Может показаться странным желание «кондово» помолиться в соборе, построенном в западном стиле, подстать которому и внутреннее убранство. Но, во-первых, практически в каждом храме имеются старинные образа, написанные в каноническом стиле (есть они и в Петропавловском соборе), а, во-вторых, подобные храмы - это данность, состоявшийся факт в определенное время нашей истории. С точки зрения ревнителей древнего благочестия, приверженцев идеалов допетровской Руси, подобные храмы - пример отрыва от наших исконных корней.
Возникает дилемма: как воспринимать такие «культовые сооружения»? Шарахаться ли от них как от несоответствующих строгим каноническим параметрам или стараться эволюционно их «перерождать», заполняя каноническими иконами и аскетическим пением? Мне ближе второе.
Недавно прочитал книгу историка Боханова об Императоре Александре III, идеалом которого была Московская Русь. Он стремился вернуть Россию к ее исконным традициям во всех сферах жизни. А грядущий Царь, при котором Россия возродится «по старому образцу», согласно пророчеству св. праведного Иоанна Кронштадтского, не тем ли более будет так поступать? Примет ли во внимание позицию искусствоведов, которые будут возражать против замены на шпиле колокольни креста латинской формы на традиционный восьмиконечный? А потом, если даже мысль человеческая не исчезает, а воздействует либо негативно, либо позитивно, то тем более факт служения молебна по старому обряду в таком соборе пройдет ли безследно? Вот такие мысли пришли мне в голову накануне этой поездки. Что удивительно - никаких препятствий, особых сложностей на пути реализации задуманного не встретилось. Так было, в частности, с договоренностями насчет служения молебнов в Петропавловском и Князь-Владимирском соборах.
По прибытии в Петербург первым делом я с сопровождающими направился в Александро- Невскую Лавру для того, чтобы поклониться мощам св. благоверного князя Александра Невского - покровителя града. В Троицком соборе Лавры шла ранняя литургия. Обратил внимание на то, что псалом 33 в конце литургии читался не после «Буди Имя Господне», а после запричастного стиха. Часть собора плотно заставлена лесами - идет активная подготовка к юбилею 300-летия Лавры, который будет отмечаться в будущем году. Наряду с мощами самого св. Александра Невского приложились к частице мощей его брата благоверного князья Феодора Ярославича. На лаврском кладбище сугубо помолились у часовни блаженного Матфея и на могиле митрополита Иоанна (Снычева). Обратил внимание на то, что рядом с могилой владыки могила протоиерея Феодора Андреева - последнего настоятеля храма Воскресения на Крови. О. Феодор был «непоминающим», находился в оппозиции к митрополиту Сергию. Пострадал в 1929 году. Русской Зарубежной Церковью он был причислен к лику святых, о чем свидетельствует икона на его могиле (кстати, на иконе о. Феодор изображен благословляющим в двуперстии). На кладбище похоронены знаменитый историк Л.Н.Гумилев и выдающийся хирург Ф.Г.Углов. Здесь же могилы Собчака и Старовойтовой. На одной из могил обратил внимание на надпись: «Никогда не умирает тот, чья жизнь прошла светло и безпорочно».
Первый молебен по старому обряду мы совершили в Казанском кафедральном соборе. Собор строился 10 лет и был освящен в сентябре 1811 года. Доработки продолжались много лет. Собор имеет крестово-купольную конструкцию. В его основании лежит четырехконечный латинский крест, вытянутый с запада на восток. Длина собора 72,5 м, ширина - 56,7 м, высота с куполом, увенчанным крестом, - 71,5 м.
Грандиозное впечатление производит и интерьер собора. Его главной архитектурной деталью является ансамбль из 56 двойных коринфских колонн - мощных гранитных монолитов, вырубленных в скалах на севере Карельского перешейка. Вес каждой колонны около 30 т, высота 10,7 м. Пол в соборе облицован различными сортами карельского мрамора.
