На основе этого пособия учителя будут проводить уроки толерантности и организовывать досуг школьников, сообщают «Известия» со ссылкой на пресс-секретаря столичного Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Анастасию Старостину.
Целью пособия является воспитание у детей разных национальностей взаимоуважения друг к другу и к традициям. Книга будет содержать сведения о праздниках и других событиях диаспор Москвы, а также информацию о связях со столицей знаменитых представителей других народов. В пособии будет рассказано об этнических достопримечательностях города, в том числе о мечетях и синагогах. Пособие планируется дополнить сценариями экскурсий с национальным колоритом, например, «Москва татарская».
По словам А.Старостиной, зачастую многие школьники не знают, что такое Навруз, Сабантуй или Ханука, а незнание часто порождает агрессию к представителям других этносов. Пока не известно, будет ли содержать пособие информацию только о народах бывшего СССР, или же книгу дополнят сведениями о представителях стран дальнего зарубежья.
По словам начальника профильного управления отдела Департамента образования Москвы Ольги Глазковой, в столичной системе образования подобного пособия не было. Новое издание может пригодиться не только учителям, но и школьным психологам.
Член комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Андрей Метельский полагает, что подобный предмет стоило бы ввести в школе на постоянной основе, а просвещать необходимо не только школьников, но и их родителей.
Между тем глава общественного движения «Московские родители» Галина Шнайдер опасается, что в рамках курса толерантное отношение к национальностям будет навязываться. «Как и в случае с обязательным изучением литературных произведений, это может навсегда отбить у ребенка охоту интересоваться традициями других этносов и вызвать повышенную агрессию по отношению к другим народам», - полагает Г.Шнайдер.
Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина также считает, что важно взвешенно подойти к составлению пособия, ведь межэтническая ситуация в школах и так накалена.
О том, как научить школьников толерантности, и о том, что следует вкладывать в это понятие, рассуждает в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов).
Основа толерантности, то есть снисходительного и компетентного отношения к людям разной национальности, религиозной и прочей ориентации, должна базироваться на глубокой приобщенности к своей собственной духовной культуре. Говорить о толерантности в отсутствии духовного основания есть развращение человека, уничтожение его личности и культурной идентификации.
Поэтому, прежде чем учить толерантности, против которой мы ничего не имеем (в благородном и человеколюбивом содержании), нужно более всего позаботиться о приобщении молодежи и всего общества к единственным, вечным, настоящим духовным ценностям. А после этого мы с удовольствием познакомимся и окажем соответствующее снисхождение и великодушие тем, кто страдает вне законного и высокого пути спасения, вне естественного и благодатного пути супружеской жизни и чадородия различными болезнями, духовными и телесными недугами и извращениями. Мы с удовольствием научимся и снисходить, и вразумлять, и запрещать там, где это необходимо.
Говорить о толерантности, которая предполагает лояльность ко всем сразу, за исключением своих собственных сокровищ, игнорируя или принижая процессы возрождения духовной культуры в своем собственном народе, - это глубокая подрывная деятельность, которая ведется в нашей стране и сейчас усиливается.
Всему должно быть свое время и место, в том числе, и снисхождению ко всякого рода человеческим немощам. Но снисхождение должно производиться так же, как спасение утопающих: с твердой почвы, на которой стоит человек. Тогда мы готовы протянуть если не руку, то багор на помощь тому, кто погибает и тонет в пучинах духовных и плотских беззаконий, оказывая им человеколюбие и все прочее необходимое усердие в том, чтобы, если это возможно, чтобы и они спаслись.
2. Ответ на 1., Александр Н.:
1. Верно говорит отец