Авторы доклада последовательно доказывают, что с ростом числа легального оружия у населения резко падает количество преступлений. Бандиты просто боятся нападать на граждан, зная, что под подушкой они могут держать пистолет.
Правда, в действующей правоприменительной практике есть существенный пробел – переусердствовавших в самообороне жертв преступлений зачастую самих отправляют за решетку. Чтобы жертвы преступников не становились еще и жертвами правосудия, авторы доклада предлагают законодательно закрепить самооборонную доктрину «Мой дом – моя крепость».
«Сейчас граждане имеют право хранить оружие у себя дома и применять его, если на вашу территорию ворвался преступник, но людей сажают за самооборону, - пояснила один из авторов доклада Мария Бутина. – Нужно законодательно закрепить такую практику, что если на вашу территорию врывается грабитель и вы его подстрелили, хозяин автоматически должен быть признан потерпевшим». Как именно это будет оформленно законодательно, пока точно не известно.
Эксперты убеждены, что короткоствольное оружие не будет обращено против его владельцев. Весь мировой опыт разрешения на хранение короткоствольного оружия показывает снижение уровня преступности, даже в близких по уровню жизни и менталитету населения странах. Например, в Молдавии, где пьют даже больше, чем в России, с момента принятия соответствующего законодательства в 1995 году количество убийств снизилось с уровня в 8,39 на 100 тысяч населения до 5,9 в 2007 году.
В докладе эксперты приходят к выводу, что российское общество вполне созрело для того, чтобы разрешить оборот короткоствольного оружия. Это, по их мнению, повысит уровень защищенности граждан, поднимет отечественный Военно-промышленный комплекс и даже позволит укрепить национальную безопасность.
Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать идею легализовать владение короткоствольным оружием.
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, отметил, что к идее легализации огнестрельного оружия, в том числе и в целях самообороны, относится крайне отрицательно.
«В тех странах, где это практикуется, это все-таки связано с национальной ментальностью. Нам это не подходит. Если это ввести, количество ранений и убийств возрастет. Это очень опасная игрушка. При нашем пьянстве и наркомании это может привести к самым трагическим последствиям», - отметил священник.
По его словам, у нас и сейчас большая часть убийств совершается именно «по пьяному делу». «Человек пьяный и к тому же вооруженный становится опасным в гораздо большей степени. Может быть, в Молдавии потребление алкоголя на душу населения и выше, чем у нас, но молдаване, видимо, не напиваются до такой степени, как наши соотечественники. Этого я, конечно, точно не знаю, но абсолютно уверен, что количество раненных и убитых в связи с принятием этого законопроекта в нашей стране резко возрастет», - заключил о. Димитрий.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, полагает, что «это для нашего общества шаг неизбежный».
«Тот высокий уровень общественной морали, который был присущ царской России и как-то поддерживался еще и в советские времена, уже совершенно потерян. Мы фактически дошли до уровня, когда каждый уже должен защищать себя сам. В наши дни, когда приезжие с Кавказа или из бывших советских республик фактически свободно носят оружие, мне представляется совершенно естественным, чтобы коренное население официально имело на это право. Доктрина о самообороне должна быть подробно проработана, чтобы в ней не было никаких пробелов и неясностей», - отметил священник.
По его мнению, концепция «Мой дом – моя крепость», безусловно, должна быть принята.
«Если защищенность каждого человека будет выше, то и моральное и психологическое спокойствие будет выше, когда он будет уверен, что сможет дать отпор любому, кто пересечет запретную черту. Так что я положительно оцениваю эту инициативу - при условии, конечно, что законопроект будет доработан», - заключил игумен Никон.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает, что это предложение нужно серьезно и всесторонне обдумать.
«Обоснованность его не должна вызывать ни малейшего сомнения. Должны быть строго определены категории граждан, имеющих право на хранение оружия и ситуации, в которых допускается его применение. Без детальной регламентации здесь не обойтись. Но даже при самых строгих ограничениях риск злоупотребления таким правом будет очень большим. Уж очень велик соблазн. Во многом это обусловлено низким общим уровнем культуры поведения, при котором чисто бытовые конфликты и так часто оборачиваются трагедией. Боюсь, что эта легализация вызовет ряд печальных последствий. Во-первых, это связано с элементарной подготовкой в плане обращения с оружием. При этом резко повышается опасность превышения уровня самообороны. А ведь речь идет о человеческой жизни. Очевидно, что сама эта идея продиктована благими намерениями. Если все-таки дело дойдет до ее реализации, происходить это должно очень постепенно», - заключил священник.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе, заявил, что в целом относится к этой идее положительно.
«Я думаю, ни для кого не секрет, что у нас на Кавказе оружие есть чуть ли не у каждого второго, особенно в республиках, и отнюдь не короткоствольное. Наличие личного оружия – это возможность защитить себя и свою семью, а не стать жертвой истории. Буквально недавно на квартиру моего знакомого было совершено нападение. Пьяный подонок, наркоман, отсидевший зек начал бить стекла и кидаться на людей. Сотрудники полиции, прибывшие на место, были вынуждены его задержать. На следующий день мировой судья отпустил его - на том основании, что у задержанного нет паспорта. И милиция оказалась бессильна! Выйдя из суда преступник отправился снова устраивать разборки, уверовав в свою неприкосновенность. Получается, что можно выкинуть свой паспорт и творить что угодно и за это ничего не будет. Если наша правовая система такая беззубая, то граждане должны иметь возможность защитить свое имущество и жизнь самостоятельно», - отметил он.
«Единственное, что не может не тревожить - это принцип отбора кандидатов на покупку оружия. Нужен жесткий отбор желающих, который вряд ли возможно сделать в нашей стране, где покупается все и вся. Прежде всего, оружие не должно попасть в руки бывших преступников, мигрантов, наркоманов, психически больных людей. Поэтому, на мой взгляд, в данной ситуации главный вопрос не в том, разрешать или не разрешать оружие, а в том, как уберечь его от рук преступников», - заключил священник.