«Мизерные штрафы и длительное ожидание приводят к тому, что хамство на бытовом уровне процветает в нашей стране. К сожалению, чиновники и политики тоже употребляют оскорбительные выражения», – объяснил «НГ» причину появления этой инициативы глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. По мнению депутата, отсутствие сурового наказания за клевету ведет к попыткам самосуда: «Люди видят, как неэффективно государство, и обращаются к неправосудным методам».
Корреспондент Regions.Ru попросил священнослужителей прокомментировать идею устрожить наказания за оскорбления.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, заявил: «В принципе я эти меры приветствую. На мой взгляд, в них заложен воспитательный эффект. А общество наше действительно нужно воспитывать, в том числе и такими мерами». «Для начала это совершенно здравая мера. Ведь дошло до того, что сейчас вежливое обращение воспринимается скорее как исключение, а не как правило. Брань и лагерный жаргон, оскорбительные сами по себе, превратились уже в какую-то языковую норму. Конечно, так быть не должно. И если появятся судебные прецеденты, то, думаю, это многих заставит задуматься. Но беда и в том, что многие уже не умеют иначе говорить и думать. Тем не менее, законодательные барьеры против брани и сквернословия нужны. В отличие от попыток внедрить ювенальную юстицию, эта инициатива представляется мне полезной», - заключил отец Александр.
Со своей стороны игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает, что «если наше общество на самом деле перестраивается по западным образцам, то, видимо, и попытки решать моральные и нравственные проблемы с помощью юриспруденции будут вполне логичными. Другой вопрос, останемся ли мы при этом Россией? Сумеем ли мы сохранить культурное своеобразие, свои традиции?»
«Все-таки в нашей традиции мораль и нравственность никогда не подчинялись юридической норме. Это сфера религии и культуры. Если, конечно, речь идет, например, о деловой репутации, когда вследствие оскорбления человек несет и материальные убытки, то за это, конечно, должно полагаться и юридическое преследование. А бытовое хамство лечится только исправлением нравов, чем и занимается Церковь с помощью Божией на протяжении всей своей истории. Иначе хамство давно было бы объявлено законом для общества. За общественную мораль отвечают религия и культура, но не право. Мы все-таки должны сами определиться, хотим мы быть христианским обществом или строить правовое общество по западному образцу», - отметил отец Мелетий.
По мнению священника Андрея Постернака, директора Традиционной гимназии, кандидата исторических наук, «предлагая нововведения, нужно все-таки исходить из реальной ситуации. Что касается скандальных случаев с известными людьми, то там большие штрафы вряд ли будут представлять большую проблему. А на бытовом уровне большие штрафы, скорее всего, будут как-то обходить. Так, чтобы не платить большие штрафы в общественном транспорте, безбилетники как-то договариваются с контролерами. Что-то похожее может быть и в данной ситуации. Проблемы будут решаться с помощью каких-то теневых договоренностей между всеми заинтересованными лицами. Велик риск того, что это эффективно работать не будет».
«Проблема все-таки должна решаться с другого конца. Общество должно строиться на таких принципах, чтобы подобные вещи были минимизированы. В Европе, США как-то научились решать эти проблемы, хотя и там бывают скандалы, связанные с оскорблениями. Но там эта проблема на бытовом уровне все-таки не имеет такого массового характера. В гражданском обществе все-таки уважается человеческая личность, ее права и свобода. Очевидно, в первую очередь нужно исходить именно из этого, чтобы люди учились и умели уважать друг друга. Такие отношения выстраиваются на основе определенных духовных ценностей. Они должны быть, что называется, в крови. Именно эти вещи и нужно воспитывать в народе, начиная со школьной скамьи. А только штрафами эту проблему решить нельзя», - заключил отец Андрей.