Украинские депутаты-националисты планируют новыми поправками уничтожить закон о языках

0
108
Время на чтение 6 минут
Поправки к Закону Украины «Об основах государственной языковой политики», подготовленные рабочей подгруппой под руководством Л.Кравчука, оставляют гражданам меньше прав на использование родного языка, чем было раньше, и обрекают Украину на постоянный языковой конфликт и дезинтеграцию, передает портал «Русские на Украине».

8 августа 2012 года президент Украины В.Ф.Янукович подписал Закон №5029-VI «Об основах государственной языковой политики». Также глава государства поручил Кабинету Министров образовать Рабочую группу с привлечением общественности, известных деятелей образования, науки и искусств, ведущих специалистов по языковым вопросам для разработки и внесения системных предложений по усовершенствованию законодательства о порядке использования языков на Украине. В исполнение поручения президента такая Рабочая группа была создана под руководством Вице-премьер-министра Украины Р.В.Богатыревой.

На первом же заседании Рабочей группы было принято решение о разделении ее на 2 подгруппы: 1. По подготовке изменений к Закону Украины «Об основах государственной языковой политики» под председательством первого президента Л.М.Кравчука; 2. По разработке программы развития украинского языка.

К огромному сожалению, Рабочая подгруппа по подготовке изменений к Закону Украины «Об основах государственной языковой политики» фактически провалила поручение президента Украины, поскольку вся ее деятельность имела сугубо политический и антиправовой характер.

Изначально в рабочую подгруппу так и не были включены представители хотя бы самых больших этнических и языковых групп Украины, другие специалисты в сфере международных стандартов прав человека и языкового регулирования.

В результате предложения по изменению законодательства, непосредственно касающиеся прав более 15 миллионов граждан Украины, определивших своим родным языком негосударственный, готовились без привлечения представителей языковых и этнических меньшинств - узким кругом украиноязычной политизированной интеллигенции, не представляющей интересы украинского народа. Часть членов этой подгруппы отрыто выступает против принципов правового регулирования, предложенных Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств, или имеет ярко выраженные взгляды националистического толка, является обанкротившимися политикам.

Рабочая подгруппа отказалась даже рассматривать более 50-ти поправок авторов закона. А эти поправки являются объективными предложениями международных организаций и украинских аналитических центров, которые уже вносились в парламент, но, в связи с действиями оппозиции по блокированию закона не были рассмотрены.

При этом, все время своей работы руководство рабочей подгруппы отказывалось предоставлять материалы и предложения рабочей группы для правовой экспертизы и общественного обсуждения. Это сделало невозможным любое конструктивное формирование поправок к тексту закона.

23 августа этого года эта рабочая подгруппа завершила свою деятельность и «выдала на гора» текст, правовой нигилизм которого по отношению к правам человека, действующему законодательному полю и международным стандартам сложно переоценить. Перещеголять его может только вопиющая безграмотность его составителей и полное игнорирование нормопроектной техники.

Так, вразрез с поручением президента Украины, подготовлены не предложения по усовершенствованию Закона, а фактически новая, крайне некачественная его версия. В нарушение нормопроектной техники не разработана сравнительная таблица и отсутствуют даже минимальные обоснования предложенных изменений.

При подготовке изменений мнение специалистов и правозащитников осталось неуслышанным, а в тексте изменений совершена неприкрытая попытка разрушить ключевые положения Закона Украины по имплементации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, вывести их во внеправовое поле. Делается циничная попытка отобрать у граждан Украины уже предоставленные законом права на использование родного языка в сфере образования, СМИ, государственного управления, судопроизводства, правоохранительной деятельности и так далее.

