«Дело в том, что заявление Соединенных Штатов о том, что они собираются выводить свои войска из Афганистана в 2014 году, именно сейчас начинает серьезным образом сказываться на всей ситуации в Центральноазиатском регионе. 10 дней назад я был на конференции, которую организовывали немцы совместно с Центром Карнеги в Вашингтоне. Повестка дня – Центральная Азия после 2014 года, т. е. после вывода американских войск. На ней присутствовали представители центральноазиатских республик, России, Соединенных Штатов, Германии. У меня сложилось устойчивое впечатление, что американцы были не очень довольны тем, что немцы инициировали организацию такой конференции, потому что у них пока нет удовлетворительных для представителей Центральной Азии ответов на вопросы о том, что будет после 2014 года. По крайней мере, те сценарии, которые предлагают американцы, их не удовлетворили», - отмечает эксперт.
«Там были встречи и с представителями Конгресса США, Госдепартамента и Совета национальной безопасности, - продолжил он. - И все они показывают, что кроме супероптимистического сценария, который недавно озвучила Хиллари Клинтон (по поводу того, что мы уйдем, после чего в Афганистане и в регионе Центральной Азии чудесным образом наступит стабильность, и будет «шелковый путь», когда страны Центральной Азии начнут активно торговать через Афганистан с Пакистаном и Индией и перестанут торговать с Россией), никакого другого нет. Честно говоря, без юмора этот сценарий не воспринимали не только российские, но и центральноазиатские представители. Более того, представители республик Центральной Азии, в т. ч. Таджикистана, задавали вопрос: а если нестабильность, которая явно возникнет после вашего ухода, начнет перекидываться на наши республики, вы нам поможете? Ответ представителей администрации США был «нет». «Выкручивайтесь сами, ребята» – смысл был такой, потому что «наши налогоплательщики, наши избиратели не поймут, почему, уходя, мы тут же должны таскать каштаны из огня для вас». Такая непростая ситуация».
«Занятно было то, что конференция состояла из двух частей: первая часть – с участием российских представителей, а вторая – уже в Лос-Анджелесе, а не в Вашингтоне, и без российских представителей. У меня создалось впечатление, что пока что у американцев нет ответа на вопрос (даже для себя), что будет после 2014 года, после вывода войск из Афганистана. Единственное, что они сказали: «Мы выводим войска, но мы не уходим». Тогда возникает вопрос: а где вы остаетесь? Вы собираетесь оставаться в странах Центральной Азии, устраивать там свои базы? Но не приведет ли это к «афганизации» всей Центральной Азии, когда между американскими базами будут бродить полевые командиры, а власть у руководителей республик, как и у г-на Карзая, будет распространяться на 20 км вокруг территории столицы? Властям центральноазиатских республик этого бы очень не хотелось», - полагает аналитик..
«Я возвращаюсь к истории в нагорном Таджикистане. Она не случайна. И не случайно, что главный виновник, чьей выдачи требуют власти Таджикистана, командир пограничного отряда и по совместительству полевой командир, я так понимаю, скрылся на территории Афганистана. Чем дальше, тем больше ситуация в центральноазиатских республиках будет дестабилизироваться. И пока, я так понял, ни у одной из великих держав удовлетворительного ответа, решения проблемы нет, в т. ч. и у Соединенных Штатов», - заключил Владимир Жарихин.