Он жил в первой половине ΙΧ в., когда разобщенный, расколотый, патриархальный, бесхитростный крестьянский Израиль столкнулся со страшным вызовом торговой финикийской цивилизации — богатой, сильной, изощренной, по силе цивилизационного воздействия вполне сопоставимой с современным Западом. Эта цивилизация знала, что такое банк и процент, ведала сокрушительную власть денег, ее князья, банкиры и купцы утопали в небывалой роскоши — возлежали в чертогах, украшенных слоновой костью.
А направление ее духовной культуры вполне сравнимо с современным постмодерном, поскольку коренилось в жестоком извращении над природой, над реальностью. Вот лишь один пример — книга Исхода повелевает: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 21). Эта норма — реакция на жестокий ханаанский обычай. И, что страшнее всего, это извращение простиралось на мир божественный: считалось, что божество с радостью примет и человеческие жертвы, и любые половые извращения. Представители этого общества служили власти и корысти, запечатленной в образе Ваала, злобе и убийству, олицетворенной в лике Молоха и похоти, явленной через лицо Астарты, чей культ сопровождался «священной проституцией», изуверствами и ночными радениями (как у некоторых сектантов) в особых рощах, наполненных непристойными изображениями (это т.н. «маццебы», или «высоты» в деликатном Синодальном переводе Библии). Не было такого извращения, которое не творилось бы в рощах Астарты, хотя ее жрицы могли бы поучиться кое-чему у современных плясуний из известного непотребного ансамбля. По дорогам слонялись женоподобные языческие жрецы, многие из которых были скопцами, и высокими голосами (подобно некоторым нашим певцам с постыдной сексуальной ориентацией) распевали ритмичные гимны, вводившие слушателей в ложный экстаз. Педерастия среди финикийцев почиталась и входила в религиозный культ.
А еще эта цивилизация убивала своих детей. Нет, она не абортировала их, как мы, она приносила их в жертву своим богам: плачущих младенцев живыми бросали в раскаленное медное чрево Молоха.
И через израильского царя Ахава и его жену Иезавель Иезавель Израилю был предложен цивилизационный «компромисс», своего рода грандиозный экуменический проект. От израильтян не требовали отречения от Бога Израильского, от Сущего, нет, им всего лишь предложили почитать его наравне с финикийскими божествами. Взамен им предлагали науки, искусства, технологии, обеспеченную стабильную, комфортную сытую жизнь. И, к, сожалению, многие на это поддались. Какая разница, рассуждали некоторые израильтяне. И у них жертвы, и у нас, и у них Бог и у нас. Ведь какому богу ты ни покланяешься, Бог все равно един и ты покланяешься Ему. У царя появилось свое священство, служившее и Богу Израиля, и Вааалам одновременно, вполне в духе современного Всемирного Совета Церквей, где протестантские пасторши могут и призывать Христа, и вызывать духов. Появились и свои царские пророки, готовые все объяснить и перетолковать в нужном духе, и оправдать любые преступления, и предсказать то, что нужно было царю. Искусства в это им было не занимать, хотя у них и не было ЖЖ, и не кончали они МГУ. А еще они стяжали себе право на бесчестие — возможность открыто свершать любые непотребства и за небольшие деньги они готовы были представить себя кем угодно, хоть экскрементами Ваала.
И в результате некогда праведный Израиль зажил финикийской жизнь, где соседствовали блуд и неправда, идолослужение и угнетение. Вот как несколько позднее писал о ней св. пророк Амос: «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий. 7 Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. 8 На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино,взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих». (Амос. 2, 6-8).
Но нашлись люди, которые сказали всей этой мерзости «нет», которые помнили Синайский Завет, данный Живым Богом при громе и молнии, которые помнили Десять Заповедей, и не последние пять, как современный человек, а все, в том числе: «Я Господь Бог Твой. Да не будут у тебя боги иные, кроме Меня. Не сотвори себе кумира». И они дерзновенно исповедали, что «все боги язычников — бесы», которые и учат своих поклонников бесовскому житию. И за это они подверглись страшному кровавому преследованию. Как позднее горько жаловался св. пророк Илия, «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Царств 19:10).
И во время этого кровавого гонения, когда, казалось истинная вера в Израиле истреблена, восстает никому до того неизвестный пророк — св. Илия Фесвитянин (родом из Тишбы, Фисвы в прочтении Септуагинты). За все беззакония Израиля он заключает небо. Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. (3 Царств 17, 1). И наказание это было более чем справедливо, ведь за исключением некоторых немногих праведников, таких как царедворец Авдий, скрывавший пророков от погибели, большая часть Израиля была повинна в этом преступлении, большинство израильтян искала комфорта, пусть ценой отпадения от Бога и крови праведников. За это они и претерпели всенародное наказание и лишаются временного земного наслаждения. Это наказание как бы предвозвещает бедствие последних времен при Антихристе: «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. 9 И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр. 16, 8-9). Слава Богу, что в 2010 г. мы испытали лишь слабую тень того, что претерпели израильтяне по слову Илии и что испытает человечество последних времен. Отметим еще важную деталь: засуха продолжается три с половиной года или 42 месяца, столько же, сколько должно продлиться владычество Антихриста.