Среди новелл, предложенных рабочей подгруппой под руководством Леонида Кравчука, например, такие:

- поднятие барьера для обретения статуса «регионального языка или языка меньшинства» с 10% до 30% жителей «громады», а не территориально-административной единицы, как прописано в действующем законе, что приведет к уничтожению 75% малых региональных языков и, безусловно, будет осуждено международными организациями;

- ликвидация даже самой возможности областным, районным, городским, сельским советам самостоятельно исполнять закон и определять механизмы защиты того или иного языка, исходя из количества его носителей и распространенности в регионе. Этим правом на сегодняшний день уже воспользовалось около 20 советов Юга и Востока Украины;

- запрет двуязычного паспорта гражданина и других документов, удостоверяющих личность, что приведет, например, к невозможности поездки наших граждан по внутреннему паспорту в страны СНГ;

- возвращение тоталитарного квотирования и цензурирования для СМИ, которого нет ни в одной стране Европы, в части обязательной квоты в 75% и больше украиноязычного вещания;

- запрет на официальный документооборот и бланки документов на региональных языках или языках меньшинств на районном и областном уровне, чем пользуются украинские граждане еще с 1989 года;

- ликвидация государственных гарантий на использование региональных языков или языков меньшинств в образовании и науке, судопроизводстве и других сферах.

Но более всего руководство рабочей подгруппы и некоторые ее члены проявили свои истинные намерения относительно прав граждан на использование родного языка в части механизмов действия закона. Так, по действующему закону, если на территории определенной административно-территориальной единицы какой-то из региональных языков или языков меньшинств преодолевает порог в 10% - он автоматически получает официальный статус. По предложению же подгруппы Кравчука, даже если количество носителей языка преодолевает порог в 30%, то тогда местные советы села, поселка или города могут принять решение (или не принять) об инициировании придания статуса «регионального языка или языка меньшинства» перед областным советом. Областной совет в свою очередь может принять решение (или не принять) об инициировании этого вопроса перед Верховной Радой Украины. В свою очередь парламент принимает (или не принимает) законом отдельное решение о предоставлении такого статуса по каждому селу, поселку или городу.

Таким образом, становится очевидным, что авторы таких «поправок» задумали не только фактически остановить действие закона, но и ввергнуть Украину в пучину постоянного гражданского и политического конфликта и противостояния на всех уровнях – от сельского совета до Верховной Рады Украины. Советы всех уровней только и будут делать, что обсуждать «языковой вопрос». Политический расклад сил в них разный, как и ситуация в каждой отдельной административно-территориальной единице.

Работа Верховной Рады Украины вообще будет заблокирована, поскольку ей надо будет принять несколько тысяч законов о предоставлении статуса регионального языка или языка меньшинства тому или иному языку в каждом населенном пункте, выдвинувшем такую инициативу. При этом каждый раз такой вопрос будет предметом политических торгов, спекуляций и войн, стоит только вспомнить, как принимался закон «Об основах государственной языковой политики». Органы власти и местного самоуправления в масштабах государства понесут серьезные потери времени и бюджета на принятие таких решений. Да и вообще возникает вопрос – для чего принимать закон, для реализации которого необходимо принять еще тысячи законов?

В связи с этим, депутат Вадим Колесниченко уже обратился к президенту Украины с просьбой дать поручение провести объективную правовую экспертизу результатов работы Рабочей группы по формированию изменений к Закону Украины «Об основах государственной языковой политики» на предмет соответствия статье 22 Конституции Украины в части недопущения сужения существующего содержания и объема прав и свобод человека.

Необходимо проведение широкого общественного диалога относительно наработанных Рабочей группой предложений со специалистами в сфере языковой политики Украины, правозащитниками, представителями языковых и этнических групп Украины, мнение которых по данному поводу является принципиальным для демократического государства.

Только после такого широкого общественного обсуждения, которое, кстати, действующий Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» проходил более года, возможно рассмотрение этих поправок в парламенте.

В свою очередь, авторский коллектив закона, под руководством депутатов В. Колесниченко и С.В. Кивалова в контакте со всеми заинтересованными сторонами, практически завершил подготовку своих правовых поправок к закону, которые предлагались парламенту еще в июне месяце – ко второму чтению.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии