Святой пророк Илия — наш современник

Диакон Владимир Василик о схожести времен пророка и современных реалий

0
1040
Время на чтение 8 минут
Русскому человеку дорог св. пророк Илия. И не из-за страха перед громом и молниями. Дорог как пророк Правды Божией.

Он жил в первой половине ΙΧ в., когда разобщенный, расколотый, патриархальный, бесхитростный крестьянский Израиль столкнулся со страшным вызовом торговой финикийской цивилизации — богатой, сильной, изощренной, по силе цивилизационного воздействия вполне сопоставимой с современным Западом. Эта цивилизация знала, что такое банк и процент, ведала сокрушительную власть денег, ее князья, банкиры и купцы утопали в небывалой роскоши — возлежали в чертогах, украшенных слоновой костью.

А направление ее духовной культуры вполне сравнимо с современным постмодерном, поскольку коренилось в жестоком извращении над природой, над реальностью. Вот лишь один пример — книга Исхода повелевает: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 21). Эта норма — реакция на жестокий ханаанский обычай. И, что страшнее всего, это извращение простиралось на мир божественный: считалось, что божество с радостью примет и человеческие жертвы, и любые половые извращения. Представители этого общества служили власти и корысти, запечатленной в образе Ваала, злобе и убийству, олицетворенной в лике Молоха и похоти, явленной через лицо Астарты, чей культ сопровождался «священной проституцией», изуверствами и ночными радениями (как у некоторых сектантов) в особых рощах, наполненных непристойными изображениями (это т.н. «маццебы», или «высоты» в деликатном Синодальном переводе Библии). Не было такого извращения, которое не творилось бы в рощах Астарты, хотя ее жрицы могли бы поучиться кое-чему у современных плясуний из известного непотребного ансамбля. По дорогам слонялись женоподобные языческие жрецы, многие из которых были скопцами, и высокими голосами (подобно некоторым нашим певцам с постыдной сексуальной ориентацией) распевали ритмичные гимны, вводившие слушателей в ложный экстаз. Педерастия среди финикийцев почиталась и входила в религиозный культ.

А еще эта цивилизация убивала своих детей. Нет, она не абортировала их, как мы, она приносила их в жертву своим богам: плачущих младенцев живыми бросали в раскаленное медное чрево Молоха.

И через израильского царя Ахава и его жену Иезавель Иезавель Израилю был предложен цивилизационный «компромисс», своего рода грандиозный экуменический проект. От израильтян не требовали отречения от Бога Израильского, от Сущего, нет, им всего лишь предложили почитать его наравне с финикийскими божествами. Взамен им предлагали науки, искусства, технологии, обеспеченную стабильную, комфортную сытую жизнь. И, к, сожалению, многие на это поддались. Какая разница, рассуждали некоторые израильтяне. И у них жертвы, и у нас, и у них Бог и у нас. Ведь какому богу ты ни покланяешься, Бог все равно един и ты покланяешься Ему. У царя появилось свое священство, служившее и Богу Израиля, и Вааалам одновременно, вполне в духе современного Всемирного Совета Церквей, где протестантские пасторши могут и призывать Христа, и вызывать духов. Появились и свои царские пророки, готовые все объяснить и перетолковать в нужном духе, и оправдать любые преступления, и предсказать то, что нужно было царю. Искусства в это им было не занимать, хотя у них и не было ЖЖ, и не кончали они МГУ. А еще они стяжали себе право на бесчестие — возможность открыто свершать любые непотребства и за небольшие деньги они готовы были представить себя кем угодно, хоть экскрементами Ваала.

И в результате некогда праведный Израиль зажил финикийской жизнь, где соседствовали блуд и неправда, идолослужение и угнетение. Вот как несколько позднее писал о ней св. пророк Амос: «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий. 7 Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. 8 На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино,взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих». (Амос. 2, 6-8).

Но нашлись люди, которые сказали всей этой мерзости «нет», которые помнили Синайский Завет, данный Живым Богом при громе и молнии, которые помнили Десять Заповедей, и не последние пять, как современный человек, а все, в том числе: «Я Господь Бог Твой. Да не будут у тебя боги иные, кроме Меня. Не сотвори себе кумира». И они дерзновенно исповедали, что «все боги язычников — бесы», которые и учат своих поклонников бесовскому житию. И за это они подверглись страшному кровавому преследованию. Как позднее горько жаловался св. пророк Илия, «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Царств 19:10).

