Патриарх Кирилл: «Это самое большое мероприятие в рамках Русской Церкви»

В Москве состоялось открытие Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь — 2012» и II Общецерковного съезда по социальному служению

Новости Москвы 
0
440
Время на чтение 13 минут
Вчера, 9 июля, в Москве состоялось открытие Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь — 2012» и II Общецерковного съезда по социальному служению, сообщает наш корреспондент. Перед пленарным заседанием участники мероприятий приняли участие в Божественной Литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, которую возглавил председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий в сослужении епископа Сиэтлийского Феодосия, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона и сонма священнослужителей.

Затем в храм прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который совершил молебен на начало доброго дела. Его Святейшеству сослужили: епископ Бронницкий Игнатий, епископ Сиэтлийский Феодосий; епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; руководители епархиальных отделов по социальному служению в священном сане и духовники сестричеств милосердия; духовенство г. Москвы. На богослужении присутствовали: заместитель председателя Правительства Российской Федерации по социальным вопросам О.Ю.Голодец; председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда; участники II Общецерковного съезда по социальному служению и Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь-2012»; члены молодежной делегации Русской Зарубежной Церкви.

По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с проповедью. «Сегодняшней Божественной литургией и этим торжественным молебном мы открываем съезд руководителей епархиальных социальных отделов, духовников и старших сестер сестричеств, а также участников фестиваля «За жизнь — 2012». Это самое большое мероприятие в рамках Русской Церкви, которое объединяет людей, вовлеченных в церковную социальную работу; и вы хорошо знаете, что именно с Архиерейского Собора 2011 года начались большие перемены в организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Собор единогласно принял решение, что социальная работа в Церкви должна осуществляться строго в соответствии с принимаемыми церковными документами и быть обязательной для всей Церкви. Это постановление отталкивалось от соборной традиции многовековой давности. Может быть, место социальной работы в жизни Русской Православной Церкви никогда не определялось так ясно и конкретно, но мы знаем, что Церковь наша всегда заботилась о нуждающихся, о болящих, об одиноких, об инвалидах, о заключенных. И это было частью общецерковных трудов, к которым призывается каждый верующий, — не по должности, не по положению, не по указанию Священноначалия, а по ясному требованию Самого Христа Спасителя, ибо именно совершением добрых дел, как свидетельствует Евангелие, и связано оправдание или осуждение людей в вечности», - отметил Патриарх Кирилл.

«Мы знаем, - продолжил он, - что сегодня происходит в сфере семейных отношений: как велико количество разводов, как велико количество абортов, как велико количество сирот, в том числе так называемых социальных сирот, то есть сирот, обретших этот печальный статус при живых родителях. Можно продолжить эту тему и в связи с теми испытаниями и бедами, которые постигли наше Отечество. Это страшные катаклизмы — то пожары, удушающие большие города и сжигающие поселки и деревни, то страшные проливные дожди, буквально за несколько минут обрушивающие на людей страшный удар водной стихии. По официальным данным, 171 человек, действительно за несколько минут, погиб на юге России. Все это также требует от человека — от каждого человека — своего собственного личного ответа. Мы можем пройти мимо так называемого бомжа, замерзающего на улице большого города, не обратив на него внимания, или сделать все, чтобы человек не замерз. Мы можем сегодня смотреть передачу по телевидению, в лучшем случае ужасаясь случившемуся, но палец о палец не ударить, чтобы реально помочь людям. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с неким беспорядком, с неким разладом, будь то разлад в жизни человека, семьи или общества, у нас всегда есть возможность выбора — принять этот вызов или от него отстраниться. Но христианская традиция, которая приносит в нашу современную культуру совершенно определенное свидетельство Евангелия о необходимости разделять страдания с другими, не оставляет для христианина никакого шанса — он обязан идти навстречу человеческой скорби».

«Наше общество было бы иным, если бы мы научились не проходить мимо человеческих бед, страданий и скорбей. Вот почему в 2011 году Архиерейский Собор и принял решение, чтобы подвести итог всему тому, что делалось в Церкви, провести некую инвентаризацию наших усилий. А когда эта работа была проведена, оказалось, что у Церкви часто не хватает тех инструментов и механизмов, той организации, которая помогала бы людям, решившим не проходить мимо беды другого человека, осуществить свое доброе намерение. Ведь очень часто люди говорят: «что я могу сделать? чем я могу помочь?» А в ответ на это мы видим по телевизору бегущую строку с трудноразличимыми и малопонятными номерами банковских счетов. Как их запомнить? А уж пойти в банк, что-то оформить — для некоторых людей это просто физически невозможно. Я привел этот пример только для того, чтобы сказать: мало доброго намерения, мало готовности человека откликнуться на беду, в чем Церковь должна воспитывать свою паству и весь народ, — нужно создавать также удобные, быстродействующие, хорошо организованные и прозрачные инструменты оказания помощи. И я надеюсь, что Церковь наша вступила на путь создания такой общецерковной системы социальной работы», - сказал Предстоятель Русской Церкви.

