Как ранее сообщалось, 13 августа на сайте «Новой газеты» было размещено открытое письмо ряда психологов, в котором говорится о том, что текст экспертизы по делу о кощунстве участниц группы Pussy Riot, одним из авторов которой является доктор психологических наук В.В.Абраменкова, якобы непрофессионален. Фактически авторы этого послания пытаются дискредитировать выводы экспертизы.
Общественное движение в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание» обратилось к Генеральному прокурору Российской Федерации Юрию Чайке с просьбой провести прокурорскую проверку по факту появления «письма психологов», считая, что его можно квалифицировать как экстремистское.
Мы попросили прокомментировать письмо ряда психологов в «Новую газету» известного ученого, доктора психологических наук, профессора, директора НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского университета Валентина Евгеньевича Семенова.
Я только что вернулся с супругой из удивительной поездки по Центральной России, в ходе которой мы посетили Валдайский Иверский монастырь, Нило-Столобенскую пустынь, храмы Осташкова, Торжка и других городов, и вот, совершенным контрастом по сравнению с этими впечатлениями оказалось письмо психологов, которое я прочел в интернете. Текст письма меня совершенно удивил. Многих из подписавших его, кстати говоря, я хорошо знаю, среди них есть, к сожалению, и петербургские психологи. Для меня это очень печально, поскольку совершенно очевидно, что они не разобрались в ситуации и поспешили сделать это заявление.
Напомню, что проводили экспертизу трое экспертов – юрист, лингвист и психолог. Экспертом-психологом была Вера Васильевна Абраменкова, доктор психологических наук. Суть ее заключения абсолютно правильная. В документе четко указано, что было совершено кощунственное действие, оскорбляющее православное священство, в том числе и Патриарха, и всех православных людей. Детально ознакомившись с текстом экспертного отзыва, я прихожу к выводу, что он адекватен тому, что в реальности произошло. Было кощунство? Было. Было оскорбление? Было. А придирки моих коллег мне совершенно не понятны. В их действиях, скорее всего, сработало обычное политиканство, что, конечно, особенно грустно.
В.В.Абраменкова четко разбирает вербальное и невербальное поведение участниц панк-группы в Храме Христа Спасителя, что однозначно обличает участников этой акции в ее предельном неприличии.
Надо также учитывать, что кощунственное действо, имевшее место в храме, есть не что иное, как циничная пиар-акция, причем весь этот шабаш был заснят на видеокамеру, а запись затем была выставлена в интернете. Кстати говоря, забавно, что первые буквы в названии этой «панк-группы» - «Pussy Piot» - как раз совпадают с английской аббревиатурой PR – Public Relations, то есть с тем, что мы теперь именуем словом «пиар».
Эти девки (зная об их «подвигах», не поворачивается язык назвать их девушками, как это часто делают в либеральных СМИ) в вызывающей одежде, в балаклавах, скрывающих лица, как у преступников, под громкую музыку взбираются на амвон, где по канонам могут пребывать только священники. Там они начинают дикую пляску, типа канкана, с задиранием ног. Не надо быть изощренным экспертом, чтобы понять, что этого делать в храме категорически не допустимо. И это ясно даже минимально культурному человеку. Так что мне совершенно не понятны рассуждения психологов, подписавших письмо. Это, что касается невербальной стороны дела.
Вербальная сторона также очевидна. Патриарха обзывают ругательными, фактически нецензурными словами, унижают чад Русской Православной Церкви, что, мол, они ползут на поклоны, и т. д. Что это – разве не прямое оскорбление чувств верующих? Разве это не кощунство? Я догадываюсь, что большинство психологов, подписавших письмо, - атеисты, но, очевидно, даже атеист должен относиться с уважением к любой духовной культуре. К тому же, Россия – страна, в которой доминирует Православие. Об этом свидетельствует, в частности, опрос «Левада-центра», согласно которому 69 процентов респондентов считают себя православными людьми. Так что, подчеркиваю, меня сильно удивило и расстроило письмо коллег-психологов.
