Русско-польский ответ воинствующему секуляризму

Андрей Мельков о значении визита Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу

0
1694
Время на чтение 5 минут
За шумихой вокруг вынесения приговора активисткам скандальной группы «Pussy Riot» в российских СМИ и экспертном сообществе практически незамеченным осталось историческое событие – визит в Польшу Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. И в религиозном, и в политическом отношении это событие представляется чрезвычайно важным и уникальным.

Визит Московского Патриарха в Польшу сам по себе является событием экстраординарным. Никогда прежде нога Первосвятителя Святой Руси не ступала на польскую землю. Однако программа визита Патриарха Кирилла не ограничилась общением с православными поляками и польскими католическими кругами, а была гораздо шире и глубже.

Важнейшим этапом визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Польшу стало подписание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом Совместного послания народам России и Польши, которое состоялось в ходе торжественной церемонии в Королевском дворце Варшавы 17 августа 2012 года. 

Послание состоит из трех частей: «Диалог и примирение», «Прошлое в перспективе будущего», «Вместе перед новыми вызовами». Уникальность Послания состоит в том, что его нельзя считать богословским или межконфессиональным документом. Оно не поднимает вопросы межхристианского диалога или богословских собеседований. Его содержание выше и оно преследует исторические и благородные цели – примирить народы России и Польши с тем, чтобы вместе отстаивать общехристианские ценности на просторах Европы и мира.

Первая часть Послания говорит о необходимости взаимного прощения друг друга в духе христианской любви и ради общего блага. «Мы вступаем на путь искреннего диалога в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению».

«Простить – значит отказаться от мести и ненависти», - вот ключевые слова первой части Послания. При этом отмечается, что «прощение, конечно, не означает забвение. Память представляет собой важную часть нашей идентичности».

Вторая часть Послания содержит в себе призыв, адресованный к политикам, общественным деятелям, ученым, людям искусства и культуры, верующим и неверующим, представителям Церквей. Этот призыв направлен на развитие диалога, восстановление взаимного сближения и доверия между народами России и Польши перед лицом общих вызовов. Особое место отводится деятельности компетентных комиссий и научных коллективов. «Их усилия позволят познать нефальсифицированную историческую истину, помогут развеять сомнения и избавиться от негативных стереотипов», - убеждены авторы послания.

Третья и самая большая часть Послания является логическим продолжением первых двух. В ней, можно сказать, вся соль этого исторического документа. Народам России и Польши предлагается уникальная миссия – вместе свидетельствовать миру общехристианские ценности и вместе отстаивать традиционные нормы нравственности и морали.

В Послании с тревогой говорится о том, что «Сегодня наши народы оказались перед новыми вызовами. Под предлогом соблюдения принципа светскости или защиты свободы выбора подвергаются сомнению моральные принципы, основанные на заповедях Божиих. Пропагандируются аборты, эвтаназия, однополые союзы, которые пытаются представить как одну из форм брака, насаждается потребительский образ жизни, отрицаются традиционные ценности и изгоняются религиозные символы из общественного пространства».

Русская Православная Церковь и Католическая церковь Польши решительно выступают в защиту института семьи, который сегодня испытывает серьезный кризис. «Прочной основой любого общества является семья как постоянный союз мужчины и женщины. Будучи установлением Бога (ср. Быт. 1: 28, 2: 23-24), она требует уважения и защиты. Семья есть колыбель жизни, здоровая воспитательная среда, гарант социальной устойчивости и знак надежды для общества. Именно в семье созревает человек, принимающий ответственность за себя, за других и за общество, в котором он живет».

В Послании содержится призыв защитить молодежь двух стран от деструктивных влияний антихристианских и секулярных идеологий и доктрин. «С искренней заботой, надеждой и любовью мы смотрим на молодежь, которую хотим защитить от деморализации и воспитывать в духе Евангелия. Мы хотим научить молодежь любви к Богу, человеку и земному отечеству и приобщить ее к духу христианской культуры, плодом которой будет уважение, терпимость и справедливость».

Заканчивается Послание молитвенным призывом ко Христу: «Мы убеждены, что Воскресший Христос есть надежда не только для наших Церквей и народов, но и для Европы и всего мира. Да дарует Он нам Свою Благодать, чтобы каждый поляк в любом россиянине и каждый россиянин в любом поляке видели друга и брата».

Авторы документа уповают на помощь Богородицы в святом деле врачевания исторических обид и развития отношений между Россией и Польшей: «Уповая на предстательство Матери Божией, мы передаем под Ее покровительство великое дело примирения и сближения наших Церквей и народов».

Послание имеет глубокий историософский смысл. Из него следует, что национальная идея России, равно как и национальная идея Польши, заключаются не в секуляризации и материализме, а в возврате к традиционным христианским ценностям, без которых наши народы потеряют свою национальную и культурную идентичность. Во времена утраты национального государства польский народ смог сохраниться и выжить именно благодаря Католической церкви и национальной культуре, основанной на христианских началах. В советское время именно христианский фундамент русской культуры способствовал тому, что атеизм и антицерковная пропаганда так и не смогли победить религиозное чувство нашего народа, благодаря чему стало возможным последующее возрождение Православия в России.

Сегодня Европа периодически сталкивается с проявлениями враждебности ко Христу, к Евангелию, ко Кресту. Предпринимаются попытки устранить Церковь из общественной жизни. Превратно истолкованный принцип светскости, который нередко принимает форму фундаментализма, часто перерастая в воинствующий атеизм.

В сложившихся условиях России и Польше необходимо объединить усилия перед лицом агрессивного секуляризма, релятивизма и антихристианских настроений и выступлений.

Здесь мы вплотную подходим к пресловутой Европейской идее, о которой так много говорят и спорят последнее время. Следует откровенно сказать, что Европейская идея сегодня, это решение вопроса о будущем христианской цивилизации и ее выживании завтра.

Осознание общей христианской ответственности и необходимости эффективно отвечать на вызовы современности, которые порождает религиозная индифферентность, безнравственность и аморальность, служит объединяющим началом для христиан Европы – прежде всего, православных и католиков.

В Европе у России есть стратегический союзник – Польша как наиболее религиозная страна ЕС. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы сегодня две самые христианские страны Европы – Католическая Польша и Православная Россия встали на путь примирения и возвращения к братским истокам славянства – к тем основам, на которых зиждется историческое бытие наших народов. И если нашим государствам и нашим народам удастся объединить усилия в борьбе за подлинные христианские европейские ценности, то мы сможем положительно решить вопрос о месте России и Польши в общем культурно-религиозном измерении Старого света, сможем успешно противостоять либеральной идеологии и секулярному гуманизму, сможем положительно решить вопрос о Европейской идее.

В сложившихся исторических и политических условиях разговор о христианских ценностях в европейском измерении должен звучать громко и твердо, для этого сегодня есть все предпосылки и имеются довольно весомые основания. И очень важно, чтобы этот разговор шел при активном участии России и Польши, вставших сегодня на путь исторического примирения и совместного свидетельства перед новыми глобальными вызовами.

Андрей Мельков, президент Института современных гуманитарных исследований, член Молодежной общественной палаты России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

25. Ответ на 24., Токарев:

Скорее всего - это политическое действие, никто Польше не даст бороться за веру Христову, Польша - содержанка США.

Вы правы, но вот интересный парадокс - католическая Речь Посполита отверглась даже Ватикана и Европы и бросилась в обьятия англосасонского сионизма .... Сташный сон для филокатолика.... Религиозность страны - это сейчас индикатор для мишени экономических и военных нападок. А в этом отношении Польша может пока быть спокойна. Что само по себе показательно.
Пестерев Егорий / 22.08.2012, 10:15

24. В Европе у России есть стратегический союзник – Польша как наиболее религиозная страна ЕС.

жаль, что такое соглашение прежде всего не было заключено между православной Россией и православной Грецией. Скорее всего - это политическое действие, никто Польше не даст бороться за веру Христову, Польша - содержанка США.
Токарев / 22.08.2012, 08:06

23. 11. дед пенсионер

Такие же "современные" защищают "пусек"
Николай Ш. / 22.08.2012, 06:25

22. Re: Русско-польский ответ воинствующему секуляризму

…Всякая Церковь ведущая пропаганду религиозной свободы, среди своих собственных прихожан - безусловно, рано или поздно, их лишится. …Фактически означает призыв к Церкви выйти "на панель".

Поддерживаю эти слова уважаемого Писаря.
Сергий Агапов / 21.08.2012, 10:34

21. Ответ на 20., Антоний :

А c 1917 по 1991 на чём стояли?На Православии. Или для вас Новомученики и Исповедники Российские это ничто?! Вы лично, Ваши родители, деды, стояли на Православии?

И мои лично.
М.Яблоков / 21.08.2012, 09:11

20. Ответ на 16., М.Яблоков:

А c 1917 по 1991 на чём стояли?На Православии. Или для вас Новомученики и Исповедники Российские это ничто?!

