Я считаю, что это абсолютно ошибочное и невыгодное для России решение. Никакой выгоды данное членство России не принесет, а при этом убытки будут достаточно ощутимые, поэтому суммарный эффект от вступления в ВТО будет негативным.
Думаю, что события будут развиваться не по какому-то взрывному сценарию, и вряд ли их можно будет уподобить водовороту или цунами. Думаю, что все будет происходить постепенно. Мы знаем, что существует определенный переходный период для введения различных параметров, принятых в ВТО. Минимальные объемы поддержки сельского хозяйства в России вступят в силу к концу переходного периода, на начальном этапе разрешенная сумма в два раза больше. Поэтому мы не с завтрашнего дня увидим негативные изменения в экономике России, деградация будет происходить медленно, постепенно. При этом она будет накладываться на общий кризисный экономический фон в мире, поскольку в нем заметно движение к новой рецессии, экономическому спаду.
Эти движения будут друг друга усугублять, а, главное, противоречить каким-либо возможностям антикризисной поддержки отечественных отраслей, поскольку это противоречит тем обязательствам, которые мы на себя берем в рамках вступления в ВТО. Интеграция в ВТО будет достаточно тяжелым процессом, степень его остроты сейчас трудно спрогнозировать, но, главное, что все можно будет «валить» на кризисные процессы в мире.
С другой стороны, как говорил наш новый министр экономики Белоусов, наши «торговые партнеры» заняты последние полгода тем, что готовят юридически обоснованные и грамотно составленные жалобы на Россию по целому ряду направлений там, где они видят возможность оспорить что-то, исходя из новых обязательств России. Значит, нас ждет шквал претензий в суд ВТО, которые, вполне возможно, могут быть рассмотрены уже в самое ближайшее время. К этому обстоятельству, я думаю, у нас вообще никто не готов, поскольку нет грамотных юристов таких масштабов, и, честно говоря, меня в этом убеждает восемнадцатилетний период «подготовки» к вступлению в ВТО, в процессе которого мы ничего не сделали для того, чтобы отечественных производителей к этому членству подготовить.
Уверен, что и в последние полгода никто не разрабатывал никаких регламентов, с помощью которых можно было бы отбиваться от подобных исков. Если эти иски пойдут, думаю, явно и наглядно проявятся те неприятности, которые нас ждут.
Данная ситуация, по-моему, характеризуется модным ныне словосочетанием «когнитивный диссонанс». Честно говоря, меня все время поражало, почему главными лоббистами вступления России в ВТО были именно наши металлурги? Это самое поразительное. Именно Алексей Мордашов, владелец «Северстали», выступал главным пропонентом, главным лоббистом вступления России в ВТО, рассчитывая, видимо, на то, что членство в ВТО защитит металлургов от необоснованных претензий со стороны США, снимет какие-то барьеры на их пути. А теперь слышать из уст металлургов, что членство в ВТО не нужно, и об их обеспокоенности им, честно говоря, смахивает на театр абсурда. Иначе, как когнитивный диссонанс, я это оценивать не могу. Хочется развести руками и сказать: «Без комментариев. Вы о чем, ребята, думали все предыдущие годы, когда вы рвались в эту организацию?».
1. Вопрос к экспертам на засыпку