Выпускники из-за ЕГЭ становятся лишь глупее, полагают словесники, и исправить это с помощью списка 100 обязательных к прочтению книг невозможно. «Еще никогда на филфак не приходили такие тупые студенты, не умеющие связать двух слов», - заявила участница съезда, декан филфака МГУ Мария Ремнева, связывая этот факт с введением ЕГЭ. Нужно вернуть сочинение как обязательный экзамен, считает Ремнева.
Свои требования учителя изложили в резолюции съезда, которую они планируют направить во все основные органы федеральной власти. В документе, в частности, выражена обеспокоенность снижением статуса предметов «Русский язык» и «Литература» (в связи с их слиянием в единый предмет, чего учителя резко не одобряют). Кроме того, отмечают словесники, разработчики федерального образовательного стандарта, принимая стратегические решения, не считаются с мнением педагогов.
Педагоги, в частности, требуют: отменить новый стандарт образования; разработать процедуру общественной экспертизы масштабных образовательных проектов; отказаться – во всяком случае, пока – от программы «100 книг».
Отметим, что с идеей списка 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы, выступил Владимир Путин в своей предвыборной статье в январе. Тендер на создание списка 100 книг выиграл Санкт-Петербургский госуниверситет, а на съезде его предложила обсудить Валентина Иванова, лидер Всероссийского педагогического собрания, которое входит в Общероссийский народный фронт. Ее версия списка практически дублирует нынешнюю школьную программу. Выступление главы ВПС освистали. «Иванова на обсуждении заявила учителям, что если они не согласны с введением этого списка, то они против Путина», - рассказала Мария Ремнева газета «Московские новости».
Учителя подчеркнули, что их сообществу не хватает консолидации и уважения со стороны общества. Педагоги настаивают на повышении государственного статуса учителя и отмечают нерешенность многих проблем учителей: организации обучения, финансовых стимулов, условий для научного роста.
«Как вы оцениваете идущие реформы образования – в частности, гуманитарного? Почему, на ваш взгляд, Минобразования не желает считаться с мнением педагогов? Кто мог бы переломить эту абсурдную ситуацию?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, заявил, что полностью поддерживает учителей.
«Именно они годами ведут учеников, очень хорошо их знают. Это люди, как правило, бескорыстные. Конечно, нужно повышать их статус, повышать зарплату. Нужно, наконец, прислушаться к их предложениям. Я имею очень ограниченный преподавательский опыт. Семь лет я преподаю в светском вузе. Но я вижу, что молодые люди, пришедшие из школы, в массе своей не умеют ни писать, ни говорить. Притом что они честно проходили программу средней школы, старались, добросовестно учились. О чем это свидетельствует? - Об общем падении гуманитарного уровня в средней школе. И за то, что учителя, понимая это и видя это, объединяются и возвышают свой голос, мы должны их только благодарить и прислушиваться к этому голосу и во многом следовать ему. Я целиком поддерживаю именно учителей, но не чиновников, так и оставшихся по сути своей советскими. Духовная полнота это не их цель. Но почему-то именно они руководят воспитанием подрастающего поколения», - заключил священник.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, также полностью согласился с мнением педагогов.
«ЕГЭ, на мой взгляд, не отражает истинный уровень образования выпускников средней школы. Он не способен оценить ни степень владения языком, ни умение грамотно излагать мысли. Галочка в тесте ничего об этом не скажет. Эта система губительна для нашего образования. Вообще-то у нас особенно и не принято считаться с мнением народа, когда вводятся те или иные законы или проекты. Общество просто ставят перед фактом. Надеяться, что чиновники от образования заинтересованы в изменении ситуации к лучшему, не приходится. Процесс образования хотят фактически свести к натаскиванию на ЕГЭ. Ущербная система ЕГЭ и образовательного стандарта упорно внедряется несмотря на активный протест педагогов практиков. В результате мы скатываемся к всеобщей дебилизации населения. О каком-либо престиже профессии учителя говорить не приходится. Мы теряем учителей. Настоящих энтузиастов остается все меньше», - заключил отец Гермоген.
Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, отметил, что «образованцы дорвались до власти».
«Все их «реформирование» уж очень похоже на косметический ремонт разваливающегося дома. Размыло фундамент, трещины расходятся по стенам, а нам навязывают дискуссии о цвете новых обоев или об оптимизации расходов на отопление. За последние 20 лет наша школа потеряла идеологию, четкие нравственные ориентиры. Школа не знает и не дает детям ответ на вопрос: для чего жить, хорошо учиться, преодолевать себя, быть честным. А без этого все обессмысливается! Собезьянничали у Запада тотальное тестирование (ЕГЭ), и тем самым разрушили высокий уровень среднего образования. Декан филфака крупнейшего вуза страны с болью говорит о "тупых студентах, не умеющих двух слов связать". А образованцы "сливают" два равновеликих, но совершенно различных по методологии преподавания предмета "Русский язык" и "Литературу" в один усредненный. То же, видимо, будет и с Алгебро-Геометрией, а со временем и с Физи-хими-биологией», - продолжил он.
«Почему Минобразования с маниакальным упорством проталкивает такой новый стандарт образования, от которого в ужас приходят специалисты? Видимо, потому, что задачи у них разные. Это специалистам нужно качество образования, а Минобру нужно сэкономить деньги, больше денег! Вот и переводят постепенно образование в платные услуги. Государство умывает руки. Грамотный, культурный, высокообразованный народ ему не нужен. Сидящая у кормушки элита на обучение своих отпрысков деньги найдет. А остальному "быдлу" скоро оставят в школе 3 предмета: "техника", "болтология" и любимая реформаторами "физкультура" (как же - будущая охрана и "секс-услуги"!). Вот только нужны ли русскому народу такие перспективы и такие реформаторы?» - задается вопросом отец Алексий.