«Я полагаю, что во время съезда хорошо было бы обменяться опытом того, как сегодня работают наши епархиальные социальные службы — открыто, спокойно, не опасаясь никаких репрессий, — и честно поговорить о том, что есть и чего нет. Получая отчеты епархиальных архиереев, я вижу, что есть и очень большие перемены к лучшему, но иногда между строками читается отсутствие всяких перемен. Мы с вами собираемся сегодня в Москве, в том числе для того чтобы стимулировать дальнейшее развитие епархиальной социальной деятельности, чтобы решения Архиерейского Собора 2011 года не были неким шумом по крыше здания, внутри которого, спрятавшись, сидят люди, ожидая, что ветер скоро пройдет, а вместе с ветром — и всякие претензии и требования. Знаю, что и такое иногда происходит — отсиживаемся и ждем, что новомодное дело захлебнется, уйдет в трубу, в красивые слова, и все будет так, как было раньше. Уверяю вас, что по милости Божией так, как было раньше, не будет, потому что мир изменился до неузнаваемости, буквально за несколько лет, и потому наше социальное действие должно быть хорошо организованным, богословски обоснованным, пастырски вдохновленным и, что очень важно, — представленным в современном информационном пространстве не ради бахвальства, а ради того чтобы люди могли обмениваться опытом, черпать силы в трудах других людей», - отметил он.

«Я полагаю, - продолжил Патриарх Кирилл, - что вы обсудите все эти вопросы, потому что жду от нашего съезда реальных — не фантастических, а реальных — предложений того, что Церковь может сделать для усовершенствования всей социальной работы. Мы собираемся сегодня обсудить в качестве главной темы вопрос отношений Церкви и государства в плане оказания помощи семьям. Семейная проблема — это проблема номер один». «Я пожелал бы всем вам осознать, что прошло время деклараций, особенно возмущенных деклараций по поводу того, что кто-то где-то чего-то не делает. Наше внимание должно быть обращено в первую очередь на самих себя — что мы делаем, какова реально наша отдача. Мы должны со вниманием изучать успешный опыт епархий, монастырей и пытаться расширить этот опыт, перенести его в те регионы, где его еще нет, и, конечно, мы обязательно должны иметь тесные взаимоотношения с социальными службами, с государственной системой здравоохранения, потому что, принимая на себя эти функции, Церковь осуществляет не только внутрицерковное доброе дело, но и важную государственную миссию, и мы выражаем надежду, что эта социальная работа Русской Церкви будет поддержана и государством, и обществом».

«Я хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, плодотворной работы. Дай Бог, чтобы в результате этой работы мы имели некий план действий на ближайшие годы. Я уже ознакомился с некоторыми проектами, которые вам будут представлены, и считаю, что в принципе они заслуживают внимания; но очень важно, чтобы любой документ, даже принятый единогласно, учитывал реальные возможности Церкви и общества и стал реальным вкладом в преодоление трудной ситуации, сложившейся в стране», - заключил Патриарх Кирилл.

Затем Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную литию в память о погибших от наводнения в Краснодарском крае и погибших паломниках, направлявшихся из Пскова и Великих Лук в Почаевскую Лавру.

После Богослужения участники мероприятия, пообедав, приняли участие в пленарном заседании II Общецерковного съезда по социальному служению, состоявшегося в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. На заседании были оглашены приветствия министра здравоохранения России Вероники Скворцовой и заместителя председателя Правительства России Ольги Голодец. Затем состоялось выступление председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона. Владыка отметил, что «семья - это созданная Богом форма человеческой жизни. Всякая другая форма человеческой общности совершенна в той степени, в которой уподобляется семье».