В 1922 году был разобран иконостас, серебро (значительный объем его был передан М.Кутузовым после разгрома войск Наполеона) переплавлено в слитки и продано за безценок за границу. Главная святыня храма - Казанский образ Богородицы - после закрытия собора в 1929 году находился в разных действующих храмах (больше всего в Князь-Владимирском). Именно перед ним перед отъездом из Петербурга в действующую армию молился Кутузов о ниспослании победы над врагом. Впервые в Казанском соборе я был еще в далекие 70-е, когда там располагался музей религии и атеизма. Когда мы вошли в собор, там шло причащение. По окончании причащения диакон трижды громко возгласил «Аллилуия». Заметил, что заамвонную молитву священник читал не под амвоном, а только спустившись на одну ступеньку (по старому обряду она читается на середине храма).
После того, как хор второй раз пропел «Буди Имя Господне» при пении тропаря архангелу Гавриилу священник с диаконом вышли на середину храма. Диакон произнес краткую сугубую ектению, затем запели величание. Во время проповеди произошел инцидент: какая-то молодая инокиня создавала помехи проповеднику. Он обвинил ее в прелести и потребовал отойти в сторону, на что она не отреагировала. Назвав ее «находящейся в прелести», священник продолжил проповедь. Крест для лобзания он ей не дал. Необычно было видеть, как священник пошел с крестом «в народ», энергично направо и налево поднося его для лобзания к устам прихожан. У нас по-другому: священник стоит на амвоне и осеняет каждого крестом со словами: «Силою Честнаго и Животворящего креста да сохранит тя Господь». И подходят сначала мужчины, а потом женщины. После проповеди одновременно служилась заупокойная ектения и молебен у Казанской иконы.
Молебен прошел как-то быстро и неслышно (едва слышалось только песнопение «Царице моя Преблагая»). Обратил внимание, что некоторые из подходивших к иконе лобызали ее по несколько раз, обхватывали руками, прикладывались ими к разным частям иконы. Для нас это было необычно. После того, как мы совершили молебен, сделав два земных поклона, перекрестившись, сложив руки крестообразно, лобызали изображение только один раз (в плечо). После лобызания делали третий поклон. Помолились у могилы М.И.Кутузова. Его захоронение ограждает изящная металлическая решетка из копий и лавровых венков. Внутреннее убранство собора представляет собой, по сути, причудливое сочетание картин на религиозные сюжеты с немногими каноническими иконами.
Николо-Богоявленский собор. Этот храм строился в правление Императрицы Елизаветы в середине 18-го века. Храм выкрашен в голубой цвет, богато украшен белой лепниной. Четырехъярусная колокольня, завершающаяся острым шпилем, стоит на некотором расстоянии от собора. В этом соборе молитвенно вспоминали победы российского морского флота и служили панихиды по павшим воинам. В саду перед собором находится обелиск - памятник героям Цусимы. Собор никогда не закрывался. Во время блокады на его хорах жил митрополит Алексий, будущий Патриарх Алексий I. В соборе я несколько раз служил и в качестве иеродиакона, и в качестве иеромонаха. Последний раз это было в 1988 году, во время юбилейных торжеств по случаю тысячелетия Крещения Руси. Получив благословение от митрополита Алексия (будущего Патриарха) на совершение литургии, я попросил хозяев квартиры, где я расположился, пораньше меня разбудить. Они, однако, проспали. Опаздывая, я на всех парах рванул к собору. Не найдя сразу входных ворот, недолго думая, перемахнул через высокую металлическую ограду.
Главной святыней собора является икона свт. Николы с частицей его мощей. У этой святыни мы совершили молебен по старому обряду. В соседнем приделе молодой интеллигентный священник около получаса проводил беседу для группы кандидатов на крещение. Стоял он около небольшой сверкающей купели в виде ладьи. Даже при условии полного заполнения ее водой, погрузить в ней возможно младенца не старше 40 дней. А ведь у купели стояли и отроки? и взрослые... Донеслись слова священника: «Крещение, как духовное рождение, не повторяется». Я подумал: «Вот сейчас ты польешь на голову взрослых воду, а потом, допустим, они подойдут ко мне, потрясая подборкой канонических правил, строго предписывающих совершать крещение через полное погружение, и что тогда делать?» Уму непостижимо: в одном из главных соборов города с, очевидно, немалым доходом, до сих пор не удосужились устроить баптистерий! Раздался первый возглас священника, и мы поспешили удалиться - я был не в силах видеть картину профанации великого церковного таинства. О, как глубоко вошла эта язва в наше церковное тело! Произойдет ли перелом в лучшую сторону?
