Сегодня день памяти святого преподобного Стефана Махрищского. Преподобный Стефан, друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского, был родом из Киева и принял иночество в Печерской обители, где провел несколько лет в подвигах послушания и молитвы. Притеснения католиков заставили его перейти в Москву, где он был принят великим князем Иоанном Красным (1353-1359), отцом Димитрия Донского, разрешившим ему поселиться в местечке Махрище в 35 верстах от Сергиевой пустыни.
Поставив себе келью и проводя жизнь в трудах пустыннических, он вначале не принимал желающих присоединиться к нему, но потом уступил просьбам и в 1358 году основал обитель, в которой был поставлен игуменом. Жившие близ его обители братья Юрцовские, боясь, что земля, которой они владели, может быть отдана монастырю, грозились убить святого подвижника. Тогда он удалился в другое место. В шестидесяти верстах севернее Вологды, на реке Авнеже, он основал с учеником Григорием пустынную обитель во Имя Святой Троицы.
Великий князь Димитрий Донской почитал старца и присылал книги и другие пожертвования в Авнежскую пустынь, а прп. Стефана посылал обратно в Махрищский монастырь. Возвратившись в свою обитель, святой Стефан устроил в ней жизнь по общежительному уставу. Когда преподобный Сергий Радонежский удалился из своей обители, святой Стефан принял его и дал великому подвижнику своего ученика Симона, хорошо знавшего окрестности, чтобы найти место для подвигов. Преподобный Сергий поселился вместе с Симоном на острове Киржач, где основал монастырь.
Святой Стефан был строг к себе и снисходителен к другим, усердно наставлял братию путям спасения кроткими и тихими речами, трудился для обители больше всех, одежду носил самую ветхую и грубую. Дожил преподобный до глубокой старости, принял схиму и скончался 14 июля 1406 года. При построении нового каменного храма во Имя Святой Троицы в 1550 г. его святые мощи были обретены нетленными. Они прославились явлениями благодатной помощи в различных болезнях и бедах всем призывающим имя святого.
В этот день мы также вспоминаем: царицу, из дворянского рода Грушецких, супругу царя Фёдора Алексеевича Евфимию-Агафью Семёновну Грушецкую (1663-1681); генерал-лейтенанта, участника Бородинской битвы, наказного атамана Донского казачьего войска Николая Васильевича Иловайского 5-ого (1773-1838); генерала от инфантерии, героя обороны Севастополя Александра Петровича Хрущёва (Хрущова) (1806-1875); писателя, драматурга Виктора Александровича Рышкова (1863-1924) и математика, физика, философа Александра Даниловича Александрова (1912-1999).
Завтра мы чтим память святого Великого Князя Владимира. Всем православным русским людям святой равноапостольный князь Владимир очень дорог, поскольку через него русские люди тысячелетие назад были обращены к Истинному Богу, его трудами было укреплено и обустроено государство Российское. Он был сыном князя Святослава, покорителя Хазарии, и внуком Св. равноапостольной княгини Ольги – первой на Руси христианки княжеской крови. Мать Св. Владимира была незнатного происхождения – ключница по имени Малуша, из-за чего в молодости он испытал немало унижений. Великим Князем Киевским Владимир стал в 980 г. после княжеской междоусобицы и убийства своего брата Ярополка, который, в свою очередь, сгубил другого Святославовича – Олега в 977 г. Первые шесть лет своего правления Владимир провел в походах, при нем произошло объединение русских земель. Предание рисует князя Владимира, до принятия им крещения, ярым язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров. В начале своего княжения в Киеве Владимир установил языческих идолов, которым приносились даже человеческие жертвы. Из летописи известно, что у него было несколько жен и около 800 наложниц в разных городах. Как пишет летописец «Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение».