«О кризисе семьи в России уже много сказано, вот самые шокирующие факты: На 1 млн 215 тыс. браков приходится почти 640 тыс. разводов - больше половины (данные Росстата за 2010 год). В 2011 году родилось 1 млн 814 тыс. детей, произведено абортов 1 млн 230 тыс. Сравнение переписей 2002 и 2010 годов - не в пользу семей с детьми. Население уменьшилось на 2 млн 300 тыс человек. Доля домохозяйств, состоящих из двух и более человек с детьми до 18 лет снизилась с 52 до 44%. 20% женщин, то есть каждая пятая не имели детей на конец репродуктивного периода, то есть вообще не испытали радости материнства. Для сравнения, даже в развитых странах, таких женщин меньше -- в среднем 15%. И причина не только в более высоком уровне здравоохранения. Одна из причин – аборты, показатели которых в России худшие в мире. Почти 70% семей в городе и 55 % на селе - однодетные. Показатели рождаемости не обеспечивают воспроизводства населения, и даже не достигли показателей советского времени. В ближайшие 10-12 лет почти вдвое снизится численность женщин в активном репродуктивном возрасте 20-29 лет, на которых приходится более 60% всех рождений. Россия падает в демографическую яму, связанную с низкой рождаемостью 1990-х, что повлечет снижение абитуриентов, призывников и вообще трудоспособного населения», - отметил архипастырь.

«Если раньше бездетность считалась проклятием, - продолжил он, - то сейчас существуют сообщества чайлд-фри: людей, которым неприятна сама идея воспитания ребенка, малыши вызывают у них негативные эмоции, они даже говорят о маленьких детях нарочито грубо: младенец «орет», «обгадился», «воняет». Идеалы верности и целомудрия вызывают недоумение, общество давно разрешило себе «свободную» жизнь в погоне за новизной впечатлений и удовольствиями. Сейчас стыдно быть целомудренным, тебя поднимут на смех, а разврат выставлен напоказ и никого не смущает».

«Причина тут в том, что современный человек не хочет жить для другого. Об идеале семьи люди просто не знают. Они забыли о радости, о том, как хорошо быть вместе. Высоких примеров настоящей семейной радости, жертвенности у них нет. Когда у таких людей рождаются дети, они не понимают, как их воспитывать, как с ними общаться – это же надо время тратить, несколько лет считаются выпавшими из жизни! Детей усаживают перед телевизором, чтобы не мешали, и поток скандалов и насилия с телеэкрана становится главным воспитателем. Потом малыш передается школе, «специалистам», так что социологи говорят уже о феномене «отчужденного ребенка» - то есть ребенка, на общение с которым у родителей нет ни времени ни желания», - считает архиерей.

По его мнению, «кризис семьи является главным кризисом нашего общества. Без его преодоления не имеют перспектив никакие усилия по общественной стабилизации». «При этом находятся семьи, особенно в церковной среде, которые решаются сознательно воспитывать много детей. Они заведомо ставят себя в трудные условия, не получая существенной поддержки от общества и от государства. За последнее десятилетие доля бедного населения в России снизилась в 2 раза, но среди многодетных динамика обратная: доля бедных семей с детьми среди всех бедных домохозяйств выросла до 57% (данные Росстата). Бедность среди семей с детьми возрастает по мере увеличения числа детей: среди полных семей с 1 ребенком - 16% бедных, среди полных семей с 2-мя детьми - 30%, семей с 3-мя и более детьми -- 50%. Численность многодетных семей, по данным Росстата, составляет 7% от всех семей с детьми. При этом в них воспитывается примерно 18% всех детей. Основная причина трудностей этих семей: их невыигрышная позиция на рынке труда: почти половина семей имеют в своем составе работников с заработной платой ниже прожиточного минимума, а почти треть семей имеют в своем составе членов семьи в трудоспособном возрасте, которые не работают и не ищут работу – потому что ухаживают за детьми. Половина многодетных семей испытывает трудности с жилищем (ветхое, сырое, требует срочного капитального ремонта), почти 40% - с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью, треть многодетных вынуждены ограничивать себя в продуктах», - подчеркнул епископ Пантелеимон.

«При этом, - продолжил он, - вопреки распространенному мнению, говорящему, что многодетные семьи пассивны, не прилагают усилий для выхода из трудной жизненной ситуации, результаты опросов показывают, что большая часть многодетных городских семей (более 2/3) активно пытается улучшить свое материальное положение. Помимо многодетных семей, высокий риск попадания в трудную жизненную ситуацию имеют также семьи с одним родителем, с инвалидностью родителя или ребенка, приемные семьи. Особо острая ситуация - беременность женщины в отсутствие адекватной помощи со стороны семьи и органов социальной защиты».