Петропавловская крепость. До молебна в Петропавловском соборе оставалось еще более двух часов, и мы смогли посетить музей, посвященный истории Петербурга. В богатой музейной экспозиции можно было видеть копию разных императорских указов (о запрещении на несколько лет строить во всем государстве каменные дома, об учреждении Синода, «Духовный регламент»). Запомнился указ Сената о запрещении въезда цыганам в Санкт-Петербург (1759 г.). Бюсты Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I. Фотографии: молебен в Манеже для лейб-гвардии конного полка в присутствии Императора Николая I, Высочайший смотр на Марсовом поле в присутствии Императора Александра II и др. Об экспозиции можно говорить безконечно: она отражает все спектры экономики, культуры и быта императорской России.
Петропавловский собор проектировал и строил швейцарский архитектор Трезини с помощью голландских мастеров. Собор является главной архитектурной доминантой и символом Санкт-Петербурга. Это самое высокое сооружение города (122,5 м). Куранты часов на колокольне каждый час исполняют мелодии национального гимна. Внутреннее пространство собора напоминает парадный зал. Бросается в глаза резная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Первоверховных Апостолов, установленная напротив алтаря. Симметрично ей расположено Царское место, увенчанное резной золоченой короной и украшенное шитым золотом двуглавым орлом на малиновом бархате. Собор являлся царской усыпальницей. Здесь похоронены все российские Императоры и Императрицы от Петра I до Александра III и ряд Великих князей.
На молебне присутствовали известные общественные деятели Петербурга: Любомудров, Филимонов, Коняев и др. По окончании молебна В.П.Филимонов взял у меня большое интервью. Первый день пребывания в Петербурге закончился за полночь освящением квартиры члена нашей общины, у которой мы остановились.
Главной целью второго дня было посещение Александро-Свирского монастыря. В Старой Ладоге посетили Свято-Успенский девичий монастырь. Санкт-Петербургской митрополии этот монастырь был передан 7 лет назад. В настоящее время в нем подвизается 5 инокинь. При входе в монастырь находится часовня, посвященная вмц. Варваре. Она была устроена на месте явления ее святой местной подвижнице благочестия. В монастыре два храма: Крестовоздвиженский и Успенский. В Крестовоздвиженском ежедневно совершается утреннее и вечернее правило, а литургия - только по субботам. Обратили внимание на металлическую икону Успения, находящуюся на обратной стороне игуменского седалища, увешанную крестиками и кольцами. Это особо почитаемый в обители образ. Большая икона с частицей мощей свт. Спиридона Тримифунтского с благословением в двуперстии. За Успенским собором, у могил насельниц обители, совершили заупокойную литию по старому обряду. Запомнилась могила игумении Дионисии, скончавшейся на 96-м году жизни и управлявшей монастырем 36 лет. В древнем Успенском соборе (12 век) совершили молебен Успению.
В Старой Ладоге также посетили храм Рожества (так по-старому) Иоанна Предотечи. Храм был построен в 1276-м году по благословению Новгородского архиепископа Климента. При входе в храм захоронение блаженного Александра - подвижника благочестия 19-го века. В советское время здесь был склад химикатов - негативные последствия этого сказываются до настоящего времени. Иконостас в каноническом стиле. Запомнились большие образа Богородицы (Старорусская икона) и св. Иоанна Крестителя, прп. Александра Ошевенского. В притворе храма табличка с текстом следующего содержания: «Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн посетил храм сей 21 сентября 1994 года и благословил восстановление придела святой великомученицы Параскевы Пятницы» (источник, посвященный святой, находится на берегу реки Волхов, у подножия горы, на которой возвышается храм. Отсюда открывается красивейшая панорама окрестностей).