После крещения Руси, которое по преданию произошло 1 августа 988 г., князь Владимир, духовно переродившись, стал ревностно следовать заповедям Христовым. Он способствовал распространению христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви, оказывал помощь больным и бедным по всей стране. Известен даже случай, когда святой князь, боясь греха, отказывался казнить преступников, что потребовало вмешательства духовенства. Народ еще при жизни прозвал Святого Владимира Красным Солнышком. Преставился святой князь Владимир в 1015 г. Прославлен он был при святом благоверном князе Александре Невском, после победы над шведами, одержанной при заступничестве святого князя. Среди его двенадцати сыновей - любимейшие русским народом страстотерпцы князья Борис и Глеб, и прославленный недавно Церковью знаменитый правитель Ярослав Мудрый.
В день памяти Крестителя Руси Святого князя Владимира в 1240 г. его потомок святой благоверный князь Александр Ярославич на берегу Невы, в устье ее притока Ижоры, наголову разгромил численно превосходящее шведское войско. За эту победу князь получил прозвание Невский. Перед битвой князь отправился в собор Св. Софии, где получил благословение новгородского епископа Спиридона. Выйдя к своей немногочисленной дружине Святой Александр произнес, ставшие знаменитыми, слова: «Братья! Не в силе Бог, а в правде! Не убоимся множества ратныя, яко с нами Бог!» Слова эти вызвали необычайное одушевление среди русских воинов. Накануне сражения старейшина племени ижоров, которому была поручена стража Финского побережья, по имени Пелгусий, находясь в дозоре, увидел ладью, на ней стояли свв. князья Борис и Глеб, направлявшиеся на помощь своему сроднику князю Александру. Русская дружина внезапно напала на кичливых крестоносцев и после кровопролитного сражения обратила их в бегство. Шведы оставили на поле брани множество трупов. Наши потери были удивительно малы – всего двадцать человек.
Завтра мы также чтим память казачьего полковника Ивана Ивановича Искры и малороссийского генерального судьи Василия Леонтьевича Кочубея, казненных в 1708 году за верность русскому делу гетманом Иваном Мазепой.
Иван Иванович Искра служил полковником Войска Запорожского в 1696—1703 годах и являлся внуком наказного гетмана Якова Остряницы и сыном полковника Ивана Яковлевича Искры. Пренадлежа к антигетмановской оппозиции, которую возглавлял Василий Леонтьевич Кочубей. В.Л.Кочубей (1640—1708) служил малороссийским генеральным судьей в гетманской канцелярии. Ему оказывали покровительство гетманы Самойлович и Мазепа.
Осенью 1708 года, вместе с Кочубеем Искра сообщили Императору Петру I, что гетман Мазепа ведет переговоры с польским королем Станиславом Лещинским и шведским королем Карлом XII. В связи с тем, что Император не поверил Искре и Кочубею, они были направлены на допрос, в ходе которого в результате пыток сознались, что оговорили гетмана по злобе. После этого они были как лжедоносчики приговорены к смертной казни. Однако, когда измена Мазепы стала очевидной, И.И.Искра и В.Л,.Кочубей были реабилитированы и погребены в Киево-Печерской лавре. Государь Петр І оказывал особое внимание семействам невинно осужденных и вернул им с избытком конфискованные имения.
В 1914 г. в Киеве был установлен памятник Кочубею и Искре как «борцам за русскую идею» по предложению Военно-исторического общества. Проект выполнил полковник В.А.Самонов. В апреле 1923 г. памятник переделали в памятник героям Январского восстания 1918 г. рабочих завода «Арсенал» против Центральной Рады. Вместо статуй Кочубея и Искры наверх водружена пушка, участвовавшая в событиях. Памятник находится возле станции метро «Арсенальная».
