В ходе встречи обсуждались рассматриваемые Государственной Думой законопроекты, в частности изменения в законодательстве в части регулирования деятельности некоммерческих организаций (НКО) и проект закона, предусматривающего внесение изменений в Уголовный кодекс и отдельные законодательные акты в части усиления ответственности за нарушения конституционных прав граждан на защиту чести и достоинства.
«Я просил вас сегодня собраться для того, чтобы обсудить два законопроекта, по которым в обществе разворачивается достаточно оживлённая дискуссия. (…) Речь идёт о двух законопроектах. Первый касается возможности перенесения в уголовное законодательство проблем, связанных с так называемой клеветой. И второй законопроект касается деятельности некоммерческих организаций. Что касается первого, да, собственно, и второго, то я, в целом соглашаясь с идеологией авторов этих законопроектов, тем не менее, конечно, обращаю внимание и на то, что было сказано здесь присутствующими, и на то, что я вижу в средствах массовой информации», - сказал, обращаясь к правозащитникам В.Путин.
При этом, обратил внимание Президент, «в законодательстве ряда стран, скажем, первая тема, связанная с так называемой клеветой в широком смысле этого слова, достаточно подробно отрегулирована». «Мне грустно об этом говорить, но если у нас не хватает каких-то морально-нравственных ограничителей, то должны быть законодательные, а, может быть, и морально-нравственные возникнут на базе законодательных правил», - сказал глава государства.
Ссылаясь на опыт Запада, глава государства указал на то, что в законодательстве ФРГ «с разных сторон рассмотрена эта проблема, но самые жёсткие санкции: от трёх месяцев до пяти лет лишения свободы. За нанесение ущерба символам государства – лишение свободы. Есть и другие достаточно жёсткие санкции. В Великобритании предусмотрено лишение свободы, в Соединённых Штатах то же самое, в Канаде всё очень подробно регламентировано. То есть в развитых системах права эти нормы не только есть, они являются работающими». «Мы, конечно, должны исходить из реалий нашей жизни, - продолжил В.Путин, - из того, как это рассматривалось в нашем законодательстве и в прежние годы, и сейчас. И мы, безусловно, должны исключить всякое двойное толкование и возможности какого бы то ни было манипулирования этими нормами права».
Что касается деятельности НКО, то «там действительно есть вопросы, на которые следует обратить особое внимание», - заметил Путин. При этом, пояснил он, «если уж мы принимаем какие-то более или менее жёсткие рамки работы этих организаций, то, конечно, мы должны увеличить своё собственное финансирование деятельности НКО. Полагаю, что оно должно быть увеличено не менее чем в три раза (и я буду просить Правительство учесть это в бюджете), то есть с одного до трёх миллиардов рублей».
Выслушав возражения правозащитников, В.Путин предложил в проекте закона о клевете договориться таким образом: «Мы оставим это в уголовном праве, но будем просить депутатов изъять в качестве санкции лишение свободы. Ну а остальные нюансы и детали законодатель сам определит, все остальные возможные варианты санкций».
Что же касается критики правозащитниками термина «иностранные агенты», предложенного для определения НКО, имеющих заграничное финансирование, то, сказал глава государства, он «слышал эти соображения по поводу того, что слова "иностранный агент" звучат для русского уха как-то уж больно резковато, но у нас много чего резковато звучит в официальных документах и правовых актах – того, чего в обычной жизни мы практически не употребляем». «Например, в Налоговом законодательстве есть понятие "налоговый резидент". Ну и что, мы по этим соображениям будем убирать теперь этот термин из Налогового законодательства? Это неправильно. Поэтому такие эмоциональные, вкусовые вещи, я думаю, не самыми главными являются. Давайте посмотрим все-таки по сути», - сказал Президент.
При этом, пояснил глава государства, «этот закон (об НКО – ред.) ничего не запрещает, этот закон не запретительный. Он ничего не запрещает. Его цель как раз сделать эту деятельность, особенно деятельность по финансированию тех организаций, которые занимаются политической деятельностью на территории Российской Федерации, прозрачной».
Отвечая на реплику М.Федотова, что «не имеет никакого значения, получили они (НКО – ред.) деньги от Госдепа или получили они деньги от "Газпрома"», В.Путин заметил: «Имеет все-таки значение: получили они деньги от Госдепа или от нашей какой-то российской структуры, потому что народная мудрость гласит: "Кто платит, тот и заказывает музыку". И это факт, понимаете? Просто так никто деньги не разбрасывает».
По итогам встречи Владимир Путин направил в Государственную Думу свои заключения на рассматриваемые парламентом законопроекты, предусматривающие изменения в законодательстве в части регулирования деятельности НКО и внесение изменений в Уголовный кодекс и отдельные законодательные акты в части усиления ответственности за нарушения конституционных прав граждан на защиту чести и достоинства. В заключении Президента, в частности, предлагается не распространять нормы закона об НКО на религиозные организации, госкорпорации и госкомпании, созданные ими некоммерческие организации, а также государственные и муниципальные учреждения.
Кроме того, предлагается уточнить понятие «политическая деятельность», указав, что к таковой не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В заключении на законопроект об усилении ответственности за нарушения конституционных прав граждан предлагается исключить наказание за клевету в виде лишения свободы и принудительных работ.