И во время этого кровавого гонения, когда, казалось истинная вера в Израиле истреблена, восстает никому до того неизвестный пророк — св. Илия Фесвитянин (родом из Тишбы, Фисвы в прочтении Септуагинты). За все беззакония Израиля он заключает небо. Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. (3 Царств 17, 1). И наказание это было более чем справедливо, ведь за исключением некоторых немногих праведников, таких как царедворец Авдий, скрывавший пророков от погибели, большая часть Израиля была повинна в этом преступлении, большинство израильтян искала комфорта, пусть ценой отпадения от Бога и крови праведников. За это они и претерпели всенародное наказание и лишаются временного земного наслаждения. Это наказание как бы предвозвещает бедствие последних времен при Антихристе: «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. 9 И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр. 16, 8-9). Слава Богу, что в 2010 г. мы испытали лишь слабую тень того, что претерпели израильтяне по слову Илии и что испытает человечество последних времен. Отметим еще важную деталь: засуха продолжается три с половиной года или 42 месяца, столько же, сколько должно продлиться владычество Антихриста.

Святой пророк Илия уходит в пустыню, где его питает ворон. Это значимо: Илия уподобляется Адаму, жившему в гармонии с животным миром. Затем св. пророк уходит в Сарепту, в языческую область и тем самым предвозвещает пришествие Христа в мир и Его принятие язычниками. Те чудеса, которые творит он в Сарепте — евангельские по своему духу и смыслу: умножение муки и масла у бедной вдовицы подобно евангельскому умножению хлебов, а воскресение сына вдовы подобно воскрешению сына вдовы Наинской и дочери Иаира. Однако, чудо воскресения сына сарептской вдовы имеет еще более глубокий смысл: оно пророчествует о воскресении Самого Христа и не случайно оно читается в Великую Субботу на вечерне пред литургией. Обратим внимание, как св. пророк Илия воскрешает мальчика: И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! (3 Царств 17, 21). Троекратное простирание прообразует тридневное Воскресение Христа и в то же время Его Воплощение: св. пророк Илия прикладывает свои руки к рукам отрока , его лицо к своему лицу в знак того, что Сын Божий принял всю полноту нашей природы, чтобы воскресить нас.

Когда исполняется мера наказания Израиля, св. пророк Илия возвращается на родину. Его встречает царь Ахав, готовый обвинить его как политического преступника, возмутителя спокойствия: «Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля?» (3 Царств, 18, 17). И услышал неожиданный резкий ответ: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваала». Тем самым св. пророк Илия указывает на источник власти, который коренится не во внешнем насилии, или даже в народном соглашении, но в Боге и послушании Его закону. Затем св. пророк Илия обращается с упреком, который особенно актуален для нашего времени: «долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Царств 18,). И действительно, разве не склонны многие наши соотечественники, считающие себя православными праздновать и православное, и католическое Рождество, и православную, и католическую, и протестантскую Пасху, и Курбан-Байрам, и Йом Киппур, и Новый Год по восточному календарю. Разве не идут они на поводу современной цивилизации, для которой «дороги все речи и всем богам она посвящает стих»?

И затем св. пророк Илия выходит на поединок — один против царя и царицы, их двора, восьмисот «пророков студных» и предлагает необычайное испытание: та вера истинная, чьи пророки смогут низвести огонь с небес на заранее приготовленную жертву. За дело вначале взялись пророки и жрецы Ваала, до вечера они плясали, скакали, кривлялись, в чем-то напоминая печально ныне знаменитых непотребных плясуний-кощунниц, под конец резали себя ножами и вопияли: «Ваале, услыши нас». И обнаружилась удивительная вещь: зло, столь страшное, исполненное, казалось бы великих, магических сил и опиравшееся на мощь государства, оказалось вдруг немощным и ничтожным перед лицом одного по-настоящему верующего человека. Позднее, по одной молитве христианских мучеников с воплем выходили демоны и рушились языческие капища. Это тем более тяжелый укор нам, когда на наших экранах царствуют Кашпировские и производят свои ложные чудеса и мнимые исцеления.

