Национальный парк долгое время охранял от непрошеных гостей егерь Панайот Захаропуло (в народе больше известный как дядя Костя), проживавший здесь с гражданской женой. Помогали ему дети, приезжавшие на выходные и во время отпуска. Кордон официально числится как кордон № 4.
Основной поток отдыхающих в Аксайском ущелье направлялся по тропе вверх к мужскому православному монастырю (Серафимо-Феогностовский Аксайский скит). Сам скит (а это деревянная церковь, еще несколько строений и могила убитых здесь 91 год назад, в 1921 г., двух иеромонахов) находится на вершине горы, прямо над кордоном. 11 августа — день памяти убиенных иеромонахов. Поэтому 11 и 12 августа этого года паломников в скит было очень много. Примечательно, что массовая резня произошла буквально через день после дня памяти убиенных.
Отметим, что в августе 1921 г. все пятеро монахов Аксайского скита пошли в г. Верный (Алма-Ата) в Никольскую церковь на праздник святого великомученика и целителя Пантелеимона (9 августа). Двое из них остались в городе, а трое возвратились в скит. 10 августа, вечером, приехали в скит трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Иеромонах Серафим принял их в своей келии, напоил чаем с медом, постелил под елкой сена и уложил спать. Сам пошел к отцу Анатолию и рассказал ему о приехавших подозрительных вооруженных людях. Потом, встав на колена с четками, стал читать правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину. Он закричал: «Анатолий!». Закричал, а они в это время выстрелили. О. Анатолий понял, что о. Серафима убили, и побежал на пасеку за помощью. Потом бандиты убили спящего иеромонаха Феогноста, обыскали келии, надеясь найти деньги, но не найдя ничего, уехали. Преподобномученики Серафим и Феогност канонизированы Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, прошедшим 13-16 августа 2000 г.
Нынешняя трагедия произошла на кордонах № 3 и 4 в ночь на понедельник, 13 августа. Дачница пришла утром купить молока и увидела на кордоне № 4 жуткую картину — убитых женщину и мужчину. Прибывшая следственно-оперативная группа установила имена погибших: 53-летняя гражданская жена егеря П.Захаропуло Ирина Карпенко и 60-летний рабочий Виталий Синяков. В тот же день около детского лагеря «Аян» полиция обнаружила еще три трупа: самого егеря 74-летнего Панайота Захаропуло, 72-летней Антонины Карпызиной и 42-летнего Андрея Гузеева. Двое последних приехали в гости к егерю из Алма-Аты. Деньги (весьма крупная сумма), ювелирные украшения, оружие, патроны лежали на месте, что исключает мотив ограбления.
Вскоре поступило сообщение, что в 25 километрах от места происшествия горит дом лесничего кордона № 3. Сам лесничий в тот момент находился на больничном в поселке Карагайлы. В доме обнаружили сильно обгоревшие трупы пяти человек. Их фамилии до сих пор не обнародованы. Как заявили представители полиции, предстоит геномная экспертиза этих тел.
14 августа в 300 метрах от дома егеря обнаружен труп 41-летнего мужчины, который работал в домашнем хозяйстве егеря. Как пишет сайт «Мегаполис», его личность установили быстро. Мужчина проживал в ските, который находится неподалёку от дома Захаропуло. Таким образом, общее число погибших достигло 11 человек.
Осмотр тел погибших на кордоне № 4 позволил увидеть признаки насильственной смерти — множественные гематомы и колото-резаные раны (на некоторых больше двух десятков ран). Сообщили также о признаках насильственной смерти обнаруженных на кордоне № 3.
15 августа в шесть часов вечера в нескольких километрах южнее детского лагеря (вглубь ущелья), в 30 метрах от проселочной дороги, обнаружили автомашину УАЗ без каких-либо технических повреждений. За день до обнаружения трупов на кордоне № 4 находился старший сын егеря 51-летний Игорь Захаропуло, об исчезновении которого также было сообщено.
Уже со вторника, 14 августа, к поисковым мероприятиям в Аксайском ущелье подключились добровольцы — родственники и друзья убитых, а также друзья друзей убитых на кордоне № 4.
14 августа МВД сообщило о том, что выдвинуто несколько версий, которые проверяются в ходе оперативно-разыскных мероприятий. Однако что это за версии — сказано не было. Информация об этом просочилась в СМИ.
В газете «Караван» 17 августа писали о трех версиях следствия: семейно-бытовой ссоре, конфликте с браконьерами, «заказе» егеря кем-то из влиятельных лиц, которому он перешел дорогу. По отзывам людей, знавших Панайота Захаропуло, он был принципиальным борцом как с браконьерством, так и с теми, кто занимался незаконной вырубкой деревьев в национальном парке. В этой борьбе ему помогал, говорят, сын Игорь, которого сейчас ищут. Так что недругов у Панайота Захаропуло хватало. Но версия о «заказе» Захаропуло не стыкуется с уничтожением тех, кто находился на соседнем кордоне.
Родственники и друзья егеря отвергают и версию семейно-бытового конфликта. Сомневаются и в конфликте с браконьерами как причине убийств. Как рассказал корреспонденту Азаттыка друг семьи Захаропуло, с браконьерами у егеря конфликты бывали часто. Говорят, что он спокойно выписывал акты о фактах браконьерства, передавал их в суд. Но в суде браконьеры, которыми являются преимущественно «крутые», состоятельные граждане, дело решали («разводили») в свою пользу. Поэтому у браконьеров не было резона убивать егеря и его семью.
Предвидя вектор развития обсуждения после информации об уничтожении 17 августа в одном из домов дачного массива «Тан» под Алматы девяти предполагаемых террористов, правоохранительные органы Казахстана упреждающе заявили, что уничтоженные боевики, вероятно, не имеют отношения к убийствам в Аксайском ущелье. Как сообщил «Мегаполису» источник в правоохранительных органах, ликвидированные террористы, вероятнее всего, не причастны к массовому убийству, которое произошло на днях в Иле-Алатауском национальном парке. Все они, по его словам, связаны с погибшими во время взрыва, имевшего место еще 11 июля в микрорайоне «Таусамал». В свою очередь, официальный представитель Генпрокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков также заявил, что, по предварительным данным следствия, данные террористы не связаны с убийством в национальном парке.
Однако тогда до сих пор остаётся открытым вопрос: кто же устроил резню в Аксайском ущелье?
Жестокие убийства на кордонах № 4 и № 3 в ночь с 12 на 13 августа, как можно судить по имеющейся информации, по-прежнему остаются загадочными. Неясно, кто исполнитель. Непонятен мотив. Неизвестно, что сталось с Игорем Захаропуло. И эта неизвестность вызывает у ряда алматинцев если не страх, то серьезные опасения.
Сразу же после трагедии глава МВД Казахстана прокомментировал происшедшее. Калмуханбет Касымов рассказал, что в доме лесника ничего из вещей, представляющих какую-либо ценность, не пропало. «Осмотрели дом: ничего не тронуто. Всё на месте. Сейчас ведём поисковые работы, оперативно-следственная группа работает. Проводим судебно-медицинские экспертизы», – сказал министр. Но ни министр, ни его пресс-служба не сказали о том, что последние три трупа были обнаружены в соседнем ущелье, а не в Аксайском.
И более никакой информации от официальных властей о расследовании этого убийства не поступало. В среду и четверг в средствах массовой информации если и появлялись материалы, то они были основаны на слухах, догадках, домыслах, рассказах и предположениях родственников убитых людей.
Между тем, местные жители высказывают предположения, что массовое убийство было осуществлено религиозными экстремистами, связанными с радикальным исламом. Обращает на себя внимание тот факт, что убитые были православными христианами. Женщина, владеющая дачей недалеко от этих мест, рассказала, что приблизительно за 7–10 дней до резни видела группу мужчин. 20–25 человек бегали и отжимались. Это было похоже на тренировку. Внешне они напоминали последователей радикальных исламских групп, пишет сайт «Мегаполис».