Скажу сразу, что общее впечатление после прочтения статьи таково: автор пишет о каком-то другом движении, но не о православно-патриотическом, основные идеи которого он то ли не понимает, то ли преднамеренно искажает. Хомяков явно поглощен идеей создать или возглавить что-то грандиозное, к чему будет привлечено внимание, а люди, напоминающие о принципах, вроде меня, мешают его бурной деятельности.
Чего стоит рассуждение В.Хомякова о соборности, он прямо-таки вносит «новое слово» в понимание этого важнейшего принципа политической деятельности православных патриотов. Принцип соборности по Хомякову означает «свои – все, кто за наше Дело», соборности он противопоставляет изобретенный им принцип «кагальности», который означает «свои – только те, кто такие же, как мы». А чтобы заклеймить оппонентов полностью, произносит прямо-таки приговор: «отказ от принципа Соборности во имя создания "идеологически чистой православной тусовки" - это в сегодняшних условиях - не просто сектантство, а вольная или невольная измена Отечеству и Православию». Вот так: ни больше, ни меньше. Насчет кагальности не знаю, судить не берусь. А вот соборность В.Хомяков явно понимает весьма самочинно, в полном противоречии с русской православной традицией. Классическое определение соборности дал другой Хомяков – Алексей Степанович, в отличие от нашего - настоящий теоретик русской самобытности. Так вот он понимал под соборностью «единство во многообразии». И четко указывал, что именно православные ценности обеспечивают это единство для многообразия, а не какое-то «наше Дело», которое каждый может трактовать, как ему вздумается, что и делает нынешний Хомяков. Вот тот, кто не разделяет этих ценностей, тот выпадает из этого единства и не является «своим». А совсем не тот, кто не в «нашем деле».
Весьма своеобразно В.Хомяков описывает историю «Народного Собора», членом которого, кстати, он стал относительно недавно. По его мнению, НС строился на трех принципах. Первое. «НС – светская, а не религиозная и не монархическая организация. «Православность» её заключается в том, что мы выступаем за преобразование страны на основе традиционных ценностей, которые для России исторически имеют православную основу. Да, ядро руководства Движения составили люди, по убеждению являющиеся православными (это, надо понимать, произошло случайно. – А.С.), однако это не меняет изначально заявленной сути Движения». Интересные дела: оказывается, я состоял до сих пор не в православной организации?! А духовник Движения игумен Иоанн (Ермаков), по Хомякову, стало быть, декорация к традиционным ценностям. С этим надо разбираться. Если «Народный Собор» организация не православная, а «нашедельская», то мне в такой организации делать нечего. Второй принцип неинтересен, а вот третий весьма. Оказывается, «чёрно-белый» значок Движения символизирует, что «мы делим людей на «своих» и «чужих», не по вере (вот так!), не по крови, не по политическим симпатиям, а в зависимости от того, на чьей стороне они сражаются в "последней битве"». Оказывается, «именно это привлекло в ряды НС представителей разных партий, вер и национальностей, позволив им действовать «вместе – за одно» во имя общего дела». Думаю, принципы НС в изложении Хомякова не только далеки от реальной истории НС, который всегда развивался как православная организация, но и прямо противоречат идеологии православно-патриотического движения, которое из разных вер состоять не может.
Позабавила меня попытка В.Хомякова объяснить мое критическое отношение к идее коалиции с неправославными организациями. Он «глубокомысленно» увидел причину в моей боязни нового. Мол, стар стал Степанов, боится всего нового, нечего его слушать. Я-то думаю, причина в другом. Владимир Евгеньевич человек для патриотического движения новый, он не участвовал ранее ни в одном крупном православно-патриотическом проекте, а потому предмет знает чисто теоретически, а точнее схоластически, т.е. школярски. Я же, в отличие от Хомякова, предмет знаю практически, сужу из личного опыта участия в разного рода патриотических проектах. Да и историю патриотического движения изучал всерьез. Поэтому вижу, что-то новое, куда зовет нас В.Хомяков, чего предлагает не бояться, это на самом деле забытое старое – отказ от принципов в угоду сиюминутной политической выгоде.
