«Многоуважаемый Александр Иванович! Обращаемся к Вам в связи с тем, что адвокатом в уголовном деле по акции группы "Pussy Riot" в Храме Христа Спасителя Марком Фейгиным на его личной интернет-страничке незаконно был выставлен процессуальный документ из указанного уголовного дела, а именно фотографии листов судебной экспертизы, назначенной и проведенной в рамках указанного уголовного дела. Заключение на этот сайт поместил явно адвокат (защитник), который этого не скрывает и заявляет о том, что "Виолетта переснимала на фотоаппарат". Насколько известно из СМИ, на момент выставления в сети Интернет М.Фейгиным вышеозначенного документа дело находилось еще на стадии расследования, М.Фейгин не расписался необходимым образом, следовательно, действовал порядок неразглашения», - говорится в заявлении председателя правления Общественного комитета по правам человека Т.А. Квитковской, текст которого поступил в нашу редакцию.
Согласно части 3 статьи 53 «Полномочия защитника» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 05.06.2012), «защитник не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с осуществлением защиты, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования защитник несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации», - напоминает автор обращения.
Кроме того, говорится далее, в соответствии со статьей 161 «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации:
«1. Данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
2. Следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3. Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается».
А статья 310 «Разглашение данных предварительного расследования» Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 05.06.2012) устанавливает уголовную ответственность за «разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия следователя или лица, производящего дознание».
«Доказательства до приговора суда не публикуются ни в коем случае, этого требуют принципы: презумпции невиновности; свободы оценки доказательств; публичности уголовного процесса. Публикация адвокатом Фейгиным указанного заключения незаконна и должна повлечь его отстранение от участия в уголовном деле. Ни у кого нет права публиковать материалы неоконченного дела (даже у судьи). Есть только права знакомиться с материалами дела, можно вести свои записи (ч. 5 ст. 241 УПК РФ), но никак не публиковать фотографии дела. Публично только слушание, а ознакомление с материалами дела непублично, оно доступно только сторонам и только для участия в доказывании, а не для опубликования, иначе все входящие в зал суда для присутствия при слушании получали бы копии материалов дела», - отмечает Т.Квитковская.
Таким образом, адвокат М.Фейгин, опубликовавший материалы неоконченного уголовного дела, в котором он участвует, «грубейшим образом нарушил УПК РФ и Кодекс адвокатской этики, что дает основания для прекращения его статуса адвоката (статья 17 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Кроме того, адвокат М.Фейгин совершил уголовное преступление, предусмотренное статьей 310 УК РФ».
«Прошу Вас незамедлительно провести проверку изложенных обстоятельств и при подтверждении сказанного возбудить в отношении Марка Фейгина уголовное дело по статье 310 УК РФ, добиться отстранения его от участия в уголовном деле по группе "Pussy Riot". Кроме того, прошу Вас провести проверку содержащихся на интернет-страничке М.Фейгина призывов к расправе с экспертами – авторами указанной судебной экспертизы – на предмет соответствия признакам составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации», - резюмирует председатель правления Общественного комитета по правам человека Т.А.Квитковская.