«Духовная жизнь невозможна без двух вещей: без понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия и без молитвы покаяния, - продолжил профессор. - И когда этого нет, когда о заповедях фактически не помним, а выполняем лишь внешние церковные обычаи и предписания, когда забываем о своей душе – не боремся с завистью, тщеславием, с неприязнью и прочими вещами, которым нет числа, когда, кажется, каемся и опять спокойно продолжаем жить по-прежнему и при этом не осознаем своего бессилия, не смиряемся, – то, естественно, никакого духовного изменения в нас произойти не может. Не может быть изменений, если сама Исповедь – не более, как отчет о проделанных грехах, а Причастие – обычай. А где же очищение души от страстей? Получается точно по дедушке Крылову: «Слона-то я и не приметил».
Говоря о своем отношении к толерантности, Алексей Ильич отметил, что «толерантность можно трактовать по-разному». «Представьте себе, что произойдет с нашей научной, культурной, религиозной, философской и т.д. деятельностью, если по причине т.н. толерантности будет запрещена любая дискуссия, любая критика. Во что тогда превратится вся наша творческая жизнь? В болото? Нельзя смешивать возможность открытой, свободной дискуссии для выяснения истины со свободой разжигать межнациональную, межрелигиозную и прочую ненависть. Поэтому толерантность, понимаемая как терпимость к праву каждого человека иметь свое мнение по любому вопросу, есть естественное и необходимое явление общественной жизни. Но толерантность, рассматриваемая как закон, запрещающий критическое обсуждение иной системы взглядов и таким образом открывающий полный произвол в пропаганде каких угодно идей, есть не что иное, как полное извращение принципа свободы и элементарного условия нормальной социальной жизни. Христианство призвано созидать мир между людьми, а дискуссии о воззрениях всегда были, есть и должны быть», - заключил профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.