По окончании чтения Евангелия о злых виноградарях (Мф.21: 32-43) владыка Константин обратился к молящимся с проповедью. «На вопрос фарисеев какой властью Господь совершает чудеса, Он привел им страшную по своей реальности притчу, - сказал архиерей. - Был человек, который насадил виноградник, среди виноградника поставил точило и доверил уход за этим виноградарям. Когда урожай созрел, хозяин послал слуг, чтобы получить причитающуюся ему часть дохода. Но жадные виноградари избили одних слуг, других убили. Тогда долготерпеливый хозяин послал к ним своего сына, надеясь, что они устыдятся, но они не устыдились, убили и его сына, говоря – это наследник. Жадность и стремление завладеть чужим ослепили их. Рассказав эту притчу, Господь задал фарисеям встречный вопрос: "Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?" (Мф. 21,40). Они ответили, что "злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои" (Мф. 21, 41). И Господь завершает: "неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?" (Мф. 21, 42). В другом месте Господь говорит: "Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит " (Лк. 20, 18)».
В притче о злых виноградарях, пояснил владыка, образно содержалась история народа израильского и пророчество о ближайшем его будущем: «Под хозяином виноградника разумеется Бог Вседержитель, под слугами его – ветхозаветные пророки и праведники, под сыном его – Иисус Христос, Сын Божий Единородный».
«Некогда Господь для служения Себе избрал израильский народ, произошедший от великого праведника, патриарха Иакова. Этому-то народу Всевышний и доверил Божественный виноградник Откровения Своего, дабы принесены были Ему обильные плоды веры и праведности. Но лукавыми и жестокими виноградарями оказались израильтяне. Книги Ветхого Завета переполнены свидетельствами об их жадности и неблагодарности, жестокости и пороках. От сыновей патриарха Иакова, коварно продавших в рабство своего брата Иосифа, потянулась тысячелетняя цепь преступлений. Стоило пророку Моисею на несколько дней подняться на гору Синай для получения Откровения, как внизу уже изготовили золотого тельца и вокруг этого идола устраивали нечестивые радения, а вокруг царил гнусный разврат. "Когда же он (Моисей) приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою…( Библия Исх. 32:19)". Таким образом, этот народ далеко не всегда был достоин возложенной на него миссии. Господь, вразумляя виноградарей, посылал народу своих слуг – пророков», - отметил архиепископ Константин.
«Так продолжалось, - продолжил владыка, - пока не закончилась ветхозаветная эпоха избранничества этого народа. А закончилась она усекновением главы величайшего праведника всех времен и народов Иоанна Крестителя, о котором сам Христос сказал, что "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф. 11.11). Когда под хохот гостей бесстыжая плясунья дочь Иродиады (это напоминает нам современные свистопляски в Храме Христа Спасителя) принесла главу Иоанна Крестителя своей матери (заказчице преступления). Но это еще не все. Само Священное Писание оказалось растворенным в жестокой человеконенавистнической, исполненной гордыни книге – Талмуд, а также в бесовской магии Каббалы, которая сейчас снова становится популярной в среде псевдоинтеллигенции».
Таким образом, отметил архиерей, «исполнилось пророчество, наступил 70-ый год н.э., когда легионы императора Тита осадили Иерусалим, разрушивши его. От иерусалимского храма не осталось ничего. До настоящего времени сохранился лишь небольшой фрагмент крепостной стены, именуемый ныне "Стена плача". Так исполнилась эта притча Христова о злых и жадных виноградарях».
«Но трудами апостолов, кровью Господа Христа созидается новая христианская Церковь. Точило-пресс, из которого вытекал виноградный сок и становился вином – это гора Голгофа и Крест Христов. Эту искупительную жертву каждый христианин должен реализовать своим свободным трудом, потому что одной веры мало, потому что "и бесы веруют и трепещут" (Иак. 2, 19), "вера без дел мертва" (Иак. 2, 26). Верою, любовью и добрыми делами созидается Церковь Христова. 1000 лет тому назад пришел свет Евангелия и в наши северные земли. Князь Владимир, бывший жестоким, сластолюбивым князем, крестившись, стал кротким, исполненным добродетелей. Расцветала Киево-Печерская лавра, на севере в Троицу-Сергиева лавра, на западе – монастыри образованные прп. Александром Свирским, на Востоке трудились Пермские и Тобольские святители. Шли столетия и Церковь укреплялась, но начали прорастать сорняки, особенно в среде власть имущих, распространялись тайные ложи, общества. Сейчас модно все беды нашего общества валить только на коммунистов, но в 1917 году они не пришли бы к власти и не установили террор, если бы целое столетие не шла медленная скрытная подготовительная работа, начиная с попытки военно-государственного переворота в декабре 1825 года», - считает владыка Константин.
Сейчас же, по словам архиерея, «нам остался вытоптанный виноградник». «Богоборческие годы гонений на Церковь унесли жизни множества архиереев, сотен тысяч верующих, иерархов, монахинь. Виноградник не разграбили – его вытоптали. Для того чтобы виноград рос нужно создать условия – вбить колышки, по которым будет виться лоза. Эти колышки – это храмы, в которых люди слышат слово Божие, где совершаются Таинства, где душа растёт высь к Богу. Этими колышками являются и святые обители, мы возрождаем их, созидаем и социальные учреждения. Мы не знаем сколько нам осталось времени для процветания Церкви – виноградника Христова. Сегодня, как и всегда актуален призыв: спешите творить добро. Дай Бог, чтобы мы оказались достойным виноградарями на ниве Христовой», - заключил архипастырь.