В храме имеется большая книжная лавка. Пока мои спутники готовили трапезу, я просмотрел две книги: переписку между архимандритом Софронием (Сахаровым) и протоиереем Георгием Флоровским. Запомнилось, как в одном из писем о. Софроний сетует на то, что семинаристы мало интересуются богословием, уделяя главное внимание подготовке к требоисправлению. Вторая книга была посвящена митрополиту Платону (Левшину). Именно он составил по повелению Императора Павла I статьи о единоверии. На коронацию Павла митрополит Платон облачился в ризы прп. Сергия. Растроганный Павел облобызал ветхие ризы подвижника благочестия. Причащаться в алтарь Павел вошел со шпагой, но после смиренного замечания владыки, оставил ее за пределами алтаря. Митрополит всегда очень торжественно служил. Для поддержания престижа организовывал очень пышные выезды. Однажды какая-то светская дама сделала ему замечание, сказав, что Христос с учениками пешком ходил, на что владыка, не растерявшись, ответил: «Христос пешком проповедовал, ведя за собой учеников, а я в карете, запряженной шестеркой лошадей, не могу угнаться за своими прихожанами». Незадолго до вторжения в Россию, Наполеон писал митрополиту, предлагая объединение Восточной и Западной Церквей. На что владыка ответил, что русский народ этого не примет. Когда полчища Наполеона вторглись на нашу землю, владыка был уже на покое. В день Бородинского сражения он прибыл в Москву, где в Кремле со слезами усердно молился о спасении Отечества. Только за два дня до входа наполеоновских войск в Москву, владыка оттуда выехал.
На пути к Александро-Свирскому монастырю мы планировали посетить еще Введено-Оятский монастырь, где погребены родители Преподобного, но из-за нехватки времени решили ехать дальше, чтобы успеть совершить молебен у раки с мощами прп. Александра. По приезде, идя к монастырю, посетили часовню подворья Николо-Теребенского женского монастыря, где пропели величание перед Теребенской иконой Богородицы. Впереди себя направили гонца к руководству обители гонца, чтобы он обратился с просьбой разрешить совершение молебна по старому обряду у мощей. Справка о насельнике Даниловой обители, находящемся в отпуске и не запрещенном в священнослужении, возымела действие - разрешение было получено.
Монастырь располагается на живописном берегу Рощинского озера. Его именуют Северной Лаврой. В ее подчинении было 27 монастырей и скитов этого края. На пути к Преображенскому храму, где находятся мощи, посетили часовню, построенную на месте явления Троицы прп. Александру. Это событие очень укрепило православных, т.к. в это время были очень активны жидовствующие, отрицавшие триединство Божества. Начинаю молебен у мощей, несмотря на задержку своих спутников. Едва успели к началу монастырской службы закончить, Евангелие пришлось опустить. Решили остаться на вечерню в обители. Внутреннее убранство храма в живописном стиле, подстать ему и пение - громкое, эмоциональное. Заметил, что часть стихир была опущена. Пение по афонскому образцу «Ки́рие эле́йсон», параллельно возглашению литийных прошений, показалось неоправданным, т.к. ухудшало слышимость молитв. После вечерни мы было собрались обратно, как одна из экскурсоводов монастыря вызвалась провести для нас подробную экскурсию.
Преображенская церковь была построена в начале 16-го века, а мощи прп. Александра были обретены в 1641-м году. Для мощей была изготовлена 200-пудовая рака, которую доставили в обитель на 11 лошадях. Большевики переплавили на серебро эту раку, сохранилась лишь крышка от нее (находится в Петрозаводске). Когда после Октябрьского переворота началась кампания по изъятию мощей, то мощи прп. Александра были изъяты первыми. Во время Великой Отечественной войны монастырь был в руках финнов. В храмах они жгли костры, а в настоятельском корпусе разместили госпиталь. На территории обители находится памятник в честь двухсот воинов, погибших при освобождении обители. Кстати, финны нередко бывают в обители. Они рады ее восстановлению. Второе обретение мощей произошло в 1990-м году. Наш экскурсовод подробно рассказал, как это было. Запомнилось, что когда в музее служили молебен перед мощами, то на словах «Преподобне отче Александре моли Бога о нас» мощи обильно замироточили. К Успенскому храму примыкает придел в честь праведных Захарии и Елизаветы, где совершаются панихиды и крестины. Здесь находит копия Туринской плащаницы и несколько старинных образов.
