Нужна ли смертная казнь?

Православные священнослужители о высшей мере наказания

0
676
Время на чтение 4 минуты
СудВопрос о возвращении смертной казни в России активно обсуждается в кругах политической элиты, пишет Regions.Ru. Так, в начале августа уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов выступил за введение смертной казни для педофилов. Затем подобную идею высказал депутат Госдумы от «Единой России», зампред Комитета по обороне Франц Клинцевич, предложивший поднять дискуссию об отмене моратория на смертную казнь. 

Напомним, в 1996 году Россия вступила в Совет Европы, одним из условий членства в этой организации была отмена смертной казни. В апреле 1997 года Россия подписала, но не стала ратифицировать 6-й протокол Европейской конвенции, отменяющий смертную казнь. Госдума должна была ратифицировать его до мая 1999 года, но не сделала этого до сих пор. Вместо этого в феврале 1999 года Конституционный суд РФ ввел мораторий на применение высшей меры наказания в России до 2010 года, когда на всей территории страны заработают суды присяжных. Однако в 2009 году Конституционный суд РФ постановил, что никакие суды в России более не могут выносить смертные приговоры.

«Как вы относитесь к идее возвращения смертной казни? Если ее следует вернуть – то за какие преступления?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, отметил, что говорить об этом священнику очень тяжело.

«Я не являюсь сторонником смертной казни в принципе. Я считаю, что лишать жизни - это не наше человеческое дело. Могу только допустить, что только в самых крайних, исключительных случаях это могло бы быть необходимо. Но вводить смертную казнь в законодательство, чтобы это стало правовой нормой, постоянно действующим актом? Обсуждать такую возможность я не берусь», - заметил священник.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что это очень острый вопрос и неоднозначный.

«Мне, как и многим, кажется, что важнее не строгость наказания, а его неотвратимость. Мы видим, что в ходе антитеррористических операций террористов-исполнителей, как правило, убивают, уничтожая тем самым возможность выйти на заказчиков, которые остаются безнаказанными. Самое пристальное внимание нужно обратить на следствие, судопроизводство и применение законов, чтобы был наказан и заказчик преступления. Сейчас никто не может гарантировать от ошибок в судопроизводстве. А речь идет о жизни, может быть, и невиновного человека. А его могут расстрелять просто по ошибке. За это кто-то будет отвечать? Все упирается в то, чтобы суд был правым. Что делать с теми, кто выносит неправый приговор? Я не сторонник крайних мер, но прекрасно понимаю тех, кто требует высшей меры за изнасилование ребенка. Но где гарантия, что не будет ошибок? Судья, например, использует недостоверные данные, выносит необоснованный приговор, который уже нельзя будет пересмотреть, потому что и человека уже нет. Что делать с таким судьей, с тем, кто вел расследование? Этим вопросом депутаты почему-то не задаются. Нельзя выхватывать проблему из контекста и на самом деле решать только часть проблемы. Нужно комплексное решение», - заключил о. Александр.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что быть или не быть смертной казни, целесообразна ли такая мера наказания, должно решать государство.

Государство, безусловно, должно бороться со злом, заметил священник. На это у него есть Божье благословение. «Не зря ты носишь меч при бедре своем», - говорит апостол представителю государства. Другое дело, что только с помощью насилия и устрашения проблемы человеческие не решаются, продолжил о. Алексий.

«Если мы беремся за искоренение какого-то зла, то нужно в первую очередь подумать о причинах, которые его вызывают. Поэтому нужно одновременно и преступления пресекать решительно и их причины устранять. А если этот процесс будет односторонним, то он приведет не столько к решению проблем, сколько к их усугублению», - заключил священник.

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, сказал, что христианину очень сложно об этом говорить.

«Все-таки человеку дает жизнь Господь. Как же лишать человека жизни? Общество, безусловно, должно быть защищено от преступников. Могут быть очень строгие наказания и помимо смертной казни. Альтернативой смертной казни должна быть четкая, настоящая изоляция таких людей от общества. Это касается и педофилов, и коррупционеров. Я не считаю, что с помощью смертной казни можно решить наши проблемы. Основная наша проблема, - что не работают те законы, которые мы уже имеем. Не думаю, что с возвращением смертной казни общество наше сразу станет лучше. Тем более, что наша правоохранительная система не лишена многих изъянов. Работает она очень избирательно. Она в первую очередь должна быть неподкупной», - заключил отец Гермоген.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, отметил: «Очевидно, что от Православной Церкви, от священников не может исходить такая инициатива. Она не соответствует христианским заповедям. Решение этого вопроса целиком должно принадлежать светской власти».

«Но это должно быть всесторонне взвешенное решение. Нужно принять во внимание и многочисленные судебные ошибки, и все те обстоятельства, которые могут повлиять на правосудное вынесение приговора. Я лично не поддерживаю эту инициативу», - заключил о. Тихон.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что Церковь рассмотрела этот вопрос в «Основах социальной концепции», и там сказано о смертной казни: этот вид наказания относится к светской жизни и находится во власти государства. Церковь не решает, кого казнить, а кого миловать, но может дать этому оценку, продолжил он.

«Смертная казнь – это возможное средство наказания осужденных преступников. Нынешняя обстановка складывается так, что эта мера даже может быть полезна. Так что я бы согласился с предложением законодателя об отмене моратория. Кроме того, я согласен с частным мнением известного профессора Алексея Осипова, который считает, что угроза смертной казни может служить не только устрашающим фактором, но и фактором покаяния. Мы знаем, что смертный приговор иногда подталкивает преступника к переоценке своей жизни и приводит к покаянию. Это исключительно христианский фактор. Ведь и атеист, и христианин могут признать, что смертная казнь необходима, но фактор покаяния есть только у христиан. Я работал в тюрьмах и видел изнутри жизнь заключенных. Человек, который идет по криминальной дорожке, равнодушен ко всему, его нравственный орган атрофирован, а если он знает, что ему грозит расстрел, то этот орган может включиться», - заключил отец Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22