Они обвиняют В.В.Абраменкову и ее коллег в том, что они не рассмотрели все происшедшее в надлежащем контексте. Имеется в виду, видимо, политический контекст февраля 2012 года – предвыборная ситуация, массовые оппозиционные акции в Москве и пр. Но причем тут политический контекст? Если бы девицы просто вышли на улицу и сплясали бы там, но они пришли в главный храм страны. Неужели такие очевидные вещи не понятны интеллигентным людям? Скорее контекстом здесь должно быть рассмотрение предыдущей деятельности этих особ. К счастью, «творчество» панк-группы подробно анализируется в статье Капитолины Кокшеневой, доктора филологических наук, которая опубликована на сайте «Русской народной линии» 10 августа с.г.
В статье содержится целая подборка «стихотворно-песенных произведений» этой группы. И мы видим, что все их «творчество» совершенно за пределами всяких культурных норм. В них матерная лексика присутствует буквально на каждом шагу, в том числе и известные слова из трех и пяти букв и прочая генитально-фекальная лексика. Это просто уголовный жаргон. Думается, на зоне таким дамам будет не трудно, поскольку они виртуозно владеют нецензурной бранью!
Кроме того, «творчество» группы носит ярко выраженный экстремистский характер, но до последнего деяния это почему-то не трогало наших правоохранителей, в отличие от более скромной деятельности тех же лимоновцев. В текстах «произведений» группы присутствует оголтелый феминизм, пропаганда содомии и прочих сексуальных извращений, которые скрываются за аббревиатурой ЛГБТ. Там присутствует и явный язык ненависти и агрессии, к которому так чувствительны наши либералы, но только если он касается национальной тематики. Пусть психологи, подписавшие письмо, почитают анализ, проведенный Кокшеневой, и мнение многих из них тогда, может быть, несколько изменится и они даже пожалеют, что подписались под ним.
То, что творили участницы группы «Pussy Riot», - не что иное, как «панк» в самом гнусном и мерзком его обличии. Отмечу, что представители субкультуры панков никогда не несли вообще никакой культуры. В их действиях всегда присутствовала ярко выраженная агрессия. Это проявление самого отмороженного постмодернизма.
Моих коллег-психологов можно было бы еще понять, если бы они просто обратились с заявлением, что им жалко этих особ, и призвали бы к их помилованию. Но они не делают этого, а проявляя лукавство, придираются к экспертам, что, мол, с их точки зрения, эксперты ошибочно осудили кощунниц. Но ведь любой элементарно нравственный человек понимает, что имевшее место в Храме Христа Спасителя - это несомненное кощунство и непотребство. Как вообще можно Патриарха обзывать матом? Наверное, если бы матом обозвали самих психологов, подписавших это письмо, то они начали бы требовать суда и возмещения морального ущерба. В данном же случае психологи проявили странную моральную слепоту, которая приводит к плохим последствиям.
Вспоминаю в этой связи книгу Д.С.Мережковского «Больная Россия», написанную им в начале ХХ века, в которой он предвидел приход в России грядущего хама. В итоге, как мы знаем, этот хам пришел к нам.
Еще в 1992 году я написал такие стихи:
Наркозный панк блюющий
Загадил дом и храм.
Все думали – грядущий,
А он - наставший хам.
Зачем же поддерживать наставшего хама? То, что еще совсем недавно считалось вопиющей безнравственностью, сегодня пытаются представить как безвинную шалость. Нам бы лучше заняться борьбой с безнравственностью в СМИ и в интернете, которые изгажены до предела, а не писать лукавые письма по поводу неправильности экспертизы. Экспертиза была проведена правильно. Не надо участвовать в политических играх, а надо заниматься реальными делами по нравственному оздоровлению страны, по защите наших детей от безнравственности, насилия и жестокости.
2. Re: Валентин Семенов: В письме психологов проявилось обычное политиканство
1. Можно быть одновременно одержимым и психически больным?