И при наступлении вечера св. пророк Илия отстраняет ваалитов, готовит свою жертву и изобильно поливает ее водою. Делает он это не только для того, чтобы удостоверить всех в истинности чуда, но и прообразуя будущего Мессию, который «будет крестить Духом Святым и огнем». (Мф. 3, 11). И затем он обращается к Богу с огненной молитвой: «36 Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. 37 Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе].» (3 Царств 18, 36-37) И происходит чудо: «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве.» (3 Царств, 18, 38). Это чудо прообразовало Пятидесятницу — схождение Святаго Духа в виде огненных языков и в то же время Страшный Суд, когда Господь «в пламенеющем огне совершит отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фесс. 2, 8). Видя это, народ падает на колени и восклицает: «Господь есть Бог». После этого пророк Илия убивает всех «студных пророков Вааловых». Как относиться к этому деянию?

С точки зрения современного св. пророку Илии уголовного права — Моисеева закона — они были достойны смерти втройне — и как отступники, и как свершители непотребств (в т.ч. содомии) и колдуны, и как соучастники в убийстве праведных пророков. Для нас же это прежде всего образ борьбы с нашими страстями, которые мы должны истреблять с той же решимостью, с какой св. пророк Илия уничтожал носителей гнусных пороков. Впрочем, духовная борьба не освобождает нас от необходимости совершать адекватные социальные действия в борьбе со злом, чему пример сам св. пророк Илия, обличивший захват чужого имения царем Ахавом, как бы мы сказали «рейдерский захват», связанный с клеветой и казнью праведного Навуфея.

После победы над сторонниками Ваала св. пророк Илия вынужден вновь бежать из Израиля. В горести он идет к подножию Синая, где Моисей некогда сподобился принять Божественный закон и получает откровение: Бог открывается ему не в вихре, и не в огне, не в Своей силе и могуществе, но «в гласе хлада тонка». Позднее Господь Иисус Христос скажет: «Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4, 24). Св. Апостол Павел скажет: «Где Дух Господень, там свобода». Именно за духовную свободу Израиля, за истину и духовную жизнь сражался св. пророк Илия. И не случайно он возносится живым на колеснице огненной на небо, ибо он вел жизнь огненную и духоносную. Он сподобился чести быть собеседником Господа на Фаворе, когда в Его преображении на мгновение явилась будущая жизнь человечества, а перед концом мира, когда голос Церкви почти что умолкнет, он придет с неба возвестить людям всякую правду и обличить Антихриста во всем его лукавстве и во всей его мерзости. За это обличение он будет убит, но воскреснет в третий день.

Св. Пророк Илия — наш современник. И не только потому, что он считается покровителем десантных и военно-космических войск. Он являет нам живое свидетельство о правде Божией, правде Христовой, а главное — о возможности жить по такой правде здесь, на земле. В наше смутное, возможно предапокалиптическое время он наш путеводитель к Царствию Божию.

Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Памяти святого пророка Божия Илии.

3 Цар. 16,17.18// И воцарился Ахав, сын его, вместо него/ И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа/ И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала/ И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских... делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева./ И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву.../Было слово Господне к Илии... пойди и покажись Ахаву, и я дам дождь на землю/ И пошел Ахав на встречу Илии/ Нечестие народа - всегда следствие нечестия Царя. За нечестие Царя наказывается весь народ. Пророк не обращается к народу, он обращается к Царю. Пророк не обличает народ, но обличает Царя в нечестии, в которое он, Царь, вовлек свой народ. Не девки непотребные виноваты - виноват тот, кто позволяет непотребным девкам непотребствовать.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Почему пресс-секретарь Главы государства позволяет себе подобное?
О странном заявлении Дмитрия Пескова по мигрантскому вопросу
23.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
В разгар демографического кризиса пора формировать великий проект сбережения русского народа – «Большая семья»
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Россия – великая суверенная держава, которая не должна ни от кого зависеть, кроме Бога!
06.11.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06