За Литургией была совершена хиротония архимандрита Иннокентия (Ветрова) во епископа Мариинского и Юргинского.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил; митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков; епископ Губкинский и Грайворонский Софроний; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкой обители; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протодиакон Владимир Назаркин, помощник председателя ОВЦС МП; протодиакон Александр Агейкин, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; диакон Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; братия обители в священном сане.
За богослужением молились гости, благотворители и паломники Соловецкой обители.
Пели братский хор Соловецкого монастыря (регент — иеродиакон Савва (Романченко)) и квартет Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеродиакона Михея (Соррэ).
На малом входе в соответствии с решением Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 29) Святейший Патриарх Кирилл возвел архимандрита Порфирия (Шутова) в сан игумена Соловецкого монастыря и вручил ему игуменский жезл.
Также Предстоятель Русской Церкви за усердное служение Церкви Божией удостоил ряд насельников Соловецкой обители богослужебных наград:
в сан архимандрита были возведены благочинный Соловецкого монастыря игумен Ианнуарий (Недачин) и духовник обители игумен Герман (Чеботарь);
права ношения палицы были удостоены ризничий монастыря игумен Савватий (Буев) и скитоначальник Голгофо-Распятского Анзерского скита игумен Евлогий (Стручалин);
права ношения набедренника были удостоены насельник Вознесенского скита на Секирной горе иеромонах Кассиан (Анисимов), скитоначальник Троицкого Анзерского скита иеромонах Георгий (Курдогло) и насельник Соловецкого монастыря иеромонах Прокопий (Пащенко);
иеродиакон Тихон (Зимин), старший диакон Соловецкого монастыря, был возведен в сан архидиакона;
иеродиакон Иаков (Макеев), скитоначальник Саввативой пустыни, был удостоен права ношения двойного ораря.
По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Иннокентия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.
Затем Святейший Патриарх совершил славление у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.
Святейшего Патриарха приветствовал игумен Соловецкой обители архимандрит Порфирий, который преподнес Его Святейшеству икону «Явление Божией Матери преподобному Иову», написанную в честь 300-летия Анзерского чуда.
С Первосвятительским словом к верующим обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником — памятью перенесения честных и многоцелебных мощей святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Кроме того, в этом году празднуются три памятных даты — и чудо на Анзерском острове, и юбилей храма на горе Секирной, и 20-летие возрождения обители», - сказал Патриарх.
Он отметил, что «всякий раз, когда посещаешь Соловки, испытываешь особое чувство». «Красота и суровость северной природы еще более оттеняют тот человеческий подвиг, который во имя Христово добровольно принимали на себя люди, отрекшись от мира, от благополучной жизни, от более или менее комфортных условий существования и отправившись сюда, на этот остров в холодном Белом море, для того чтобы спасать душу. Но вот что удивительно — спасение души никогда не бывает безразличным для окружающего мира. Будто бы индивидуальный по своей природе подвиг отшельников Зосимы, Савватия и Германа привел в действие огромную духовную силу их последователей, которые также устремлялись на этот остров, чтобы иметь уединение и возможность духовного сосредоточения, которые возлагали на себя неимоверные физические подвиги, чтобы взять под контроль движения своей плоти и своей души», - продолжил Предстоятель Русской Церкви.
Патриарх Кирилл задается вопросом: «Чем же расцвел этот личный подвиг преподобных Соловецких отцов?» «Он расцвел внешним чудом, которым не перестают восторгаться люди, — это будто вышедший из холодных вод Белого моря дивный монастырский ансамбль, шедевр мировой архитектуры, созданный так далеко от мест тогдашней цивилизации, с его неподъемными многотонными каменными глыбами. Какой же нужно было быть воле этих людей, какой силой должен был обладать их дух, чтобы сотворить здесь это рукотворное чудо? И ведь никто не получал за это зарплату, не было никаких премий, никаких наград; трудно сказать, говорили ли кому-нибудь даже слово "спасибо" — не ради человеческой славы, а ради славы Божией созидалась эта чудная обитель. Святые преподобные отцы приезжали сюда, несомненно, по зову Божиему. Ведь никому в голову не придет бросить все и ехать куда-то за тридевять земель — только в том случае, если имеется некий мощный сигнал, достигающий сердца. И они, несомненно, получали этот сигнал, этот Божественный призыв, подобно святым апостолам. Мы сегодня слышали Евангельское чтение о призвании Андрея, Симона Петра, Иакова и Иоанна Зеведеевых (Мк. 1:16-22). Мы привыкли к этим Евангельским чтениям, но если внимательно вслушаться, вчитаться в слова, то они поражают. Появляется Некто, Который обращается к двум рыбакам, занимавшимся своим делом. У них семьи, они обременены заботами, наверняка есть и материальные трудности, и ловление рыбы — единственное средство к существованию. Только что они как раз закинули сети, и Этот Некто обращается к ним: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Непонятные слова — они рыбу ловят, причем тут люди? Но что же? Одно только слово, и они бросают свои сети, орудия труда, которые дают прокормление им и их близким, и идут за Тем, Кто сказал им эти слова. И Он подходит к другим рыбакам, к Иакову и Иоанну Зеведеевым, которые вместе с престарелым отцом чинят сети в лодке, и звучат те же самые слова: "Идите за Мной". И те всё оставляют — престарелого отца, работу, можно сказать, жизнь, к которой они так привыкли, и следуют за Господом…», - добавил Его Святейшество.
«Это невозможно объяснить рационально. Поступок апостолов был вне всякой логики, вне здравого смысла, но ведь они совершили этот поступок. Господь не аргументировал Свой призыв никакой человеческой логикой или ссылкой на какие-то факты. Он просто позвал, и они пошли, потому что приняли это послание не умом — умом такого послания принять невозможно, — а сердцем своим, жизнью своею, и действительно стали ловцами человеков. Вот и святые преподобные отцы — никаким умом, никаким рациональным подходом, никакой логикой невозможно объяснить, почему они оставили жизнь в миру и прибыли сюда, на эти холодные острова, как невозможно ни умом, ни рациональной логикой объяснить то, что тысячи их последователей, в том числе и в наш мятущийся, безбожный, раздираемый противоречиями XXI век, приходят сюда, оставляя все за своими плечами, бросая сети и оставляя своих родителей, чтобы ответить на призыв Спасителя. И покуда будут на земле люди, способные отказаться от всего ради осуществления этого призыва, будут Слово Божие и благодать Божия пребывать в роде человеческом, и отречение от мира во имя личного спасения будет отображаться в великих деяниях на благо людей, оставшихся в миру. И сегодня происходит нечто соизмеримое с тем, что было во времена строительства сей святой обители. Мы знаем, какой страшный период времени пережили эти святые стены, как много зла, скорби, гнева, лжи было явлено здесь, на этой земле. Казалось бы, в том месте, где расцветал духовный подвиг, все должно было быть защищено. Но зло проникло и сюда, и свило здесь свое гнездо — чудовищное гнездо, которое стало символом зла, насилия, безбожия, лжи, невероятной жестокости и коварства», - подчеркнул Патриарх.
Предстоятель Русской Церкви задается вопросом: «Что оставила по себе та самая человеческая сила, которая творила здесь беззаконие?» «Ничего не оставила. Сегодня государство, Церковь и доброхоты наши, благодетели вкладывают огромные деньги, чтобы восстановить все утраченное за то время, когда человеческая сила, претендующая на правду, на истину, творила здесь беззаконие. На что же направляются все эти средства? На то, чтобы возродить и снова явить красоту того, что создали здесь иноки, не стремившиеся ни к какой человеческой силе и ни к какой человеческой славе. Все сказанное о Соловецкой обители можно применить и к Церкви Божией. Мы приходим в Церковь, принимаем Крещение, становимся ее членами, затем приступаем к Святой Чаше, исповедуем свои грехи во имя собственного спасения. Мы знаем Божии заповеди, мы знаем, чему учила Церковь изначала, и потому в жизни своей стремимся делать все для того, чтобы душу свою спасти, чтобы получить прощение грехов, чтобы избавиться от искушений и соблазнов, дурных привычек, греховных склонностей. Ведь каждый, кто приходит в эту обитель, приходит с тем, в чем ему нужно каяться, у каждого есть угрызения совести, и каждый притекает сюда именно для того, чтобы душу свою облегчить. Так происходит в масштабах всей Церкви, и, как бы служа собственному спасению, Церковь всегда, на протяжении всей истории, приносила видимый плод миру, созидая храмы и монастыри, содействуя развитию просвещения, совершая дела благотворительности, воспитывая детей, формируя личную и общественную нравственность, преображая человеческие отношения, развивая национальное самосознание, основанное не на национальной гордыне, а на любви Христовой. Это долг Церкви, который она совершает без всякого внутреннего надрыва и без всякого побуждения, потому что вся внешняя деятельность Церкви, которую можно назвать общественно значимой, проистекает из нашей работы над самими собой, из нашего пути спасения», - продолжил Предстоятель Русской Церкви. Он от всего сердца пожелал «инокам сей святой обители никогда не унывать, не падать духом, никогда не бояться холодов, морозов, мокрого снега, пронзительного дождя, сильных ветров, холода, ограничений в возможности угождать своей плоти, потому что через этот подвиг созидается святость жизни».
Он отметил, что вчера в апостольском чтении (2 Кор. 5:15-21) содержатся замечательные слова: «вы во Христе новая тварь». «Это мы, его последователи. Что означает быть «новым творением во Христе»? Разве Христос совершил нечто подобное тому, что было при сотворении мира? Разве Он кого-то заново создал? Такого не было. Но через искупительную Жертву, через подвиг Свой Он воссоздал в Самом Себе ту святую и непорочную тварь, то творение, которое вышло из рук Творца, лишенное всякого греха и всякой неправды; и дал возможность каждому, кто верует в Него, соприкоснуться с этим новым творением, получить оставление грехов, вернуть себе первозданную славу Божественного творения. И каждый, кто стремится жить по заповедям Божиим, кто исповедует свои грехи, кто причащается Святых Христовых Таин, кто совершает дела добра, правды, милосердия, становится сопричастным этому новому творению, которое Бог во Христе явил роду человеческому», - добавил Его Святейшество.
