Рокоссовский не избежал участи многих командиров, ставших жертвами сталинских репрессий. После заключения, продолжавшегося с 1937 по 1940 гг. он был освобожден из тюрьмы по личной просьбе Г.К.Жукова, который остро нуждался в опытных и грамотных генералах. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз генерал К.К.Рокоссовский встретил во главе своего механизированного корпуса. С ним он участвовал в танковом сражении в районе города Броды на Западной Украине.
С 11 июля 1941 года генерал К.К. Рокоссовский командовал 16-й армией на Западном фронте, прикрывавшем московское направление. В июле 1942 года генерал-лейтенант был назначен командующим Брянским фронтом, который прикрывал тульское и воронежское направления. С сентября этого же года он возглавил Донской фронт. Контрудары этих двух фронтов оказали значительное влияние на оборонительные действия советских войск под Воронежем и Сталинградом, оттянув на себя немало вражеских сил.
В феврале следующего 1943 года Рокоссовского назначили командующим Центральным фронтом, образованным на базе Донского фронта. В октябре 1943 года генерал армии К.К. Рокоссовский был назначен командующим новым фронтом - Белорусским. 29 июня 1944 года Рокоссовскому присваивается звание маршала Советского Союза.
Войска Рокоссовского приняли участие в наступательной Белорусской операции и освобождении города Минска. За победы, одержанные в Великой Отечественной войне, Рокоссовский был дважды удостоен звания Героя Советского Союза и награжден высшим военным орденом "Победы". Полководец удостоился и еще одной высокой чести - 24 июня 1945 года он командовал Парадом Победы в Москве.
В 1945-49 гг. Рокоссовский был главнокомандующим Северной группой войск. В 1949 - 56 гг. - министром национальной обороны и заместителем председателя Совета министров Польши. В последние годы своей жизни (в 1956-57 и 1958-62) Рокоссовский был заместителем министра обороны СССР. Скончался 3 августа 1968 года.
Завтра, в день равноапостольной Марии Магдалины, мы вспоминаем преподобного Корнилия Переяславского. В миру он звался Кононом и был сыном богатого рязанского купца. В юности он тайно оставил родительский дом и поступил в Лукьянову пустынь, прожив в которой пять лет перешел в Переяславскую обитель свв. Бориса и Глеба. В то время (XVII в.) в обители подвизались лишь три монаха и строитель Сергий. Братия долго отказывалась принять Корнилия, полагая, по виду, что ему не более пятнадцати лет и что глух и нем, так тот ничего не говорил о себе. Но преподобный не отходил от ворот обители, и терпение довело до цели - в конце концов его приняли.
Св. Корнилий усердно выполнял все послушания. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю. Через пять он лет был пострижен в иночество. С тех пор его никто не видел спавшим на постели, а послушания он выполнял еще с более усердным рвением. Число братии увеличилось, и некоторые смеялись над Корнилием как над юродивым, но он молчал и терпел. Спустя три года, с благословения настоятеля, он ушел в затвор молчания. Так прожил он тридцать лет, оставаясь, по мнению многих, глухим и немым.
Перед кончиною, последовавшей 22 июля 1693 года, преподобный Корнилий исповедался у духовника обители отца Варлаама, причастился Святых Таин и принял схиму. Преподобный был погребен в часовне. Через 9 лет при построении нового храма его мощи были обретены нетленными. В 1705 году святитель Димитрий, митрополит Ростовский (память 28 октября), освидетельствовал мощи преподобного Корнилия, и они были помещены в новом храме под спудом. Тогда же святитель Димитрий составил преподобному тропарь и кондак.
Завтра также мы вспоминаем выдающегося государственного деятеля, князя Якова Петровича Шаховского (1705-1777) и русского физика и электротехника, академика Василия Владимировича Петрова (1761-1834)
Яков Петрович Шаховской родился в семье князя Петра Ивановича Шаховского. Князь умер, когда Якову было всего несколько месяцев от роду. После этого его мать выходила замуж ещё дважды. В возрасте 9 лет Якова взял на воспитание его дядя — князь Алексей Шаховской, который в то время являлся гвардейским офицером. Яков Шаховской начал свою военную службу в 1720 году как солдат Лейб-гвардии Семёновского полка. В 1725 году он дослужился до звания лейтенанта, а уже во время правления Петра II получил звание капитана. В 1730 году он перешёл в кавалерию.