Святой пророк Илия уходит в пустыню, где его питает ворон. Это значимо: Илия уподобляется Адаму, жившему в гармонии с животным миром. Затем св. пророк уходит в Сарепту, в языческую область и тем самым предвозвещает пришествие Христа в мир и Его принятие язычниками. Те чудеса, которые творит он в Сарепте — евангельские по своему духу и смыслу: умножение муки и масла у бедной вдовицы подобно евангельскому умножению хлебов, а воскресение сына вдовы подобно воскрешению сына вдовы Наинской и дочери Иаира. Однако, чудо воскресения сына сарептской вдовы имеет еще более глубокий смысл: оно пророчествует о воскресении Самого Христа и не случайно оно читается в Великую Субботу на вечерне пред литургией. Обратим внимание, как св. пророк Илия воскрешает мальчика: И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! (3 Царств 17, 21). Троекратное простирание прообразует тридневное Воскресение Христа и в то же время Его Воплощение: св. пророк Илия прикладывает свои руки к рукам отрока , его лицо к своему лицу в знак того, что Сын Божий принял всю полноту нашей природы, чтобы воскресить нас.
Когда исполняется мера наказания Израиля, св. пророк Илия возвращается на родину. Его встречает царь Ахав, готовый обвинить его как политического преступника, возмутителя спокойствия: «Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля?» (3 Царств, 18, 17). И услышал неожиданный резкий ответ: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваала». Тем самым св. пророк Илия указывает на источник власти, который коренится не во внешнем насилии, или даже в народном соглашении, но в Боге и послушании Его закону. Затем св. пророк Илия обращается с упреком, который особенно актуален для нашего времени: «долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Царств 18,). И действительно, разве не склонны многие наши соотечественники, считающие себя православными праздновать и православное, и католическое Рождество, и православную, и католическую, и протестантскую Пасху, и Курбан-Байрам, и Йом Киппур, и Новый Год по восточному календарю. Разве не идут они на поводу современной цивилизации, для которой «дороги все речи и всем богам она посвящает стих»?
И затем св. пророк Илия выходит на поединок — один против царя и царицы, их двора, восьмисот «пророков студных» и предлагает необычайное испытание: та вера истинная, чьи пророки смогут низвести огонь с небес на заранее приготовленную жертву. За дело вначале взялись пророки и жрецы Ваала, до вечера они плясали, скакали, кривлялись, в чем-то напоминая печально ныне знаменитых непотребных плясуний-кощунниц, под конец резали себя ножами и вопияли: «Ваале, услыши нас». И обнаружилась удивительная вещь: зло, столь страшное, исполненное, казалось бы великих, магических сил и опиравшееся на мощь государства, оказалось вдруг немощным и ничтожным перед лицом одного по-настоящему верующего человека. Позднее, по одной молитве христианских мучеников с воплем выходили демоны и рушились языческие капища. Это тем более тяжелый укор нам, когда на наших экранах царствуют Кашпировские и производят свои ложные чудеса и мнимые исцеления.
И при наступлении вечера св. пророк Илия отстраняет ваалитов, готовит свою жертву и изобильно поливает ее водою. Делает он это не только для того, чтобы удостоверить всех в истинности чуда, но и прообразуя будущего Мессию, который «будет крестить Духом Святым и огнем». (Мф. 3, 11). И затем он обращается к Богу с огненной молитвой: «36 Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. 37 Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе].» (3 Царств 18, 36-37) И происходит чудо: «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве.» (3 Царств, 18, 38). Это чудо прообразовало Пятидесятницу — схождение Святаго Духа в виде огненных языков и в то же время Страшный Суд, когда Господь «в пламенеющем огне совершит отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фесс. 2, 8). Видя это, народ падает на колени и восклицает: «Господь есть Бог». После этого пророк Илия убивает всех «студных пророков Вааловых». Как относиться к этому деянию?
С точки зрения современного св. пророку Илии уголовного права — Моисеева закона — они были достойны смерти втройне — и как отступники, и как свершители непотребств (в т.ч. содомии) и колдуны, и как соучастники в убийстве праведных пророков. Для нас же это прежде всего образ борьбы с нашими страстями, которые мы должны истреблять с той же решимостью, с какой св. пророк Илия уничтожал носителей гнусных пороков. Впрочем, духовная борьба не освобождает нас от необходимости совершать адекватные социальные действия в борьбе со злом, чему пример сам св. пророк Илия, обличивший захват чужого имения царем Ахавом, как бы мы сказали «рейдерский захват», связанный с клеветой и казнью праведного Навуфея.
После победы над сторонниками Ваала св. пророк Илия вынужден вновь бежать из Израиля. В горести он идет к подножию Синая, где Моисей некогда сподобился принять Божественный закон и получает откровение: Бог открывается ему не в вихре, и не в огне, не в Своей силе и могуществе, но «в гласе хлада тонка». Позднее Господь Иисус Христос скажет: «Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4, 24). Св. Апостол Павел скажет: «Где Дух Господень, там свобода». Именно за духовную свободу Израиля, за истину и духовную жизнь сражался св. пророк Илия. И не случайно он возносится живым на колеснице огненной на небо, ибо он вел жизнь огненную и духоносную. Он сподобился чести быть собеседником Господа на Фаворе, когда в Его преображении на мгновение явилась будущая жизнь человечества, а перед концом мира, когда голос Церкви почти что умолкнет, он придет с неба возвестить людям всякую правду и обличить Антихриста во всем его лукавстве и во всей его мерзости. За это обличение он будет убит, но воскреснет в третий день.
Св. Пророк Илия — наш современник. И не только потому, что он считается покровителем десантных и военно-космических войск. Он являет нам живое свидетельство о правде Божией, правде Христовой, а главное — о возможности жить по такой правде здесь, на земле. В наше смутное, возможно предапокалиптическое время он наш путеводитель к Царствию Божию.
Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ
1. Памяти святого пророка Божия Илии.