Вы лично, Ваши родители, деды, стояли на Православии?
Антоний / 21.08.2012, 07:53

19. Ответ на 17., Писарь:

Согласна с каждым Вашим словом. А под строками о якобы русской "ненависти" - подписываюсь дважды.

18. Re: Русско-польский ответ воинствующему секуляризму

"Мы хотим способствовать утверждению толерантности и в то же время защищать фундаментальные ценности, и прежде всего религиозную свободу,а так же отстаивать право законное право на присутствие религии в публичной сфере". Вот цели, которых предлагают добиваться совместными усилиями. Положительно невозможно способствовать "утверждению толерантности" и в то же время,- отстаивать "фундаментальные ценности". Впрочем,дальше вполне определенно говорится о сущности "фундаментальных ценностей"-это, прежде всего,-"религиозная свобода". "Религиозная свобода"-это свобода исповедовать любую религию или вовсе не исповедовать никакой,поскольку атеизм тоже,-религия и человеческое сознание,Всегда!-религиозно. Это его,сознания,природное свойство. Всякая Церковь,прежде всего, обращается ко своим прихожанам и всякая Церковь ведущая пропаганду религиозной свободы,среди своих собственных прихожан-безусловно,рано или поздно, их лишится. "Право присутствия религии в публичной сфере". Религия в "публичной" сфере уже присутствует-это вера в прогресс,успех,измеряемый в денежном эквиваленте. Скорее речь идет о присутствии Церкви в "публичной" сфере. Однако,ныне, всякая! "публичная" сфера,пропитана насквозь духом коммерции-наживы и призыв к "реализации права" на присутствие Церкви в "публичной" сфере,фактически означает призыв к Церкви выйти "на панель" и тем Ее,Православную Церковь, окончательно уничтожить,как Церковь.
Писарь / 21.08.2012, 06:30

17. Re: Русско-польский ответ воинствующему секуляризму

"Уникальность послания в том,что его нельзя считать...межконфессиональным документом". Именно таким документом можно считать,поскольку послание заканчивается СОВМЕСТНЫМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ..."во Имя Отца и Сына и Святаго Духа". Это безусловно, Пастырское, прежде всего Послание. Межконфессиональное. При внимательном прочтении,документ вызывает чувство горечи и глубокого сожаления,поскольку внутренне противоречив- составлен в гуманистическом(секулярном) духе,будучи против него,этого духа направленным. В документе содержится призыв к отказу от мести и ненависти. Можно только приветствовать,но прежде нужно доказать! что в русском народе была когда-либо жива и живет,- ненависть к польскому народу и когда-либо в России культивировалась ненависть к полякам или католикам. Ненависть вообще несвойственна русскому человеку,по природе,потому русский народ и Крестился во Православную Веру. Трагедия уничтожения славянства в документе именуется "совместным опытом Второй Мировой Войны", величайшее противостояние мировоззрений,принципиально различных взглядов на судьбы мира именуется "тоталитарными режимами","атеистического толка",причем не делается никаких различий между советским строем и фашизмом,- поразившим Европу безумием,при негласной поддержке и сочувствии Ватикана,спасшего после войны не одного преступника от заслуженной кары,при всем при том,что нацисты, в Германии, уничтожили 5000 чел. католического клира. Нет ни слова,об антихристианской сущности нацизма и фашизма,разбитого в совместной борьбе,где русские и поляки сражались плечом к плечу. И последнее-Польша как государство и поляки,как народ сохранились не благодаря католической церкви,скорее-вопреки. Никто иной как католическая церковь толкала Польшу во всевозможные авантюры на Востоке,пока Польша,пока польский народ,вконец истощив силы,не утратили своей государственности. Православие-Православная Церковь,Россия,русский народ,вот кто, исторически,спас и Польшу и польский народ-от уничтожения, не позволив исчезнуть с лица земли. Если за это надо просить прощения- извольте. И Слава Богу за Все.
Писарь / 21.08.2012, 05:05

16. Ответ на 13., Антоний :

А нужны нам такие союзники? А какие нужны?

У России только два союзника. А они как были врагами, так врагами и останутся. И никакие целования перед камерами не помогут. А c 1917 по 1991 на чём стояли?

На Православии. Или для вас Новомученики и Исповедники Российские это ничто?!
М.Яблоков / 21.08.2012, 04:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Мельков
Все статьи Андрей Мельков
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07