Преподавание в школах основ религиозных культур и светской этики, как показал двухлетний эксперимент по апробации предметов в ряде регионов России, будет не разделять, а наоборот - сплачивать школу, семью и общество, заявил в интервью РИА Новости в преддверии нового учебного года заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Герман Демидов.
В рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) с 1 сентября в абсолютном большинстве российских школ в 4 классе один час в неделю по выбору семьи школьника ему будет преподаваться один из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» или «Основы светской этики».
В рамках обязательной части программы, в составе курса ОРКСЭ «Основы православной культуры» преподавались два учебных года в рамках федерального эксперимента в 2009-2011 годах: первый учебный год в 19 регионах, второй - в 21 регионе. И итоги эксперимента признаны положительными всеми участниками проекта.
«Уровень поддержки составил 80-90% и более среди родителей, учителей, администраций. Никакая другая инновация в российской школе за последние годы не имела и не имеет такого уровня общественной поддержки», - отметил Демидов.
По его словам, аргумент о религиозной розни был последним аргументом для многих противников возвращения православия в российскую школу, восстановления в ней традиционного духовно-нравственного воспитания.
«Слава Богу, никаких проявлений розни не было. Более того, преподавание религиозных культур по выбору способствовало расширению воспитательных возможностей школы, о чем мы говорили всегда. Это подтвердил в своем выступлении на Рождественских образовательных чтениях в 2012 году и заместитель министра образования Максим Викторович Дулинов, когда сказал, что мы не только не разделили школу, но заметно сплотили школу, семью и общество», - добавил представитель РПЦ.
Одним из важнейших результатов преподавания он считает то, что «дети и родители начали больше говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, о человеческой жизни и социальных отношениях».
Эти выводы сделаны на основе социологических опросов по результатам преподавания, которые проводились Общественной палатой РФ и Академией государственной службы при Президенте России.
Демидов отметил также, что недопустимо совмещать преподавание разных конфессиональных предметов. Педагог религиозной культуры должен быть носителем этой традиции.
В то же время, отметил он, один педагог вполне может преподавать один конфессионально ориентированный предмет (например, «Основы православной культуры») и одновременно неконфессиональные предметы, не требующие конкретной мировоззренческой самоидентификации (этику и курс по мировым религиям, религиоведение). Учитель должен также иметь свободу выбора преподавать какую-то религиозную культуру или светскую этику с учетом собственных мировоззренческих позиций и предпочтений. Пока же, по оценкам эксперта, существует проблема преподавания одним учителем разных предметов или модулей.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна