Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения возрожденного храма Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкой обители; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; иеродиакон Иаков (Макеев), скитоначальник Саввативой пустыни; братия обители в священном сане.
На Литургии присутствовали губернатор Архангельской области И.А.Орлов, заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Р.В.Балашов, благотворители Соловецкого монастыря.
Пел братский хор Соловецкого монастыря (регент — иеродиакон Савва (Романченко)).
По окончании богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал архимандрит Порфирий. Наместник обители преподнес Его Святейшеству список чудотворной Соловецкой иконы Божией Матери, именуемой Хлебенная, перед которой молился святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский.
Предстоятель обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий! Отец скитоначальник, иеродиакон Иаков! Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с большим событием. Может быть, внешние обстоятельства не слишком привлекающие внимание: далеко-далеко на севере, на Соловецком архипелаге, среди лесов, куда и проехать очень сложно, в Савватиевом скиту освящен храм. Но событие это действительно историческое — как в силу событий, связанных со скитом во времена относительного благополучия монастыря, но особенно ввиду того, что здесь происходило, когда монастырь был закрыт и на Соловках располагался лагерь особого назначения», - сказал Патриарх.
Он отметил, что его родной дед Василий, будучи сослан на Соловки, был заключен именно в этом месте. «Отсюда их водили на лесоповал, здесь же вместе с ним томились священнослужители и архипастыри. И вот однажды этой православной группой заключенных было принято решение совершить Божественную литургию и наградить палицей одного из священников. Литургия была совершена на лесоповале, на пеньках; в ней участвовало всего несколько человек — Преосвященный, два или три священника и мой дед. В тот же день все стало известно начальству, каждый был помещен в изолятор и над каждым был совершен суд. Преосвященного приговорили к дополнительным пяти годам заключения, примерно к таким же срокам, чуть меньше, — священнослужителей, а деда приговорили, казалось бы, к самому незначительному сроку, но когда его огласили, все поняли, что это смертная казнь, — к 30 дням пребывания в штрафном изоляторе на Секирной горе. По мнению заключенных, прожить на Секирной горе больше недели было невозможно, особенно в холодное время суток. Деда направили на Секирку в ноябре месяце. В задачу несчастных заключенных входило вязание плотов, которые потом отправлялись в Западную Европу на продажу. Плоты вязали, по пояс в ледяной воде, в течение всей смены, а затем поднимались на верх Секирной горы и там лежали на полу и высыхали — в ноябре месяце, без отопления, со скудным питанием. Каким образом мой благочестивый предок выжил, представить себе невозможно. Но удивительно, что он никогда об этом не говорил, хотя много рассказывал о лагерной жизни, в том числе и о совершении этой Литургии на пеньках. Причем рассказывал всегда с неким назиданием: меня, маленького мальчика, он учил тому, что в любой момент может настать время, когда снова придется служить Литургию на пеньках. В послевоенные годы это звучало очень актуально. Его слова были для меня бесценным даром, который формировал мое отношение к вере, к Церкви и к возможным последствиям, проистекавшим от принадлежности к ней. Дед выжил после этих 30 дней чудом Божиим. Потом из Соловецкого лагеря он был переведен в Кемь и по истечении срока освободился. Но это было не последнее его заключение. Последовали злостраждения и муки другого порядка — он не мог проживать в городах, он не мог вернуться к семье и более 10 лет жил в подвалах, пустых отопительных котлах, без всяких средств к существованию и пропитанию. А в более или менее благополучном 45-м году снова был арестован и снова отбывал очередные пять лет ссылки — только за то, что требовал открытия храма в своем родном селе Оброчном, тогда Нижегородской области, а ныне Мордовии. Вместо того, чтобы пойти навстречу деду, его просто посадили на пять лет», - рассказал Его Святейшество.
Поэтому, отметил он, с особым чувством совершает в этот день службу. Патриарх отметил, что его дед был невысокого роста, худым, очень жилистым, физически сильным человеком с непреклонной волей. Про таких говорят: «человек-камень», «глыба — свернуть невозможно». «Просил его и о том, чтобы он молился о нас пред Престолом Божиим, — ибо верю, Господь дал ему такую возможность, — за людей православных, за монахов Соловецких и за меня, недостойного», - добавил Патриарх. «День совершенно особый, и я хотел бы искренне, сердечно поблагодарить всех тех, кто потрудился и приблизил его, — в первую очередь отца скитоначальника иеродиакона Иакова (Макеева). Считаю справедливым удостоить отца Иакова права ношения двойного ораря. Завтра во время торжественного богослужения в главном храме Соловецкой обители я возложу на тебя, отец Иаков, этот двойной орарь как знак моей признательности, любви и уважения к тебе. Хотел бы сердечно поблагодарить людей, без которых невозможно было бы возрождение этого храма, которые внесли свой материальный вклад в его преображение. Сегодня мы видим, что храм прекрасно обустроен. Пусть Господь помогает всем тем, кто своими усилиями, своими средствами помогает возрождаться святой обители. В память же о посещении скита я хотел бы преподнести этот евхаристический набор. Пускай он всегда находится здесь, его не надо вывозить ни на какие службы. Пусть эти чаша и дискос напоминают нам о сегодняшнем богослужении, а также о тех наших выдающихся предшественниках, которые без чаши и дискоса совершали на пеньках Божественную литургию. С праздником вас поздравляю!» - заключил Патриарх Кирилл.
В дар новоосвященному храму Священноархимандрит Соловецкого монастыря передал евхаристические сосуды.
В сопровождении митрополита Архангельского Даниила, архимандрита Порфирия (Шутова) и иеродиакона Иакова (Макеева) Святейший Патриарх Кирилл осмотрел территорию скита. В ходе беседы обсуждались вопросы возрождения Савватиевой пустыни.
Затем Святейший Патриарх направился на лодке к Секирной горе, в окрестностях которой совершил прогулку по лесу.
Отметим, что Савватиева пустынь находится в пятнадцати километрах от Соловецкого монастыря и в трех — от Секирной горы. Основателями ее были преподобные Савватий и Герман, срубившие в 1424 г. свои хижины на берегу пресного озера, в версте от моря. Долгое (Савватиево) озеро подходит почти под самую Секирную гору.
В течение продолжительного времени в Савватиевой пустыни сохранялись кельи, построенные преподобными Савватием и Германом. «Филипп игумен старанием своим отыскал… достоуважаемые и доныне вещи: образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии, который первоначально привезен был на остров Соловецкий преподобным Савватием Чудотворцем; его же келейный каменный крест, поставленный ныне в часовне преподобного Германа» (Летописец Соловецкий, 1836 г.). На месте кельи преподобного Савватия была поставлена деревянная часовня, обозначенная уже на ранних монастырских картах Соловков (на месте, где она находилась, сейчас стоит поклонный крест). В XVI-XVII вв. пустынь служила для молитвенного уединения монастырских отшельников.
В середине XIX в. совместно с устройством скита на Секирной горе был организован Савватиевский скит. Все сохранившиеся здания скита были построены в XIX в. Первой была построена каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). Церковь возвели в 1857-1860 гг. при архимандрите Порфирии по проекту архангельского архитектора Шихларева в память успешной обороны Соловецкого монастыря от английских военных кораблей во время Крымской войны.
В июне 1923 г. на Соловки прибыли первые партии заключенных Соловецких лагерей особого назначения. В середине 20-х г. Савватиево стало центром 2-го отделения СЛОН. Именно это отделение осуществляло основной объем лагерных лесозаготовок. Участки по заготовке леса считались самым гиблым местом в лагере. За зиму на лесоповале погибала четверть работавших там, и столько же заключенных покидали лесные командировки инвалидами и «доходягами» с правом на медленную и мучительную смерть.
В период Великой Отечественной войны на территории Савватиева размещалась Школа юнг Военно-морского флота. В отремонтированных двух больших корпусах находились классы, штаб и помещения для командно-преподавательского состава. В качестве жилья использовались выстроенные самими же юнгами землянки-кубрики. Свыше четырех тысяч мотористов, электриков, радистов, боцманов, рулевых выпустила за три года соловецкая Школа юнг.
Вечером 20 августа 2012 года, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального монастыря, где покоятся честные мощи святых основателей обители.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил; митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков; архимандрит Иннокентий (Ветров), избранный во епископа Мариинского и Юргинского; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; насельники обители в священном сане.
На богослужении присутствовали губернатор Архангельской области И.А.Орлов, заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Р.В.Балашов, и.о. главы администрации сельского поселения Соловецкое Е.Л.Пудова, благотворители Соловецкой обители.
Пел братский хор Соловецкого монастыря (регент — иеродиакон Савва (Романченко)).
По окончании всенощного бдения Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом.
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогая братия сей святой обители! Братья и сестры! Я хотел бы всех вас поздравить с замечательным событием — престольным праздником Соловецкого монастыря, когда мы вспоминаем святых преподобных Соловецких отцов, основоположников этой святой обители. В непростых условиях, в холодном климате, большую часть года — под ветрами, дождем и снегом — осуществляется здесь монашеское служение. Люди приезжают сюда не для того, чтобы найти сокровища, как нередко люди светские едут на Крайний Север, в Сибирь или на Дальний Восток, чтобы разбогатеть от приобщения к сокровищам, которые лежат в недрах земли. Никто не едет сюда за материальными сокровищами. Никто не едет сюда в надежде, что, пройдя испытание, искус Соловецкого монастыря, он сможет затем обрести комфортную жизнь, сделать карьеру, быть успешным. Те, кто едет сюда для постоянного жительства и служения, равно как и те, кто едет сюда в паломничество, едут за другим. И это «другое» совершенно непонятно современному миру. Это «другое» не находится в поле зрения большинства современных людей. Более того, те, кто за этим «другим» устремляется и полагает его в основу своего жизненного целеполагания, кажутся остальным странными, несовременными, неуспешными или необразованными», - отметил Патриарх.
Но это, по его словам, совершенно не так. «Среди тех, кто устремляется на Соловки, есть люди и успешные, и очень образованные, и способные многое сделать для достижения тех целей и ценностей, которые понятны миру, — однако они приезжают сюда. Пополнение Соловецкой обители братией является очень важным сигналом и Церкви нашей, и всему обществу, что не иссякает духовная жажда в нашем народе, что новые и новые поколения людей устремляются к самому главному — к тому, что связывает человека с вечностью. А с вечностью нас связывает молитва, радостное переживание присутствия Божественной благодати, тот духовный опыт, который невозможно заменить никаким другим по силе воздействия на человеческую душу. И чем суровее условия жизни монашествующих, тем сильнее и значимее их образ жизни для современного человека, которому при соприкосновении с этим опытом нужно ответить на простой вопрос: Что это означает? Почему эти люди здесь? Ведь их нельзя заподозрить ни в чем земном — ни в стремлении к славе, ни в стремлении к богатству, ни в стремлении к человеческой чести. Почему же они здесь? И я очень надеюсь, что многие наши современники, пытаясь ответить на этот вопрос, сами себе откроют дивный путь, ведущий человека к Богу. Вот почему я особенно радуюсь успехам нашей Соловецкой обители, и скорбел, что в прошлом году из-за состояния здоровья, находясь в больнице, не мог к вам приехать. Радуюсь также тому, что увидел своими глазами пусть не очень значительные, но положительные изменения, произошедшие за то время, пока я здесь не был. Я часто вспоминаю Соловецкую обитель, близкую моему сердцу, братию и скиты острова Анзер, а сегодня утром я имел возможность освятить храм в Савватиевском скиту, который погрузил меня в воспоминания, связанные с жизнью моего деда, заточенного на Соловки и за веру в Бога, и за верность Патриаршей Церкви, и за неготовность склонить главу свою перед обновленческим расколом. Он проходил каторгу в Савватиевском скиту, а затем за участие в тайной Литургии, которую совершали там же находившийся архипастырь и несколько священников, был сурово наказан и отправлен в штрафной изолятор на Секирной горе. По милости Божией, он остался жив, а позднее Господь снова привел его в места заключения, и только в 1952 году он освободился, а затем стал диаконом и священником. Поэтому соприкосновение с Савватиевским скитом сегодня погрузило меня в воспоминания о дорогом для меня человеке, который значительную часть своей жизни провел в испытаниях, гонениях, тюрьмах, ссылках и лагерях, и не потому что он занимался политикой, а потому что он хотел оставаться христианином и не поступался совестью», - продолжил Предстоятель Русской Церкви.
Он подчеркнул, что «Соловецкая обитель имеет значение для всей нашей Церкви — и как свидетельство славы Православия в прошлом, но также и ныне, через подвиг отцов и братьев, здесь пребывающих, она являет пример самопожертвования, самоограничения во имя славы Божией и спасения». «Пусть Господь хранит нашу Соловецкую обитель, пусть поможет решить многие из тех вопросов, которые лежат в материальной плоскости, но без решения которых невозможно вернуть былую славу обители, сделать ее центром всероссийского и мирового паломничества. И я очень надеюсь, что при взаимодействии Церкви, федеральной и областной власти, многих жертвователей и благотворителей удастся преобразовать и эти святые острова, и обитель, дабы она вновь воссияла и своей внутренней, и неотразимой внешней красотой. Сам Господь молитвами святых преподобных Соловецких да поможет всем вам, братья, и паломникам, посещающим это святое место, укрепляться духовной силой и восходить от славы к славе, от славы земной к славе небесной. Храни вас Господь», - заключил Его Святейшество.
Затем Святейший Патриарх осмотрел выставку «Соловки: Голгофа и Воскресение. К 20-летию возрождения Соловецкой обители», размещенную на галереях собора.
Сегодня, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Предстоятель Русской Церкви возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря.