Как напоминает издание, сама Чикконе не раз включала в свое шоу кощунственные и антицерковные элементы: пародировала Распятие, расстреливала из автомата изображение собора и т.п. Собственно, и ее псевдоним выбран так, чтобы шокировать верующих. Она также не раз высказывалась в поддержку «прав гомосексуалистов» - осудив, в частности, принятый в Петербурге закон о запрете пропаганды гомосексуализма. «Я много раз "расстраивала" церковь, меня несколько раз хотели отлучить от католической церкви.… Да, я не попадала за это в тюрьму, но это потому, что я живу в свободной стране, а не в России», - сказала также певица. «Каждая бывшая б. с возрастом стремится читать всем лекции о морали. Особенно во время зарубежных турне и гастролей» - написал по этому поводу вице-премьер России Дмитрий Рогозин.
В связи с этим издание попросило православных священнослужителей ответить на вопрос: Следует ли реагировать на «лекции о морали» от зарубежных поп-звезд?
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена, отметил, что такое поведение вполне в стиле Мадонны. «Видимо, таким образом она поддерживает свой имидж определенного рода», - сказал он. «По поводу кощунственных выходок Pussy Riot уже стало хорошим тоном некоторой публике высказываться в поддержку этой группы, и нет ничего удивительного, что Мадонна вошла в этот фан-клуб заблудших. Это очередной плевок в сторону Церкви, России и русского народа. Чего еще можно было ожидать от такого рода людей, как эта госпожа, представляющая собой совершенно определенный культурный тип современной глобалистской каббалистической цивилизации? Было бы даже удивительно, если бы она не высказалась на эту тему. Настолько уже расписаны роли в этой войне против Церкви, что совершенно понятно, кто и как отрабатывает свои деньги», - считает священник.
«Думаю, если бы выходка, подобная выступлению Pussy Riot, произошла бы у Стены Плача в Иерусалиме, госпожа Чикконе не высказывалась бы про свободу творчества художника, - предположил отец Артемий. - Вот она говорит о свободе, но по ней видно, что она сама не имеет никакой творческой свободы, а действует в рамках клише мирового сатанизма, для которых Россия представляет реальность без будущего, и за которую надо бороться. И вот мы видим очередной эпизод информационной войны».
«Это уже становится грустно и пошло: кто следующий выступит в поддержку Pussy Riot? Думаю, это будет какой-нибудь Элтон Джон, то есть очередной клоун приедет в нашу страну и начнет извлекать какие-то истины», - заключил пастырь.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, сказал по этому поводу следующее: «Не хочу говорить дурных слов, но и хороших эта женщина не заслуживает. То, что она делает, не только отвратительно, но и преступно в моих глазах. Она позволила именовать себя Мадонной, что буквально переводится как "моя госпожа", прекрасно понимая, что это может указывать на Богородицу. О чем здесь говорить? Страшно говорить так о человеке, но это отребье. И что это за авторитет в таком случае? Это кастовый авторитет, который ничего не стоит».
«Теперь она поддерживает этих ничтожных, жалких и преступных девиц. Это я говорю с большим состраданием по отношению к ним. Они оказались жертвой той самой "культуры", одним из столпов которой она является. Она сделала все, чтобы низвести культурные представления современного человечества на самый ничтожный, отвратительный и преступный уровень. Эти девушки стали жертвой той "культуры", которая появилась еще до их рождения и заявила о себе как о первенствующем начале в современном мире, его квинтэссенции и идеале. Все это ужасно. Мое отношение к этому человеку однозначно отрицательное. Не ей быть судьей в чем бы то ни было», - заключил пастырь.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает странным, что «издания, претендующие на некую солидность, распространяют подобное суждение как нечто заслуживающее внимания». «Реакция на подобное, к сожалению, широко распространенное убеждение должна быть однозначно отрицательной. Это убеждение в корне ложное. Как специалист по этике и эстетике я твердо знаю, что художник всегда не прав, когда выражает себя. Он прав только когда выражает объективную истину. С высказыванием Д.Рогозина я полностью согласен. Может быть, только поаккуратнее следовало бы выразиться. Но по существу он прав», - сказал отец Владислав.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, напомнил, что искусство и мораль тесно связаны. «Для любого человека с твердыми религиозными убеждениями гармония в искусстве бывает только когда, там есть духовная основа. Все остальное к искусству не имеет никакого отношения - как не имеющее отношения к гармонии. Так развлекательная сфера имеет только самое малое отношение к искусству – только иногда, крайне редко. Художественный талант в человеке непременно ориентируется на духовную вертикаль в соответствии с его душевным устроением. Поэтому мы различаем высокое искусство и все прочее. Высокохудожественным может быть только искусство, устремленное ввысь по духовной вертикали. Творческое начало в человеке неотделимо от духовного – от образа и подобия Божия в человеке. Это высший уровень. Но есть и низший - низменные, мерзкие и извращенные развлечения. Именно это сейчас и любят выдавать за настоящее искусство. Что же касается хулиганской акции, которую пытаются представить как художественное творчество, это очень связано с тем, чем занимаются женщины в публичных домах. Просто кому-то очень хочется свести эстетику и художественное творчество к тому, что происходит в этих заведениях», - сказал священник.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, напомнил, что «весьма авторитетный для либеральных кругов мыслитель Вольтер говорил в своем время так: права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Поэтому ситуация с Pussy Riot очень проста: они нарушили права верующих исповедоваться и молиться в храме, то есть это было вторжение в личное пространство членов Православной Церкви. Так что никакие ссылки на права человека в США никоим образом не могут оправдать их поступок». «И я думаю, Мадонна сама это понимает, поэтому, сказав, что "художник всегда прав", тут же оговорилась, что не стоило этим девушкам выступать в храме. Причем Мадонна это понимает, несмотря на свой скандальный опыт и всю свою скандальную жизнь», - подчеркнул он.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, уверен, что «опираясь на историю искусства, которая насчитывает не сто лет, как думают некоторые, а тысячи, мы ясно увидим, что художник не всегда прав, когда выражает только себя. Искусство сочетает в себе свободу самовыражения и следование традиции, канону, определенной художественной системе. Только благодаря твердому сплаву системы, традиции и самовыражения, которое к нему добавляется, и появляются шедевры, которые сохраняются в истории человечества. Произведения, в которых мы видим уклонение от этого принципа, никакого следа в художественной культуре не оставляют. Поэтому изобретение новой формы это не всегда хорошо. А изобретение формы, которая шокирует, причем не только эстетически, но морально, нравственно и религиозно, является деструктивным шагом в искусстве и по большому счету перестает быть искусством». «К мнению настоящих художников, безусловно, стоит прислушиваться и относиться к нему серьезно. Но когда мы сталкиваемся с "андеграундом" и весьма сомнительным творчеством, то и высказывания людей, которые этим занимаются, будут также весьма сомнительны», - заключил священник.