В этом же апостольском чтении, отметил также Патриарх, мы слышим и другие слова: «Бог во Христе примирил с Собой мир, и нам даровал служение примирения». «Действительно, через Христа Спасителя все мы прощены: если только не упорствуем в своем грехе, если не хулим Святого Духа, если не отказываемся от Бога — мы прощены. По милости Божией нам прощаются наши личные грехи, потому что Христос за нас пострадал и, более того, дал нам служение примирения. У Церкви величайший потенциал примирения людей, будь то в семье, в трудовом коллективе, в местной общине, в обществе, в государстве и во всем мире. Церковь способна нести подлинное примирение между людьми, потому что ей эту силу дал Сам Господь, Жертвой Своей примиривший род человеческий с Богом и Отцом. Наученные дивными словами сегодняшних Евангельского и апостольского чтений, сохраним их в своих сердцах и будем жить в соответствии с этими словами, стремясь к личному спасению и к преображению окружающего нас мира. Аминь», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.
В дар обители Предстоятель передал икону «Уверение апостола Фомы». Поздравив отца Порфирия с возведением в сан игумена Соловецкой обители, Святейший Патриарх вручил ему наперсный крест. Верующим были розданы иконки преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с Патриаршим благословением.
«Соловецкая обитель занимает особое место в истории нашего Отечества, как и в истории русской святости», — сказал Патриарх Кирилл, обращаясь к участникам братской трапезы после Литургии 21 августа, в день престольного праздника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.
«Удивительно, как на стыке абсолютно неблагоприятных для жизни условий и горячей веры рождается духовный подвиг человека, — отметил Его Святейшество. — Собственно говоря, в этом нет ничего неожиданного. Любой подвиг рождается на грани "могу" и "не могу". Так уж мы устроены, что не доводим себя до этой грани. Мы всегда оставляем большое расстояние между этими "могу" и "не могу". А подвиг там, где нет расстояния, где "могу" и "не могу" сливаются воедино. Там прорыв, там точки роста, там подвиг, там героизм, любой героизм — и духовный, и светский».
«В чем величие отцов — насельников этой обители? Да в том, что они давали пример всей Руси. Если там, в холодном Белом море, в отдаленном монастыре люди, не имеющие практически никакой поддержки, живущие только своими собственными силами и благодатью Божией, творят чудеса, создают архитектурные шедевры, развивают экономику, используют новейшие технологии, то что же остальная Россия? Достаточно было напечатать открытки с видами Соловков, чтобы они уже вдохновляли людей», — подчеркнул Предстоятель.
«Я не говорю о духовной стороне жизни, — добавил Священноархимандрит Соловецкого монастыря. — Каждый понимал, что здесь быть монахом труднее, чем в любом другом месте, что здесь действительно смыкаются эти "могу" и "не могу" в едином порыве, в личности каждого человека и всей монашеской общины».
«Не могу себе представить, что сделали бы американцы, героизируя нечто подобное в истории Америки, — продолжил Святейший Патриарх. — Сколько фильмов было бы поставлено, сколько книг было бы написано, сколько героев бы появилось вокруг этой темы!»
«У нас с вами нет ни фильмов, ни героев, ни памяти, и даже денег на реставрацию еще не хватает в полной мере», — констатировал Предстоятель.
«Сегодня восстановление Соловков — это архиважная задача для государства и для Церкви уже только потому, что это шедевр, это памятник мужеству и духовной силе наших предков. Наша общая святая задача — восстановить обитель, таким образом организовать жизнь поселка, чтобы все это соответствовало величию сего места, чтобы здесь не появлялся новострой, который колол бы глаза своей безвкусицей, чтобы все здесь, с одной стороны, способствовало жизни людей, но, с другой стороны, укладывалось в этот замечательный духовно-исторический контекст», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Вчера по окончании Божественной литургии в Преображенском соборе Соловецкого монастыря Патриарх Кирилл провел рабочую встречу по вопросам развития Соловецкого ставропигиального монастыря и Соловецкого архипелага.
В мероприятии приняли участие губернатор Архангельской области И.А.Орлов, министр культуры Российской Федерации В.Р.Мединский, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, наместник Соловецкой обители архимандрит Порфирий (Шутов), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега), заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Р.В.Балашов, директор департамента Министерства культуры РФ Г.И.Пирунов, С.А.Пластинин, первый проректор Северного (Арктического) федерального университета Я.В.Попаренко.
С сообщением о разработке Федеральной целевой программы развития Соловецкого архипелага и о подготовке распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по развитию инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2013-2015 гг.» выступил губернатор Архангельской области И.А.Орлов.
Об актуальных вопросах сохранения духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага рассказал наместник Соловецкого монастыря, директор Соловецкого государственного музея-заповедника архимандрит Порфирий (Шутов).