А вот что совсем уже не смешно. Не иначе как циничными могу назвать вот эти слова сопредседателя «Народного Собора»: «Провести ещё один Крестный ход – дело, конечно, хорошее и для души полезное. Только вот сейчас всё идёт к серьёзной драке (в том числе, кстати, и за будущее Православия в России)». Так может рассуждать только человек, который сам никогда в крестных ходах не участвовал и абсолютно не понимает, что брань идет не столько в материальной плоскости, но прежде всего в духовной. Для доказательства своей правоты Хомяков приводит слова английской баллады, что в драке «двое – лучше одного, а пятеро – лучше двух». Для англичан, может, это и правильно, а вот мы, русские, всегда рассуждали иначе: «Если с нами Бог, то кто против нас?». Всякого рода политическими альянсами и компромиссами можно приобрести много временных маленьких союзников, но потерять при этом Одного, Главного – Бога. Напомню Владимиру Евгеньевичу, что торжество Христианства в государственно-политической сфере началось с явления святому равноапостольному Императору Константину Великому Креста на небе со словами «Сим победиши». Православные русские люди всегда Сим и побеждали, а не коалициями и компромиссами. Без Христа и Креста никто и ничто нам, русским, не поможет. А потому на недоуменный вопрос В.Хомякова: «С кем быть?», любой православный русский даст правильный ответ: «С Богом!».
Меня весьма удивила оценка современной ситуации, которую дает В.Хомяков: «А ведь сегодня ситуация с перспективами на будущее у страны ничуть не лучше, чем тогда, в 1380-м». Это же до чего надо договориться? В 1380 году Русь была под монгольским игом, не имела суверенитета, была расколота на княжества, враждовавшие между собой. А руководитель «Народного Собора» уподобляет нынешнее состояние страны состоянию под монгольским игом! Откуда эта политическая истерия?! Откуда эта политическая суета?! Риторика, которую использует В.Хомяков и некоторых другие деятели патриотического движения, очень напоминает риторику деятелей болота, только облеченную в патриотическую упаковку. Такое впечатление, что люди не видят возрождения Православия. Или видят, но считают это чем-то маловажным, несущественным, мелочью какой-то. Вот митинг организовать - это да! Об этом напишут газеты, покажет телевидение. Вот это, мол, и есть сила.
Все рассуждения В.Хомякова подспудно основаны на принципе тотального недоверия власти и конкретно Владимиру Путину. Вот он пишет, что мы действуем «ради борьбы за спасение Родины, над которой нависла реальная угроза уничтожения». Скажите, пожалуйста: вот раньше не нависала, а теперь нависла. И это в условиях, когда наши «партнеры» на крик исходят, обвиняя Путина в возрождении имперских амбиций, когда Россия восстанавливает свои позиции на международной арене, когда экономика под контролем государства, когда начинается перевооружение армии. Я уже не говорю об усилении Русской Православной Церкви. А, по Хомякову, - над Россией реальная угроза уничтожения. Более того, он критикует меня за то, что я предлагаю помнить, что во главе страны стоят люди православные. В ответ от Хомякова звучит насмешка: «То есть, неважно, что делает человек, главное – чтобы крестился правильно и в той руке свечку держал». То есть человек не понимает, а, может, и не знает, что в храме действует благодать Божия, которая преображает человека. Не чтение статей преображает человека, а жизнь церковная, участие в богослужениях и таинствах.
После этой статьи В.Е.Хомякова у меня возникает закономерный вопрос: может ли человек с такими взглядами возглавлять организацию, претендующую на статус ведущей силы православно-патриотического движения? Предлагаю этот мой комментарий считать заявлением в Центральный Совет «Народного Собора». Считаю, что в сентябре необходимо созвать расширенное заседание Центрального Совета, где обсудить эту статью Владимира Евгеньевича, поднятые в ней вопросы и определиться с политической позицией «Народного Собора».
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», член Центрального совета движения «Народный Собор»
338. О форумных "мухах"
337. Ответ на 335., антикиллер:
336. Ответ на 334., Токарев:
335. Ответ на 333., антикиллер:
334. Ответ на 331., Токарев:
333. Ответ на 322., Сергий Агапов:
332. Ответ на 312., Анатолий Степанов:
331. Ответ на 326., Токарев:
330. Ответ на 318., миряниндв:
329. Андрей Киселев (319)