Запомнилась икона Спаса с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими. В Троицкой верхней части обители (ее вернули в 2010-м году; до этого там находилась психиатрическая больница) находится большой Троицкий собор с иконостасом в древнерусском стиле (подарен москвичами). Неплохо сохранилась роспись (закончена в 1710-м году). Благодаря качественному укреплению штукатурки, роспись еще ни разу не реставрировалась. Она представляет собой переходную ступень от древнерусской иконописи к менее строгому стилю. Обратил внимание, что святители Никола и Алексий слева от царских врат изображены с двуперстным благословением, а икона свт. Макария Московского, который председательствовал на Стоглавом Соборе, с именнословным. Получается несуразица. На пути к Троицкой части обители испили воды из колодца, вырытого самим Преподобным. Запомнился ее необыкновенный вкус. На озере находится скит с двумя келиями и часовней во имя св.вмч. Пантелеимона. Звонница обители выкрашена в зеленый цвет (именно в такого цвета облачении служат на праздник Троицы). Под трапезной, по словам экскурсовода, на глубине трех метров подвал, в котором находится лед с опилками, что прекрасно заменяет холодильные установки. В этом качестве подвал служит уже 500 лет.
Третий день нашей программы мы решили начать с посещения Кронштадта, где надеялись побывать в недавно освященном Николо-Морском соборе. Собор, однако, из-за интенсивных отделочных работ был закрыт. Службы в нем пока проходят только в воскресные и праздничные дни. Прочитав 3-й час у входа в собор, мы направились на квартиру св. прав. Иоанна Кронштадтского. На сегодняшний день только в части квартиры о. Иоанна, располагавшейся на втором этаже дома причта Андреевского собора, устроен музей. Собор ап. Андрея Первозванного был разрушен в 1932-м году. На этом месте установлен памятный камень. Запомнились такие слова на нём: «Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни». Рядом с ним построена часовня в честь Тихвинской иконы Богородицы. В музее имеется макет Андреевского собора. Говорят, что отец Николай с острова Залит благословил восстановление Андреевского собора.
Дом, где располагается квартира, при жизни о. Иоанна был двухэтажным, в дальнейшем было надстроено еще два. В этой квартире о. Иоанн прожил более полувека, с 1855 по 1908 годы. Гостиная очень уютная, в ней всегда было много цветов.
С трепетным чувством мы вышли на балкон, у которого несколько десятилетий собирались большие толпы людей, жаждущих молитв и благословения о. Иоанна. Стрелки больших настенных часов остановились на девятнадцать сорок - время кончины батюшки. На том месте, где стояла кровать о. Иоанна, где он отошёл ко Господу, установлена палица - награда о. Иоанну к сорокалетию его служению в священном сане. Прижизненный бюст о. Иоанна; перо, которым он писал; картина с иконой Царственных Мучеников в руке праведного. Говорят, что у художника долго не получалось нарисовать руку. Тогда ему явился сам о. Иоанн и сказал, что нужно вложить в руку икону Царственных Мучеников - и всё получилось.
На обратном пути в Питер позвонил директору музея о. Геннадию Беловолову, чтобы поблагодарить его за труды по увековечиванию памяти о. Иоанна Кронштадтского. Разговорились. О. Геннадий родом со Ставропольского края, из тех мест, где проживает много старообрядцев. В станице, где он родился, два старообрядческих храма. О. Геннадий очень активный священник. Недавно он вернулся из поездки по Кавказу, побывал в Крымске. Это очень близкий по духу мне человек из числа петербургского духовенства, наряду с о. Алексием Масюком. Неожиданным для меня было наличие у него большого интереса к нашему древнему благочестию. Оказывается, что в его храме в честь ап. Иоанна Богослова (Леушинское подворье) поют знаменным распевом. Не раз убеждался, что у священников великорусского происхождения на генном уровне очень часто находит отклик все, что связано с нашим исконным благочестием. А вот среди малороссиян это бывает достаточно редко. Спрашиваю о. Геннадия: известно ли ему что-либо об отношении о. Иоанна к старому обряду, погружательному крещению? Нет, практически ничего не известно. Я полагаю, что оно было вполне в русле тогдашнего церковного официоза, отражало синодальную позицию, хотя резких выпадов у о. Иоанна не встречается. Конечно, Иоанна Кронштадтского трудно втиснуть в строго уставные рамки - он был харизматической личностью. Слава Богу, успели к 2 часам дня в Князь-Владимирский собор - здесь у нас последний молебен.
Постройка этого собора в стиле раннего классицизма было закончена к 800-й годовщине Крещения Руси. Этот собор не закрывался. За молебном сугубо помолились о возрождении канонической практики совершения таинства крещения через полное погружение. Неожиданно теплой была реакция нескольких десятков петербуржцев, присутствовавших на молебне. Задавалось множество вопросов. Удивило, что некоторые имеют общее представление об единоверии. Покидая собор, увидел настоятеля протоиерея Владимира Сорокина, отмечавшего в этот день свое тезоименитство. Батюшка очень тепло меня приветствовал. Органично было из его уст обращение на «ты», ведь этот маститый пастырь у самого Патриарха принимал экзамены при поступлении его в Духовную семинарию. Батюшка вспоминал свою малую родину - село Злынку Кировоградской области. В этом селе располагается крупнейшая на Украине единоверческая община. О. Владимир приглашал еще приезжать в собор для совершения служб по старому чину.
На большей части всенощного бдения был у старообрядцев-безпоповцев в Рыбацком. Первый раз побывал здесь в середине 80-х. Безпоповская община получила тогда заброшенный храм на кладбище. Впоследствии рядом с кладбищем было построено большое приходское здание - Невская обитель. Структура службы и стиль практически такой же, как и у нас, только пение у нас не такое резкое и быстрое. Служба совершалось с наонным пением по поморской традиции. Согласно этой традиции кафизмы не читаются, а поются их избранные стихи. Если в Князь-Владимирском соборе было жарко и душно, то здесь сыро и холодно. Вначале все казалось несколько мрачноватым. После первой кафизмы читалось поучение свт. Василия Великого. Запомнились такие слова из этого поучения: «Еретиков отвращайтесь, женских бесед и пития винного бегайте, похвал не ищите». По шестой песни читали краткое житие свщ. мч. Афиногена и о Шестом Вселенском Соборе. Служба проходила динамично и цельно. Она не была «лоскутным одеялом» из концертных номеров. После службы на минутку задержался в притворе, читая памятку для желающих креститься «независимо от возраста, национальности и вероисповедания». Наставник, видя которого на службе, я подумал: «У этого руководителя не забалуешь, если что сразу на правеж поставит», зычным и требовательным голосом спрашивает: «Кто таков будете?» Я в ответ смиренно: «Посетитель». А первая реакция была щелкнуть каблуками и бодро отрапортовать: «Прихожанин второй самарской общины старообрядцев- поморцев, приемлющих брак, такой-то, господин наставник!» (Шучу, конечно). Мой спутник, вышедший несколько раньше из храма, слышал, как один мужчина сказал обо мне: «Наверное, это никонианский поп».
По пути на вокзал посетил еще храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (С Грошиками, Петербургская) - подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. Храм порадовал своим убранством в каноническом стиле. В ограде храма погребена петербургская подвижница благочестия схимонахиня Мария Мыльникова (Матронушка-Босоножка, + 1911). У могилы подвижницы сотворили заупокойную молитву.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
6. Ответ на 5., Орлов Г. О. :
5. Ответ на 3., М.Яблоков:
4. 3. М.Яблоков
3. Re: Старый обряд у святынь Петербурга
2. Re: Старый обряд у святынь Петербурга
1. Re: Старый обряд у святынь Петербурга