По его словам, государственные меры поддержки семьи, материнства и детства последних лет несколько улучшили ситуацию. Выросла рождаемость и ожидаемая продолжительность жизни, снизилась младенческая смертность и число абортов, в том числе среди несовершеннолетних. «Однако принимаемые меры не всегда эффективны и не способны кардинально изменить ситуацию: потому что они носят разрозненный и несистемный характер. Содержание и уровень государственной поддержки многодетных семей зависят от места проживания семьи. Поддержка многодетных семей регулируется Указом Президента РФ, а нужен закон о поддержке многодетных семей в РФ, в котором должны быть прописаны меры государственной поддержки и минимальные гарантии государственной помощи многодетным семьям. Пока благополучная многодетная семья не стала национальной ценностью, проблема не может быть решена. Для решения проблемы должно измениться сознание людей: надо, чтобы люди делали выбор в пользу рождения ребенка, чтобы семья получала весомую поддержку», - считает владыка.

«У Церкви есть некоторый опыт в этой области. В более чем 50 епархиях действует церковно-общественные центры защиты семьи и материнства, открыты 7 приютов для беременных и женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, работает более 20 центров по распределению вещевой и продуктовой помощи, более 30 приходских детских садов, более 20 лагерей для семейного отдыха, более чем в 10 епархиях проводятся регулярные молебны для беременных, более чем в 90 епархиях (в том числе более 60 - на территории России) назначены епархиальные координаторы по защите семьи, материнства и детства», - сообщил архипастырь.

Далее епископ Пантелеимон озвучил предложения Патриаршей Комиссией по вопросам семьи и защиты материнства разработаны по организации церковной работы по поддержке семьи.

«Нам нельзя впадать в уныние. При общей драматичности ситуации с семьей, есть и положительные данные. Многочисленные исследования показывают, что семья - главный приоритет для россиян», - отметил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

С проникновенной речью выступила член Патриаршей Комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, председатель комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Обращаясь к участникам мероприятий со словами «мои единоверцы, единомышленники», Е.Мизулина отметила, что православные, во многих отношениях демонстрирующие единство, разделяются, когда речь заходит о защите семьи. В частности, она выразила недоумение в связи с тем, что некоторыми православными активистами ее имя ассоциируется с антисемейными законопроектами. Политик заверила, что она не имеет никакого отношения к тем проектам закона, которые вызывают неприятие со стороны православной общественности. По словам Е.Мизулиной, ей как председателю думского комитета приходиться рассматривать все законопроекты, поступающие в комитет, в том числе и те, с которыми она лично не согласна. В частности, она сообщила, что законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» инициирован не возглавляемым ей комитетом, а Правительством.

Депутат заверила, что она просто не может наносить вред семье, православным ценностям, Русской Православной Церкви, так как является верующим человеком, исповедующим Православие, имеет духовника, регулярно посещает храм и слушает проповеди Святейшего Патриарха Кирилла. Елена Мизулина призвала православную общественность видеть в ней своего единомышленника. Она выразила уверенность в том, что Россия сможет возродиться только с опорой на духовно крепких православных верующих россиян.

Президент Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь — 2012» Сергей Чесноков заявил, что фестиваль является одним из инструментов для реализации церковной социальной программы. Затем он рассказал о проектах, осуществляемых в рамках фестиваля. Священник Вадим Арефьев поделился своим личным опытом церковной социальной деятельности в США. Отец Вадим подробно рассказал о работе Дома Трудолюбия в Бруклине.

Затем были объявлены победители конкурса региональных социальных проектов «Защита семьи, материнства и детства» с бюджетом 15 миллионов рублей, который проводит Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Конкурс рассчитан на поддержку таких проектов, как создание временных приютов для беременных и женщин с детьми, предабортное консультирование, оказание материальной, психологической и юридической помощи беременным и пр. В 2012 году в рамках конкурса в Отдел поступило 68 заявок на общую сумму 74,04 млн рублей из 39 регионов России. Информация о конкурсе, форма заявки, положение, контакты организаторов были размещены на специальном сайте. Список победителей конкурса опубликован на сайте Отдела по церковной благотворительности.

После перерыва пленарное заседание продолжилось. Священник Михаил Никитин из города Рыльска Курской области эмоционально рассказал о своем опыте организации помощи бедным семьям. Иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) сообщили о деятельности Благотворительного фонда «Православная детская миссия».

Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь — 2012» и II Общецерковный съезд по социальному служению продолжает свою работу в гостинице «Салют». Форум собрал более 700 участников из более чем 100 регионов России, Украины и Белоруссии для обсуждения реального положения дел в сфере демографии, обмена опытом и выявления лучших социальных практик в сфере укрепления института семьи и защиты жизни детей до рождения.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45