На пространствах Империи

Дневник философа

Авторов и читателей РНЛ можно поздравить с выходом интересной и нужной книги. Московским Институтом динамического консерватизма (ИДК) издан сборник трудов и докладов, посвященных теме Империи. Книга так и называется – «На пространствах империи: традиция, история, культура». По сути, в ней затронуты все – или почти все – актуальные проблемы русской имперской проблематики, от определения самого понятия империи до перспектив нового имперского образования на просторах Евразии. Среди авторов названного издания известные философы, историки, культурологи, экономисты, социологи, дипломаты православно-патриотического направления. Список авторов включает 23 имени, приведу лишь некоторые, без титулов и званий, что заняло бы слишком много места: В.В.Аверьянов, М.Г.Делягин, М.В.Демурин, Ю.Н.Жуков, И.П.Золотусский, А.Л.Казин, М.А.Колеров, Ю.М.Лощиц, М.Калашников, В.С.Непомнящий, О.А.Платонов, В.М.Фалин, А.И.Фурсов, Е.С.Холмогоров, С.В.Ямщиков.

При всем разнообразии тематики, от начала до конца книги в качестве сверхидеи (сквозного действия, как говорят искусствоведы) проходит мысль об Империи как наиболее органичном – и вместе с тем идеальном – способе существования континентальных народов Евразии, и прежде всего русского народа в трех его ипостасях – великорусской, малорусской, белорусской. Под Империей авторы и понимают собственно православно-русскую цивилизацию, в её единстве с теми народами и культурами, которые исторически и метафизически к ней причастны. При этом основной удачей авторской концепции мне представляется принципиальное снятие ложной антиномии между «державниками» и «народниками», патриотами и националистами, которую кто-то будто навязывает русской мысли, стремясь её расколоть. Чтобы не сбиваться на пересказ, приведу цитату из открывающей сборник статьи директора ИДК доктора философских наук Виталия Аверьянова «Империя и воля». Возражая национал-демократам относительно «нерусскости» Российской Империи в прошлом, В. Аверьянов пишет: «Политику Российской Империи и СССР по отношению к русскому народу нельзя оправдать. Отсутствие оправданий этому – вывод из нашего прошлого (…) Но, с другой стороны, извлечение уроков из прошлого не должно затмевать того факта, что русский тип империи предполагал опору на головной народ как свой оплот. Российская Империя всегда держалась на русских, осозновала это и делала упор в своей политической воле на идею служения. Самый жестокий император. Петр Великий, не жалел не только своих подданных и солдат, он, как известно, не жалел и себя --- подавая другим пример труда и служения. Неоправданность и несправедливость сверхэксплуатации русских не означает, что сегодня национальные силы могут впадать в обратную крайность: объявить о национальном государстве как режиме русской релаксации.

Время отпуска и всенародных «каникул», которое было объявлено Горбачевым и запойно отмечено Ельциным, истекает. Для нас каникулы, как можно видеть, оборачиваются бедой и вымиранием. Секрет наших успехов в том, что мы неунывающий народ. А жизнь «для себя», замыкание на обывательском уровне бытия вызывает в русских уныние, и, в отличие от более ограниченных и плоских народов Европы (и Америки – А.К.), для нас такое уныние будет равносильно медленному самоубийству, алкоголическому и наркотическому угасанию».

Остается только присоединиться к этим точным словам.

ООО «Центральный издательский дом». М., 2012. Усл. печ. л. 32,5. Тираж 1000 экз.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. "Нет, не умрете, – будете..."

"Антиномии русской мысли", действительно, не имеется, но имеется антиномия мысли русской и нерусской. Нерусскому государству очень хочется "опираться" на русский народ, отчего и не смолкает империалистическая и провинциалистическая (федералистическая) пропаганда, призванная убедить русский народ в том, что союз нерусского государства и русского народа, как союз всадника и лошади, представляет собой "органичный и идеальный способ существования". Ну, прямо как в сказке: "Что воля, что неволя, – все равно". ВеликоРусская национальная оппозиция РФ объявила противников восстановления ВеликоРусской национальной государственности в Великой Руси (норманистов) злейшими врагами ВеликоРусской нации. Джемма Халид | Подземный переход youtube.com/watch?v=BITWX9S-U94

Романъ-царевичъ / 05.09.2012
Александр Казин:
Интернет взорвался. Что нового?
Путинская власть должна стать властью народа – нелиберальной демократией, противостоящей виртуальной власти «оффшорных аристократов»
14.02.2019
Хаосмос Владимира Набокова
Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала ХХI века», 2-й том. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017
25.01.2019
Круги Солженицына
К столетию со дня рождения
09.12.2018
Все статьи автора