставит цели влиять на политику государственных деятелей, отметил Патриарх Кирилл. «Мы несем определенные ценности нашему народу, в первую очередь, - нравственные ценности, и мы настаиваем на том, что в основе всякой политики должно быть нравственное начало», - подчеркнул он.
Можно ли говорить о клерикализации общества? Согласны ли вы с патриархом, что это всего лишь миф? Ведется ли кампания против Церкви, продвигающей нравственные ценности в обществе, и если да, кто за ней стоит? С такими вопросами Regions.ru обратились к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что пора определиться с термином, что такое «клерикализация».
«Исторически – это стремление духовенства к реальной политической власти внутри общества и государства. То есть подмена институтов государства институтами церковными, исторически такие прецеденты бывали, и порой даже не из-за стремления Церкви о достижении светской власти, а по необходимости. Например, когда рухнул первый Рим под натиском варваров, то все административные функции Римской империи взял на себя институт Церкви. Таким образом, все народы в Европе удалось сохранить от полного хаоса. Правда, потом это обернулось негативными последствиями для Церкви, так как она приобретала больший вес, чем ей это было нужно», - продолжил он.
«В истории Русской Церкви в прямом смысле клерикализации никогда и не было, скорее, было подчинение Церкви государству, как, например, в синодальный период, когда Церковь была подчинена государству и обслуживала идейную политику Имперской Царской власти. Но это тоже не было клерикализацией, так как Церковь вынуждено поставили в такое положение. Сейчас Церковь, конечно, имеет определенный вес и влияние в обществе, но оно скорее не политическое, а нравственное и идейное. Возможно, иногда и принимает идеологический характер, поскольку у государства нет идеологии, и оно обращается к Церкви. Но сказать, что Церковь и современное священство стремится к тому, чтобы иметь еще и светскую власть, – никаких оснований для этого нет», - заключил о. Андрей.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, заявил, что «вопрос усиления влияния Церкви в обществе – это вопрос спасения членов этого общества от власти греха и смерти».
«Но к сегодняшнему дню приходится констатировать, что это влияние столь скромно и наше соотечественники находится в своем большем составе в таком состоянии глубокого духовного невежества, что говорить об излишнем присутствии нашей Православной Церкви в системе образования, культуры, СМИ, уж тем более политики даже не приходится. Кто хоть немножко не понаслышке знаком с целями бытия Церкви, спасительными в вечности душ человеческих, тому в голову не придет путать Православие с католицизмом и усматривать в каких-то гражданских позициях Церкви попытку захвата светской власти или какого-то решительного на нее влияния. Эта позиция свойственна католическому Западу и абсолютно чужда Православию», - продолжил о. Лука.
«Благодатное действие Церкви направлено не на какие-то корпорации или организации, политические или коммерческие структуры. Влияние Церкви, и в этом состоит задача властей, должно достигать каждой личности в отдельности, предусматривая при этом свободу ее выбора, без чего нет никакой религиозной жизни. Поэтому религиозное общество складывается из религиозных личностей, просвещение которых и является церковным служением. Но сейчас для этого условий крайне мало, и присутствие такой благодати в обществе крайне скудно. Мы живем в безблагодатной стране, в которой есть все, чтобы быть благодатной во всех ее уголках, но для этого безбожниками выстроено пока слишком много препятствий, прежде всего в главнейших направлениях, где Церковь могла бы служить людям – это образование, культура и СМИ», - добавил он.
«Поэтому мы выражаем соболезнование тем головам, которые продолжают вести антицерковную борьбу, и разбивают эти головы о камень веры. Ибо всякий, кто упадет на этот камень, - разобьется, и на кого упадет этот камень – того раздавит. Идти против рожна трудно, и плевать в небо, откуда плевок возвращается, дело безумное. Пока это безумие занимает и политические трибуны в нашем отечестве. Во всяком случае, до сих пор постаменты многих центральных скверов России продолжают быть окрыленными образами и идеалами коммунистической и античеловеческой идеологии – а это тоже политика, оболванивание масс», - заключил отец Лука.