В середине 1730-х служил под началом своего дяди, который являлся губернатором Малороссии с декабря 1731 года. После смерти дяди в апреле 1737 года, Шаховской принял участие в Русско-турецкой войне в составе кавалерийского полка. Он участвовал в сражениях под Очаковым и Хотином под командованием Христофора Миниха. Во время регентства Бирона и краткого периода правления Анны Леопольдовны, Шаховской некоторое время занимал пост сенатора и полицмейстера. Когда на престол вступила Елизавета Петровна, многие покровители Якова Петровича были арестованы и ему пришлось покинуть свой пост. Впрочем, по содействию князя Никиты Трубецкого Шаховской получил пост обер-прокурора Святейшего Синода. Он пробыл обер-прокурором Синода на протяжении 12 лет (1741 - 1753), в течение которых был награждён орденами Александра Невского и Святой Анны и удостоен в 1753 году чина тайного советника.
В 1753 году назначен главой Кригскомиссии и управлял государственными расходами в течение Семилетней Войны. 15 августа 1760 года Шаховской назначен генерал-прокурором. 25 декабря 1761 года Император Пётр III по вступлении на трон сместил Шаховского с этого поста. Краткое правление Петра III закончилось дворцовым переворотом, и Екатерина II вернула Шаховского на государственную службу, назначив его сенатором. В день её коронации, Императрица наградила его орденом Святого Андрея Первозванного. В 1766 г. Яков Шаховской покинул свой пост и обосновался в Москве.
Василий Владимирович Петров родился в семье священника. Учился в Харьковском коллегиуме, затем в Санкт-Петербургской учительской семинарии. В 1788 году Петров был назначен учителем математики и физики в колыванско-воскресенское горное училище в Барнауле. Откуда в 1791 году переведен в Санкт-Петербург на должность преподавателя математики и русского стиля в инженерном училище при Измайловском полку. В 1793 году Василий Петров был приглашен Санкт-Петербургской медицинской коллегией преподавать математику и физику в Санкт-Петербургском медико-хирургическом училище при военно-сухопутном госпитале. В 1795 году, при преобразовании этого училища в медико-хирургическую академию, Петров получил звание экстраординарного профессора. В течение нескольких лет создал богатый для того времени физический кабинет на базе коллекции физических приборов Бутурлина, купленной в Москве.
Первый печатный труд Петрова, «Собрание физико-химических новых опытов и наблюдений», появился в 1801 году. Большая часть работы посвящена описанию опытов с горением — целью было доказать несостоятельность учения о флогистоне. Немалый научный исторический интерес представляют и статьи о свечении фосфоров животного и минерального царства. Петров определяет предельную температуру, при которой фосфор не светится уже в чистом атмосферном воздухе, а разнообразными опытами над плавиковыми шпатами доказал, что причина свечения их иная, нежели у фосфора. Этими опытами он критиковал теорию Макора и Шеле.
За первый ученый труд Петров был удостоен звания ординарного профессора. Открытия Гальвани и Вольта побудили русского ученого провести серию самостоятельных оригинальных опытов, описанных им подробно в книге «Известие о гальвани-вольтовских опытах посредством огромной батареи, состоявшей иногда из 4200 медных и цинковых кружков» (Санкт-Петербург, 1803). Самыми замечательными результатами этих опытов представляются описания электролиза окислов металлов (ртути, свинца, олова), растительных масел, алкоголя и т. п. Электролиз воды от одной медно-цинковой пары, в случае медных электродов; получение электрического света и белого пламени (электрическая дуга) между двумя кусками древесного угля, от которого «темный покой достаточно ярко освещен быть может»; влияние на длину искры упругости окружающего воздуха.
В 1804 году Петров издал свой третий труд, «Новые электрические опыты», посвященный исследованию электричества от трения. Все указанные работы поставили Петрова в ряд выдающихся русских ученых XIX века. В 1803 году он был избран корреспондентом Академии Наук, а в 1807 году, по предложению академика Крафта, избран членом академии (его преемником в 1834 году был назначен Э. Ленц. Под редакцией Петрова в 1807 году издан перевод физики Шрадера («Начальные основания физики для употребления в гимназиях»). Этим учебником пользовались до начала 1830-х годов. По отзывам современников, Петров был прекрасным лектором и одарённым руководителем.
Наряду с преподаванием в медико-хирургической академии Петров много лет читал физику и математику в Академии художеств и во Втором кадетском корпусе. Прослужив в медико-хирургической академии 40 лет, Петров «сверх всякого чаяния» был в феврале 1833 года уволен с пенсией 5000 рублей в год.
В воскресенье мы вспоминаем известного проповедника и церковного писателя, видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея Владимира Игнатьевича Востокова, скончавшегося 5 августа 1957 года.
