3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. В мировой практике терроризм является частью политики, основанной на систематическом применении террора. Во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам, бесчеловечности и жестокости он превратился на сегодняшний день в одну из самых острых и злободневных глобальных проблем.
Терроризм имеет древние корни. Первой жертвой теракта стал отец Александра Македонского Филипп II – македонский царь, правивший с 359 года до н. э. Он был убит своим телохранителем Павсанием. Первой террористической организацией была иудейская секта сикариев (кинжальщиков), действовавшая в Иудее в I веке н. э. Члены секты практиковали убийства представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами. В качестве оружия сикарии использовали кинжал или короткий меч — «сику». Это были экстремистски настроенные националисты, возглавлявшие движение социального протеста и в этом отношении являющиеся прообразом современных радикальных террористических организаций. Поэтому Ближний Восток считается родиной терроризма.
Любой террористический акт включает в себя три элемента: террориста, его жертву (объект нападения), а также лиц, которые служат объектом воздействия. Эксперты, изучающие феномен терроризма выделяют несколько основных типов современного терроризма.
Националистический терроризм. Террористы этого вида обычно ставят своей целью формирование отдельного государства для своей этнической группы.
Религиозный терроризм. Религиозные террористы используют насилие в целях, которые, по их мнению, определены как бы Всевышним.
Терроризм левых экстремистов. Наиболее радикальные левые хотят уничтожить капитализм и заменить его коммунистическим или социалистическим режимом.
Терроризм правых экстремистов. Правые экстремисты – обычно самые неорганизованные группировки, часто связаны с западноевропейскими неонацистами. Неофашисты нападают на иммигрантов и беженцев.
Терроризм анархистов. Террористы-анархисты были глобальным феноменом с 1870-х по 1920-е годы. В России в этот же период анархисты совершили немало «успешных» терактов. Часть экспертов предполагают, что современные антиглобалисты могут породить новую волну анархического терроризма.
В мире накоплен огромный опыт борьбы с терроризмом. В одной только Северной Ирландии террористическая война идет уже более сорока лет. Правительства многих стран противодействуют терроризму, чтобы поддерживать стабильную политическую ситуацию. Существуют две стратегии борьбы с терроризмом: прогрессивная и консервативная. Первая включает в себя переговоры с террористами, частичные уступки требованиям террористов. Консервативная стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, а также отказ от заключения перемирий. Опыт разных стран и народов показывает: если люди помнят о том, что в жизни существует терроризм и террористы, то их поведение как бы само, автоматически подстраивается под потенциальные угрозы. Сами люди становятся как-то более внимательными, осторожными, бдительными.
Приведу пример города Беслана. Террористы готовили теракт на глазах жителей этого небольшого города на Северном Кавказе. Многие видели, как днем, за несколько дней до печального 1 сентября 2004 года, мужчины в черных одеждах сгружали с грузовой машины баулы и несли их в школу №1. Были даже люди, которые увидели в этом подозрительные действия, но никто из них не обратился в правоохранительные органы. Особо подчеркну, что здание милиции находилось не так уж далеко от этой школы, где и произошла потом страшная трагедия. Я сама лично общалась с некоторыми из этих людей и на мой вопрос: «Почему никто из вас не позвонил или не пошел в милицию?», видела в ответ слезы на глазах и горестные причитания… Теракт в Беслане – один из самых страшных терактов в истории человечества. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в здании школы более 1100 заложников, в результате теракта погибло 334 человека.
Хотелось бы, пользуясь случаем, рассказать о поступках, которые не смогут оставить никого равнодушным. Учительница русского языка и литературы Альбина Викторовна Аликова во время захвата была для детей надежной опорой и поддержкой. Оставшиеся в живых дети, вспоминают ее с восхищением, любовью и с большой благодарностью. Она им была ТАМ, как мама. Когда одного мальчика террорист хотел расстрелять, Аликова быстро подбежала и закрыла его собой. Предложив убить себя. В этот момент все дети посмотрели на террориста и … он передумал убивать. Она до последнего была рядом со своими учениками и погибла вместе с ними. Гайтов Алан, старшеклассник, помогал освобождать детей. Выносил на руках раненых из школы и благодаря ему очень многие дети остались в живых. Сам погиб, когда в очередной раз вернулся за детьми в школу. Поступок Каллаговой Виктории произвел впечатление даже на английскую королеву Елизавету II, которая пригласила Вику к себе в замок. Эта тринадцатилетняя школьница добровольно пошла в заложники, чтобы быть рядом со своей младшей сестрой Олей, которую в числе других детей захватили террористы. Таучелова Залина Мироновна, мать погибших двух девочек. Стала опекать оставшихся в живых одноклассников своих детей. Отдавая им всю свою любовь и заботу. Благодаря ей, они живут одной большой семьей, помогая и поддерживая друг друга во всех жизненных ситуациях. Дети искренне называют ее «наша мама Залина». Анжела Парсиева как-то сказала: «Мы детьми стали заложниками. С каждым годом, взрослея, понимаешь, какая это была страшная трагедия. Когда я вижу, как сорятся люди из-за пустяков, причиняют друг другу зло, завидуют, тратят свою жизнь на какую-то ерунду, мне становится их очень жаль. После теракта мы стали другими. Главное – научиться правильно ставить приоритеты в жизни».
Научила ли нас трагедия Беслана? Если бы бдительность людей взяла тогда вверх, то и ничего бы этого и не произошло. Каждый человек, прежде всего, должен сам озаботиться проблемами собственной безопасности. Как говорят в народе: «На Бога надеясь, а сам не плошай». Помня о том, что мы живем в эпоху терроризма, мы должны настроить себя, свое сознание и поведение на соответствующую линию восприятия окружающего, особое отношение к происходящему и скорректировать свое поведение в жизни.
По словам заложников, если бы они знали, как себя вести при теракте, то многих жертв удалось бы избежать. Возможно, стоит взять пример с Израиля, где проводят занятия в детских садах и школах, а среди взрослого населения – на работе. Однозначно, такие занятия просто необходимы!
Людмила Кешева, куратор по ЮФО и СКФО Правозащитного движения «Пчелки» (Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик)