Павел Степанович Нахимов родился 23 июня 1802 г. в селении Городок Вяземского уезда Смоленской губернии в семье офицера. Окончил Морской кадетский корпус (1818), служил на Балтийском флоте. В 1822-25 гг. совершил кругосветное плавание на фрегате "Крейсер" под командованием М.П.Лазарева. Участвовал в Наваринском сражении 1827 г., командуя батареей на линейном корабле "Азов". Во время Русско-турецкой войны 1828-29 гг. командовал корветом "Наварин" при блокаде Дарданелл. С 1829 г. командир фрегата "Паллада", с 1834 г. командир линейного корабля "Силистрия" на Черноморском флоте, в 40-х гг. во время Кавказской войны участвовал в высадке десантов и укреплении Черноморской береговой линии. В 1845 г. произведен в контр-адмиралы и назначен командиром бригады кораблей, с 1852 г. вице-адмирал, начальной флотской дивизии. Был ближайшим сподвижником адмирала М.П.Лазарева.
Во время Крымской войны 1853-56 гг., командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, а 18 ноября 1853 г. разгромил их в знаменитом Синопском сражении. Вместе с адмиралом В.А.Корниловым подготовил Севастополь к обороне. Во время Севастопольской обороны 1854-55 гг. занимал должность командующего эскадрой, а с февраля 1855 г. после гибели адмирала Корнилова был назначен командиром Севастопольского порта и военным губернатором.
Возглавляя героический гарнизон защитников крепости, проявил выдающиеся способности в организации обороны базы флота с моря и суши. Нахимов руководил формированием морских батальонов, строительством батарей, созданием и подготовкой резервов. Он непосредственно руководил боевыми действиями на главных направлениях, в том числе отражением атак противника. Храбрый и талантливый военачальник Нахимов пользовался огромным авторитетом у матросов и солдат. 28 июня 1855 г. при очередном приступе осаждавших Севастополь англо-французских войск Нахимов был смертельно ранен на Малаховом кургане пулей в висок и через два дня умер, не приходя в сознание. Погребен в Севастополе во Владимирском соборе рядом с погибшими до него героями Севастополя адмиралами В.А.Корниловым и В.А.Истоминым.
В приказе по гарнизону города о гибели Нахимова говорилось: "Не мы одни будем оплакивать потерю витязя без страха и упрека - вся Россия вместе с нами прольет слезы искреннего сожаления о кончине героя Синопского..."
Сегодня мы также вспоминаем князя Фёдора Михайловича Мстиславского (?-1537), боярина, воеводу Муромский; основателя рода влиятельных русских князей Мстиславских.
По происхождению Гедиминович. Сын Михаила Ивановича, последнего владетельного князя Мстиславского и его жены Юлиании.
Поступил в 1526 году из Литвы на службу Великому князю Московскому Василию III. Сделался московским боярином. Не раз возглавлял московские полки в войнах против казанских татар и разбивал их на Оке и Волге (1527 и 1535). Его победы легли в основу последующего полного разгрома Казани Иваном Грозным. В Оружейной палате Московского Кремля хранится боевая сабля Фёдора Михайловича.
Был женат с 29 августа 1529 года на племяннице государя, дочери его сестры — великой княгини Евдокии Ивановны и казанского царевича Куйдагула (в крещении Петра) — княжне Настасье Петровне. У них был единственный сын Иван, бывший впоследствии кравчим, спальником, боярином и пользовавшийся особенным расположением Царя Ивана Грозного. Настасья Петровна, овдовев 30 июня 1537 года, 6 июня 1538 года вступила во второй брак с князем Василием Васильевичем Шуйским, умершим в ту же осень.
Сегодня мы также вспоминаем протоиерея Сергия Николаевича Булгакова (1871-1944), экономиста, философа, богослова, публициста и общественного деятеля.
Родился в г. Ливны Орловской губ. в семье священника. Окончив в 1896 г. юридический факультет Московского университета, уезжает в Германию, где занимается политэкономией. До 1906 г. занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом институте. Примыкает к марксистам. В 1903 г. выпускает книгу “От марксизма к идеализму”, знаменовавшую отход Булгакова от экономического материализма и намечавшую сближение с Православной Церковью. Совместно с Н.А.Бердяевым издавал в 1905 г. журнал религиозно-философского направления “Вопросы жизни”. С 1906 по 1918 г. профессор политэкономии Московского университета. В 1906 г. был избран депутатом во 2-ю Государственную думу. В 1909 в сборнике “Вехи” поместил статью “Героизм и подвижничество”. Активно участвует в издании журнала “Путь”. В 1918 г. Булгаков принимает священнический сан, а в 1919 г. переезжает в Крым, где преподает политэкономию и богословие. В 1922 г. был выслан за пределы СССР. Преподавал сначала в Праге, в 1924 г. переехал в Париж. Работал в Парижском богословском институте, был его деканом. Принимает активное участие в Русском христианском студенческом движении, регулярно печатается в журнале “Путь”, издаваемом Н.А.Бердяевым. В 1927 г. выходит первая часть трилогии “Купина Неопалимая”, в том же году появляется вторая часть — “Друг Жениха”, в 1929 г. — третья — “Лестница Иакова”. В 1933—45 гг. выходит в свет вторая трилогия Булгакова: “Агнец Божий” (1933), “Утешитель” (1936), “Невеста Агнца” (1945). Посмертно вышли книги “Апокалипсис Иоанна” (1948) и “Философия имени” (1953).
В этот день мы вспоминаем Тимофея Васильевича Прохорова (1894-2004), русского отшельника в Мюнхене.
Жизнь «батюшки Тимофея», как его называли в Мюнхене, похожа на легенду. Жил в Шахтах, во время немецкой оккупации развозил уголь по домам горожан и тем самым зарабатывал на пропитание семьи. Отступая, немцы реквизировали его телегу и заставили везти раненых, не дав даже предупредить семью. Отпустили его только под Ростовом. Там ему впервые явилась Богородица и повелела идти на Запад и построить церковь. После долгих лет скитаний добрался Тимофей до Вены и хотел построить там церковь, но местные власти не дали ему на это разрешения. И снова явилась Тимофею во сне Богородица со словами: «Иди в Мюнхен и строй там». Так в 1952 году очутился Тимофей в Мюнхене.
На северо-западной окраине города в это время высились груды мусора, вывезенного с места разрушенных бомбардировками союзников зданий. Это теперь здесь расположен живописный Олимпийский парк. В этом месте и построил Тимофей дом и церковь. В конце 1960-х бывшая свалка была выбрана местом строительства олимпийских объектов и через усадьбу батюшки Тимофея должна была пройти трасса для конно-спортивных соревнований. После многочисленных протестов местных жителей и прессы власти решили перенести строительство немного на север. После этого события мюнхенские газеты вышли с заголовками: «Первый победитель Мюнхенской олимпиады».
Маленькая церковь, построенная Тимофеем, была названа «Церковь мира Востока и Запада». Обербургомистр Мюнхена Кристиан Уде назвал её «наилучшим незаконным строением Мюнхена».
В 1972 году он женился на Наташе, с которой пришёл когда-то вместе в Мюнхен. Она умерла 5 лет спустя, а перед смертью просила похоронить её рядом с церковью. Но власти согласия на это не дали. Похоронили её на одном из городских кладбищ. А на том месте, что она указала, Тимофей сделал символическую могилку, поставил крест, посадил цветы и по несколько раз в день приходил к могиле помолиться.
С тех пор жил он один. Но одиноким себя не чувствовал. Его постоянно окружали люди. Несколько раз из России приезжали погостить дети Татьяна, Александр и Владимир.
С 2002 года из-за плохого самочувствия жил большую часть времени в домах престарелых и больницах, где и скончался в 2004 году. Похоронен на кладбище Вестфридхоф (нем. Westfriedhof), в Мюнхене (секция 196, № 45).
Также сегодня мы вспоминаем Константина Ивановича Арабажина (1866-1929), театрального и литературного критика, историка литературы, и Владимира Григорьевича Захарова (1901-1956), композитора, хорового дирижера, руководителя хора им. Пятницкого, народного артиста СССР.
Завтра день памяти участника монархического движения митрополита Дмитровского Трифона (князя Туркестанова), скончавшегося в 1934 г. Владыка родился 29 ноября 1861 г. в Москве в небогатой, но знатной семье и в миру носил имя Бориса Петровича. Образование получил в московской гимназии и Московском университете. В молодости увлекался театром, играл в спектаклях, но в 1887 г. стал послушником Оптиной Пустыни, где в 1889 г. принял постриг и рукоположен во иеромонаха. Служил преподавателем Александровской миссионерской семинарии под Владикавказом. В 1895 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил ректором Вифанской и Московской духовных семинарий. В 1901 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.Владыка был очень любим православными москвичами за доброту, отзывчивость, смирение и неложное упование на волю Божию. В смутные 1905-06 гг. он не скрывал своих монархических убеждений. Однажды в декабре 1905 г. в самый разгар беспорядков в Москве монархисты попросили владыку отслужить на Красной площади молебен о здравии Государя. Близкие отговаривали его, опасаясь, что на разгон монархистов придет многотысячная толпа вооруженной черни, ведь это был явный вызов революционерам-террористам. Некоторые священнослужители, кстати, под разными предлогами уклонились от участия в молебне. Но епископ Трифон не пожелал бросить свою паству. Исповедавшись и причастившись, он пошел служить молебен за Царя, заявив: "У меня есть своя защита. Один Бог". Он участвовал в открытии 2-го и 4-го Всероссийских монархических съездов в Москве в 1906 и 1907 гг. Именно владыка Трифон в 1910 г. посвятил насельниц Марфо-Мариинской обители в звание крестовых сестер любви и милосердия.
С началом Первой мировой войны владыка добровольно отправился на фронт, в 1914 г. он стал полковым священником на передовой, участвовал в боях на польском и румынском фронтах. В 1915 г. за мужество и храбрость награжден панагией на Георгиевской ленте. В 1916 г. был уволен на покой по болезни, поселился в Ново-Иерусалимском монастыре, где жил до закрытия обители в 1918 г., затем в Москве жил у родственников и духовных чад. В 1923 г. был возведен в сан архиепископа, участвовал в отпевании Св. Патриарха Тихона, говорил слово памяти о Патриархе. В 1931 г. возведен в сан митрополита. Составил благодарственный акафист Спасителю "Слава Богу за все". Скончался в 1934 г. в Москве.
Завтра мы также вспоминаем адъюнкт-профессора нравственных и политических наук в Царскосельском лицее Александра Петровича Куницына (1783-1840), писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968), Сергея Дмитриевича Голицына (1696-1738), князя, действительного тайного советника, камергера, дипломата, губернатора Казанской губернии; Павла Григорьевича Демидова (1738-1821), учёного натуралиста, действительного статского советника, мецената, основателя Ярославского училища высших наук; Андрея Николаевича Бекетова (1825-1902), профессора ботаники, педагога, популяризатора и организатора науки, общественного деятеля, члена-корреспондента и почётного члена Петербургской Академии наук.
В этот же день в 1907 г. в Санкт-Петербурге состоялась торжественная встреча иконы Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, дара Вселенского Патриарха Русскому Царю для укрепления в борьбе с крамолой. Икона была доставлена депутацией Союза Русского Народа (СРН) во главе с игуменом Арсением. Для духовной победы над революцией вдохновитель СРН игумен Арсений преложил организовать Крестовый поход против революции. 14 (27) января 1907 г. (это было воскресенье) после Божественной Литургии из Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга в паломничество в Святую Землю отправилась большая группа русских монархистов-черносотенцев во главе с игуменом Арсением. По пути паломники проводили собеседования с союзниками Москвы, Курска, Харькова, Полтавы, Киева, Одессы. По прибытии в Святую Землю они отправились пешком в Иерусалим, дабы сугубо помолиться на Голгофе и у Гроба Господня о спасении раздираемой распрями России.
1 июля на Московском вокзале Петербурга депутацию встречали епископ Гдовский Кирилл с четырьмя архимандритами и двумя протодиаконами, духовенство и верующие. Среди встречавших был председатель СРН А.И.Дубровин и многочисленные союзники. "Многие со слезами крестились и выражали сердечную признательность отцу Арсению, подъявшему, несмотря на свой преклонный возраст, подвиг поездки к месту земной жизни и страданий Спасителя, чтобы помолиться за обуреваемую кровавыми распрями Родину", - писали газеты. После молебна Крестный ход с хоругвями и иконами двинулся от Московского вокзала к Казанскому собору, на паперти которого святыню встретил сам митрополит Петербургский Антоний (Вадковский). Владыка облобызал икону и внес ее в собор. После митрополичьего служения перед иконой А.И.Дубровин сердечно поблагодарил митрополита за участие в праздненстве СРН, а владыка братски облобызал вождя Союза (до того у митрополита Антония и Дубровина были крайне натянутые отношения.