Он родился 11 июля 1868 года в семье сельского священника. Окончив Московскую Духовную семинарию и академию в 1891 г. Владимир был рукоположен во иерея. В скором времени о.Владимира прославился на всю Москву как выдающийся проповедник. Он был законоучителем детей будущего обер-прокурора Св. Синода А.Д.Самарина, а Великая княгиня Елизавета Федоровна пригласила его быть лектором при ее Марфо-Мариинской общине милосердия. Кроме того, о.Владимир проявил себя как яркий публицист (он являлся редактором-издателем духовно-литературного ежемесячника "Отклики на жизнь", общественно-литературной газеты "Рассвет" (позже - "Славянофил") и журнала "Живая беседа") и активный борец за народную трезвость.
За свою борьбу против Г.Е.Распутина, в 1913 г. Востоков был выслан из Москвы в Коломну, затем служил в тюремной церкви г.Клина. В канун революции о.Владимира перевели в Уфимскую епархию.
Февральскую революцию Востоков первоначально приветствовал, но вскоре стал раскаиваться в своих заблуждениях, и уже на Поместном Соборе Православной Российской Церкви выступил с монархических позиций. Пришедших на смену Временному правительству большевиков о. Владимир также первоначально поддержал, увлекшись идеей "крестьянской и рабочей власти", полагая, что власть будет именно таковой, когда ее удастся вырвать из рук "ожидовившейся" аристократии. Однако, разочаровавшись и в большевиках, стал выступать с горячими проповедями против советской власти, за что был объявлен ею "вне закона".
Перебравшись на юг России, Востоков вскоре стал одним из ярчайших проповедников и апологетов восстановления Самодержавной Монархии. В апреле 1919 г. в Екатеринодаре он организовал и возглавил Братство Животворящего Креста (БЖК), насчитывавшее по разным данным от 5 до 8 тыс. членов и ставшее одной из крупнейших правых организаций Белого юга. Члены БЖК обязывались "вести беспорочную жизнь, добросовестно участвовать в святых таинствах и богослужении, <...> словом и делом участвовать в защите Святой Православной Веры". Распространять свои идеи БЖК намеревалось устройством Крестных ходов, просветительских чтений и бесед в евангельском духе, а также созданием отрядов "крестоносцев-воинов на борьбу с гонителями Святой Веры".
Монархическая деятельность о.Востокова настолько встревожила казачьи власти Кубани, что Кубанская Рада постановила выслать его за пределы края "за развращение казацких душ монархизмом". Перебравшись в Новочеркасск Востоков продолжил свою церковную и политическую деятельность. Для того чтобы одержать победу над большевизмом, заявлял Востоков, необходимо "призвать русский народ к покаянию в пролитой крови Царской, святительской и миллионов жертв из разных слоев населения в революционный период", а "решительно и определенно позвать народ на православные устои жизни, <...> подготовляя его к избранию Земского Собора из православных русских людей для избрания на нем христианской власти" и "просить военачальников всех частей войск, борющихся с полчищами большевиков, взвенчать воинские знамена Святым Крестом и объявить по войскам зов бороться прежде всего за гонимую Святую Церковь и за спасение распятой революцией России от жестокого ига еврейско-масонских организаций".
В 1920 г. о.Владимир стал духовником и проповедником Русской армии генерала П.Н.Врангеля. Он предложил Врангелю организовать всенародный Крестный ход, которой под охраной белогвардейцев должен был бы "крестоносными впечатлениями возбуждать доверие и любовь населения к целям Русской армии и привлечения в ее ряды новых добровольцев - христианских патриотов". Однако командование Белой армией под воздействием союзников издало 3 октября 1920 г. приказ N145 о запрещении Крестного хода, а уже 15 нояб. Севастополь был взят красными.
С оставлением белыми Крыма, о.Владимир эмигрировал с остатками врангелевской армии в Галлиополи, а оттуда в Сербию. В эмиграции он служил законоучителем русской гимназии в Кикинде и настоятелем православного храма в г.Великий Бичкерек, был членом Высшего Зарубежного Церковного Управления. В 1944 г., при приближении Советской армии Востоков покинул Югославию, перебравшись из Сербии в Австрию, а оттуда в зону, контролируемую американскими войсками, а в 1951 г. переехал в США. С 1951 по 1957 он служил настоятелем церкви св. Тихона Задонского в г.Сан-Франциско, являлся духовником и проповедником Корпуса Императорских Армии и Флота (с 1954 г. - протопресвитером). Похоронен на Сербском кладбище Сан-Франциско.