Завтра также день памяти великого русского поэта и мыслителя Федора Ивановича Тютчева, скончавшегося в 1873 г. Он родился 23 ноября 1803 г. в имении Овстуг под Брянском в тогдашней Орловской губернии, происходил из старинного дворянского рода, находившегося в родстве со многими знатными русскими фамилиями. Получил прекрасное домашнее образование: его учителем словесности был поэт и литературный критик С.Е.Раич. Учился на словесном отделении Московского университета, по окончании которого был определен на дипломатическую службу. С 1822 по 1844 гг. состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене и Турине. В 1844 г. вернулся в Россию, жил в основном в Петербурге, с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры. Скромный до застенчивости и лишенный всякого честолюбия, Тютчев долгое время отказывался печатать свои стихотворения. Лишь в середине 1830-х гг. тетрадь с его стихами попала к А.С.Пушкину, который сразу их напечатал. Тютчева называют поэтом-философом. И.С.Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начинается мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления». Один из главных мотивов философско-поэтического миросозерцания Тютчева – непоколебимая вера в Россию и ее историческую миссию.
В 1843-50 гг. Тютчев выступает со статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад». Еще в 1830 г., потрясенный июльскими событиями во Франции, он предрекал начало новой, революционной, эры и предчувствовал приближение грандиозных социальных катаклизмов. Революцию 1848 г. поэт рассматривал как начало неизбежной гибели европейской культуры и цивилизации. Единственной силой, способной противостоять революционной стихии, Тютчев считал Россию. «В мире есть только две силы: Революция и Россия», - писал он. Развивая основные идеи славянофилов, Тютчев говорил о необходимости противопоставить Западной Европе Европу Восточную - союз славянских земель во главе с Россией. Его идеи были в дальнейшем развиты Н.Я.Данилевским, В.И.Ламанским и другими русскими мыслителями-геополитиками. Тютчева нередко называют первым русским геополитиком.
Мыслитель обосновывал особую мессианскую роль России соображениями религиозно-нравственного характера, в т.ч. такими качествами русского народа, как смирение, готовность к самопожертвованию. Качествами, диаметрально противоположными «гордости», самоутверждению личности – характерным чертам западного мира. Вдумываясь в судьбы России, Тютчев пришел к убеждению, что ее история, быт, религиозно-нравственный уклад Русского народа создали из России самобытный и в высшей степени своеобразный организм, не похожий на западный шаблон, поскольку русское самосознание росло и крепло под влиянием Православия и Царского Самодержавия. В то время, как на Западе веками шла ожесточенная распря между Церковью и светской жизнью, в России Царь и Патриарх, восполняя один другого, при единодушном одобрении народа, медленно, но верно строили «мощную державу», «разумную ту Русь».
Тютчев формально не примыкал ни к какому лагерю, но по мировоззрению ближе всего стоял к славянофилам. Его дочь Анна была женой идейного лидера поздних славянофилов И.С.Аксакова. Его сын И.Ф.Тютчев и внук Ф.И.Тютчев были в 1905 г. в числе учредителей одной из крупнейших монархических организаций – Союза Русских Людей.
Тютчев написал много прекрасных лирических и философских стихов, вошедших в сокровищницу русской поэзии. Впрочем, если бы он не написал ничего, кроме одного знаменитого четверостишия, он бы остался в благодарной памяти потомков. Это четверостишие известно каждому русскому человеку со школьной скамьи: «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать – / В Россию можно только верить».
В этот же день мы вспоминаем видного государственного деятеля Царской России, министра внутренних дел Вячеслава Константиновича Плеве, убитого террористами в 1904 г. Он родился 8 апреля 1846 г. в городке Мещовск Калужской губернии в семье скромного учителя гимназии, обрусевшего немца. Всего в своей жизни Вячеслав Плеве добился сам, не имея ни титула, ни денег, ни протекции. Он получил образование на юридическом факультете Московского университета, который закончил в 1867 г. Прошел все ступени карьеры государственного чиновника, служил товарищем прокурора во Владимирском и Тульском окружных судах, прокурором в Вологде, товарищем прокурора Варшавской судебной палаты, прокурором Петербургской судебной палаты. На последнем посту он оказался в момент острого кризиса рубежа 1870-80-х гг., когда на фоне народовольческого террора либеральная интеллигенция требовала "увенчания здания" Империи конституцией. Плеве без колебаний принял сторону православно-монархической России. Во время расследования взрыва в Зимнем дворце 1880 г. произошло его знакомство с Наследником, будущим Александром III. На Цесаревича произвели благоприятное впечатление деловитость, собранность и феноменальная память Плеве.