По окончании богослужения состоялся многочисленный монархический митинг в Михайловском манеже. Игумен Арсений объяснил собравшимся великое значение произошедшего события, затем с речью выступил вождь Союза А.И.Дубровин, восторженно встреченный союзниками. Выступили также писатель князь М.Н.Волконский, представители отделов Союза. Было принято решение, что первое время икона будет пребывать в Казанском соборе, пока СРН не получит Высочайшего соизволения на аудиенцию, когда депутация союзников передаст Государю дар Вселенского Патриарха. Судьба монархической святыни, к сожалению, неизвестна.
Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником великого подвижника старца Акакия. Вскоре он прославился своей ученостью и святой жизнью. Когда же в 1406 году встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана, выбор Константинопольского Патриарха Матфея пал на Фотия. 1 сентября 1408 года святитель Фотий был поставлен в сан митрополита и через год прибыл на Русь. Полгода он провел в Киеве, занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского. Но уже вскоре по примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.
22 года подвизался Святитель в многотрудном служении Предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников.
Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием "Чин избрания и поставления епископов" (1423), "Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей", а также "Духовное завещание", в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года).
20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году.
15 июля также день памяти великого русского писателя Антона Павловича Чехова, скончавшегося в 1904 году. Он родился 17 января 1860 г. в многодетной купеческой семье. Его дед по отцу был крепостным крестьянином, сумевшим выкупить себя с семьей на волю. Отец Чехова, глубоко верующий человек, владел небольшой бакалейной лавкой, но впоследствии разорился. Дети помогали отцу в торговле, а также пели в организованном им церковном хоре. Окончив Московский университет, Чехов получил диплом врача, однако главным делом его жизни еще во время учебы стала литература.
Его "вхождение в литературу" было связано с началом регулярного сотрудничества Чехова в газете А.С.Суворина "Новое время", где произведения писателя впервые появились под его настоящим именем. Одаренный наблюдательностью, остроумием и гоголевской способностью подмечать и схватывать смешные черточки в поступках и характерах людей, Чехов начал свою писательскую деятельность в сатирических журналах "Будильнике", "Осколках", "Стрекозе" и др. под псевдонимами "Антоши Чехонте", "Балдастова" и "Человека без селезенки".
В своих более зрелых произведениях (повести и рассказы: "Степь", "Дуэль", "Человек в футляре", "Моя жизнь", "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад") Чехов дал ряд неподражаемых по силе художественной изобразительности и глубине психологического анализа, выпуклых и ярких картинок из быта средних классов: купцов, чиновников, актеров, врачей, учителей и пр.
Чехов блестяще показал образ современной ему интеллигенции, погибающей от бездуховности, неврастении, безволия, и сознания своей оторванности от национальной жизни, высмеивал "духовное мещанство".
Но писатель также верил и в неисповедимые пути Господни, способные чудом вывести Россию из того тупика, в котором она оказалась. В заключительном монологе Сони, успокаивающей измученного жизнью дядю Ваню, Чехов устами своего героя говорит: "Мы будем жить. Проживем длинный ряд дней, долгих вечеров... будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами, и мы с тобою,.. милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся, и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой, и отдохнем... Мы услышим ангелов, и увидим все небо в алмазах... и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка... Мы отдохнем".
В этот день мы также вспоминаем: государственного деятеля, действительного тайного советника Алексея Петровича Мельгунова (1722-1788); графа, генерал-майора Алексея Григорьевича Бобринского (1762-1813); биолога, лауреата Нобелевской премии 1908 года «за труды по иммунитету» Илью Ильича Мечникова (1845-1916); художницу, одну из двух женщин-живописцев, принятых в Товарищество передвижных художественных выставок Антонину Леонардовну Ржевскую (1861-1934); геолога, президента Минералогического общества (1899-1936), академика Петербургской АН, первого ее выборного президента (с мая 1917 года) Александра Петровича Карпинского (1847-1936); поэта Павла Николаевича Васильева (1910-1937); писателя Константина Александровича Федина (1892-1977) и летчика бомбардировочной авиации, дважды Героя Советского Союза Евгения Петровича Федорова (1911-1993).