Сразу после цареубийства 1 марта 1881 г. Плеве возглавил Департамент полиции Министерства внутренних дел. Ему предстояло создать из нескольких разрозненных ведомств единую структуру для борьбы с революционным движением, и Плеве блестяще справился с возложенной на него задачей, разгромив к 1884 г. народовольцев. В 1884 г. он стал сенатором и товарищем министра внутренних дел, а в 1894 г. занял пост Государственного секретаря в ранге министра, на котором пробыл 8 лет. Признанием заслуг Плеве был тот факт, что именно он делал юбилейный доклад на торжественном заседании Государственного Совета 7 мая 1901 г., запечатленном на известной картине И.Е.Репина.
В 1902 г., после убийства министра внутренних дел Д.С.Сипягина, Плеве был назначен на этот пост. Он возглавил МВД в трудное время, начались крестьянские и студенческие беспорядки, развернула свою террористическую деятельность партия эсеров. В 1902 г. Плеве усмирил крестьянские волнения в южных губерниях, но настоял на вынесении мягких приговоров бунтовщикам, поскольку не считал возможным наказывать голодных, озлобившихся людей. В «рабочем вопросе» Плеве также стремился, подавляя открытые выступления, проводить политику сглаживания социальных конфликтов под эгидой Самодержавия. Плеве крепко «держал в руках» большинство революционных организаций, во главе которых стояли осведомители Охранного отделения. Он был готов к борьбе с революцией, но 15 июля 1904 г. Плеве погиб в результате теракта, совершенного эсером Созоновым на мосту через Обводный канал в Петербурге.
Завтра также день памяти видного деятеля русского монархического движения, живописца, журналиста Клавдия Петровича Степанова. Он родился в 1854 г. близ Москвы в дворянской семье, славной своим верным служением престолу. Один его брат Михаил стал генералом, был близок к великому князю Сергею Александровичу, другой - Филипп служил по ведомству Св. Синода, возглавляя Московскую контору, получил известность как один из первых публикаторов знаменитых «Протоколов Сионских мудрецов». Клавдий Степанов учился на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета, но уже будучи студентом, начал посещать Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. По окончании университета на волне патриотического подъема, вызванного помощью братьям-славянам в их борьбе против турецкого ига, добровольцем принял участие в Русско-турецкой войне 1877-78 гг., служил в лейб-гвардии Преображенском полку. После окончания войны два года прослужил чиновником особых поручений в Министерстве финансов.
Но тяга к живописи взяла свое, в 1880 г. Степанов вышел в отставку и уехал во Флоренцию, где прожил около 20 лет. В 1888 г. он получил от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. За эти годы написал ряд картин, лучшие из которых «Посольство Чемоданова во Флоренции, во времена Царя Алексея Михайловича» (1887) и «Дон Кихот после сражения с мельницами» (1888) находятся в Третьяковской галерее. В начале XX в. он вернулся в Россию, сблизился с кружком московских славянофилов. В 1903 г. начал сотрудничать в ведущей консервативной газете «Московские ведомости», в своих статьях и выступлениях проявил себя горячим врагом «беспочвенного русского западничества». В 1906-07 гг. был редактором-издателем славянофильской газеты «Московский голос».
В монархическом движении принимал активное участие со времени его возникновения, был членом Кружка москвичей. В январе 1906 г. в числе видных московских монархистов Степанов подписал Отзыв на «Обращение Русского Собрания к единомышленным партиям, союзам и Русскому Народу по поводу Манифеста 17 октября», имевший широкий резонанс в монархических кругах. Участвовал в работе 4-го Всероссийского монархического съезда (1907), а также Съезда Русских Людей (1909), которые проходили в Москве. На последнем съезде он был председателем отдела по вопросам земельного благоустройства и членом исполнительной редакционной комиссии. Кроме того, Степанов до 1908 г. был одним из вице-председателей Аксаковского литературного и политического общества в Москве. В последние годы жизни основал при Донском монастыре иконописную школу. Им создана вся стенная живопись в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича при Чудовом монастыре в Московском Кремле. Эта роспись стала его лучшим художественным произведением. Он скончался летом 1910г. в Ялте, где лечил подорванное напряженной работой здоровье. В одном из некрологов отмечалось, что он до конца дней оставался «типичным представителем кристально-чистого консервативного идеализма».
Завтра также день памяти адмирала, командующего Балтийским флотом в Русско-шведскую войну (1741-1743), президента Адмиралтейств-коллегии, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, сенатора, кавалер ордена Андрея Первозванного графа Николая Фёдоровича Головина (1695-1745); историка, географа, экономиста, государственного деятеля, автора первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской» Василия Никитича Татищева (1686-1750); князя, дипломата, коллекционера и мецената Николая Борисовича Юсупова (1750-1831); поэта, прозаика и художника Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841); генерала от инфантерии, генерал-адъютанта, члена Госсовета Александра Романовича Дрентельна (1820-1888); геодезиста и картографа, генерала от инфантерии Ивана Афанасьевича Стрельбицкого (1828-1900).
В воскресенье мы чтим память блаженной Матроны Анемнясевской. Блаженная Матрона Анемнясевская является святой заступницей пред Богом за детей-сирот и инвалидов. Она родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии в бедной многодетной крестьянской семье. В семилетнем возрасте перенесла оспу и ослепла. Вскоре девочка потеряла способность двигаться.
Мученица в родительском доме прожила до 17 лет, все это время терпеливо перенося скорби и обиды, находя в молитве утешение и отраду. После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матроне от брата и сестры. Когда племянник блаженной Матроны, Матвей, предложил жить в его доме, блаженная с радостью согласилась. В доме племянника блаженная лежала в небольшой отдельной комнатке, в маленькой детской кроватке, а летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Каждый месяц блаженная Матрона приглашала к себе приходского священника, день принятия Святых Христовых Таин, бывал для нее самым радостным днем. Известно, что с семнадцати лет блаженная Матрона не ела мяса по понедельникам, средам и пятницам, всегда соблюдала строгий пост, а в церковные посты ела очень мало.
Для старицы были открыты все духовные немощи приходящих к ней людей, она наставляла, обличала, раскрывая грехи и пороки, но вместе с тем и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни. По молитвам блаженной Матроны страждущие получали исцеления от тяжелых недугов.
Летом 1935 года в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых», которое началось с доноса одного жителя г. Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой (о блаженной Матроне), собранной и написанной им и его братом и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в отделение НКВД г. Касимова. По списку должны была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.
Наконец, было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Она была отправлена в Рязань, а затем в Москву. В Москве блаженная Матрона прожила почти год.
Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех без исключения заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных. Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии 9/22 апреля 1999 года.
В воскресенье день памяти героя Кавказских походов генерал-майора Николая Васильевича Грекова, погибшего в 1825 году. Он родился в 1785 году, был потомком Запорожских казаков. Начал службу на Кавказе в 1805 году в Кабардинском полку и боевыми подвигами заслужил перевод в гвардию, но отказался от этой награды, желая продолжить службу на Кавказе. В 1817 году стал полковником и командиром 16-го егерского полка. Когда в 1818 году была заложена на реке Сунже крепость Грозная, Ермолов назначил ее комендантом Грекова. В течение нескольких месяцев Греков энергично устраивал Грозную, а когда холода загнали горцев из лесов в селения, он, чтобы отбить у них охоту к разорению новой крепости, 29 января 1819 года быстрым движением в одну ночь без выстрела занял Ханкальское ущелье и начал рубить просеки, прокладывая дороги вглубь Чечни. Более пяти лет провел Греков в беспрерывных походах и стычках, оберегая Грозную и все глубже вдаваясь в Чечню, вырубая леса, разоряя непокорные аулы и строя новые укрепления. 11 марта 1822 года он был произведен в генерал-майоры и назначен командиром 1-й бригады 22-й пехотной дивизии и начальником левого фланга Кавказской линии.
Когда в 1825 году на арену борьбы на Кавказе вышел Шамиль, первый удар фанатичных горцев обрушился на слабый русский пост на Тереке, Аммир-Аджа-Юрт; вслед за ним погибли два слабых укрепления — Злобный окоп и Преградный стан, а затем горцы осадили Герзель-аул, на полпути между крепостями Внезапной и Грозной. Узнав об отчаянном положении Герзель-аульского гарнизона, Греков вместе с начальником Кавказской линии генерал-лейтенантом Лисаневичем бросился из Грозной на выручку во главе 3 рот егерей, 400 казаков и 6 орудий. Быстрым движением они спасли Герзель-аул; горцы бежали, и на другой же день, 18 июля 1825 года, их старшины явились к генералу Лисаневичу с изъявлением лицемерной покорности. Лисаневич потребовал выдачи зачинщиков, тогда один из горских старшин бросился к ногам Лисаневича и ударил его кинжалом в живот. Греков, бросившийся на помощь начальнику, был также сражён им на месте.
В этот день 1938 года героически погиб начальник пограничной заставы Дальневосточного пограничного округа лейтенант Алексей Ефимович Махалин. Он родился 17 марта 1908 года в селе Кряжим Пензенской губернии в крестьянской семье. Окончив начальную школу и курсы трактористов, работал в своем селе. С 1930 года служил в пограничных войсках. Окончил Алма-Атинскую пограничную военную школу. Начальник пограничной заставы Дальневосточного пограничного округа лейтенант Алексей Махалин 29 июля 1938 года во главе пограничного наряда нес службу в районе озера Хасан (Приморский край) у высоты Безымянная. На рассвете несколько групп японских самураев численностью около роты перешли государственную границу СССР и окружили заставу. Начальник заставы лейтенант Махалин умело организовал бой в окружении и подготовил выход бойцов из кольца. Сам Махалин пал смертью храбрых в этом бою. За героизм и мужество, проявленные при охране государственной границы и в боях с японцами лейтенанту Махалину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В воскресенье также день памяти русского изобретателя, «отца телевидения» Владимира Кузьмича Зворыкина, скончавшегося в 1982 году. Он родился в 1889 году в Муроме в семье купца первой гильдии. Окончив муромское реальное училище, в 1906 году поступил в Петербургский технологический институт. С отличием окончил его в 1912 году с дипломом инженера-технолога. В 1912-1914 годах продолжал образование в Париже в Коллеж де Франс под руководством Поля Ланжевена.
Первые опыты в области телевидения и электроники проводил под руководством профессора Б.Л.Розинга в период обучения в Технологическом институте. Во время Первой мировой войны служил в войсках связи в Гродно, затем работал в офицерской радиошколе в Петрограде. В годы Гражданской войны перебрался через Екатеринбург в Омск, где занялся оборудованием радиостанций. В 1919 году Зворыкин эмигрировал в США, где стал сотрудником компании Westinghouse Electric Corporation. В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе. С 1929 года – возглавил лабораторию электроники фирмы Radio Corporation of America, вскоре став вице-президентом компании. К 1933 году Зворыкин завершил со своими сотрудниками создание полностью электронной телевизионной системы. До конца 1930-х годов группа Зворыкина создала ряд передающих трубок, в том числе передающую трубку ночного видения. В.К.Зворыкину принадлежат более 120 патентов на различные изобретения.
В этот день также скончались скульптор-монументалист Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846); орловский губернатор, генерал-майор Николай Васильевич Васильчиков (1781-1849); герой Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал-лейтенант, Алексей Александрович Челищев (1836-1894); терапевт, академик АМН СССР, Герой Социалистического Труда Владимир Никитич Виноградов (1882-1964).