Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев раскритиковали идею Минздрава РФ запретить табачным компаниям поддерживать учреждения культуры. Спонсором Эрмитажа и Мариинского театра уже много лет является компания Japan Tobacco International. «У нас и так плохо с меценатством, поэтому, думая о культуре, мы не должны ничего запрещать. Наоборот, мы должны поощрять компании, которые уделяют внимание поддержке культуры», - сказал Михаил Пиотровский.
«Запрещать табачным компаниям делать что-то для культуры, я считаю, неправильно. Курить вредно, и я первый запретил делать это в здании театра. Но если запретить благотворительность табачным компаниям, курить меньше не станут, а Мариинка потеряет крупного спонсора», - считает Валерий Гергиев.
С позицией главы крупнейшего в России музея и дирижера с мировым именем согласился министр культуры Владимир Мединский: «Необходимо максимально использовать бизнес и корпоративную филантропию для поддержки культуры», - сказал он. Ранее в защиту меценатов из табачной отрасли публично выступила Третьяковская Галерея, руководство которой отметило особую значимость финансовой помощи, оказываемой при проведении выставок. Если запрет вступит в силу, их проведение станет практически невозможным, отметили в Третьяковке. Спонсором Третьяковской галереи является компания British American Tobacco.
В связи с этим корреспондент издания Regions.ru обратился к известным правсолавным священнослужителям с таким вопросом: что должно перевесить в данном случае: борьба с курением или нужды благотворительности и меценатства?
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им.А.И.Герцена считает, что ответ на этот вопрос совершенно очевиден: «Если курение приносит вред тем, кто употребляет сигареты, - естественно, его надо запрещать, тем более в общественных местах. О каком меценатстве в данном случае идет речь? Нам надо решать главные проблемы: как сохранить здоровье людей, как увеличить рождаемость».
По его мнению, «табачным компаниям просто надо каким-то образом реабилитироваться в глазах людей, как-то улучшить свою репутацию. Они и направляют все усилия на то, чтобы получить общественную поддержку, занимаясь такой благотворительностью. И это вполне логично, - как и то, что деятельность производителей отравы должна быть запрещена».
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает, что все это «театр абсурда нашей российской действительности и современной жизни вообще». «Табак запрещают, потому что он действительно вреден, он разрушает здоровье, сокращает жизнь так же, как алкоголь и наркотики. Это равновеликие вещи. В разумных странах распространение табака пытаются максимально ограничить. И, как всегда, у нас господствуют отбросы западного общества, западного бизнеса, потому что табак у нас распространяют в первую очередь западные кампании. И парадоксальным образом получается, что знаменитые деятели культуры, в том числе и православные, способствуют распространению табака. Более того, ставят развитие отечественной культуры в зависимость от иностранных компаний, которые из чисто рекламных целей, спекулятивно, оказывают им помощь. На мой взгляд, это самая настоящая рабская зависимость. Что же, нет других путей, как только ставить развитие нашей культуры в зависимость от порока? Точно так же мы станем зависимыми и от наркобаронов, которые точно так же будут "защищать" нашу культуру», - считает священник.
«Все это говорит о крайне низком и примитивном уровне нравственности и культуры нашего современного общества, - отметил пастырь. - Постепенно вводя разумные ограничительные меры, правительство должно вести и разумную антитабачную пропаганду. А она у нас поставлена очень плохо. Это должны быть огромные плакаты на улицах городов, а не в узких больничных коридорах, которые показывают, какие именно органы разрушает курение. Правительство обязано заботиться о здоровье народа. В культурных странах это само собой разумеется. А наших деятелей культуры я бы просто пристыдил: господа, стыдно быть рабами табачных и прочих компаний, которые губят здоровье людей!»
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, заметил, что в данном случае мы имеем дело с «цивилизационным парадоксом»: «С одной стороны - финансовая поддержка неимущих, социальных проектов, культуры, причем культуры классической. И, по-моему, очевидно, что в сложившейся ситуации, это запрещать нельзя. С другой стороны, понятно, что сама по себе табачная промышленность занимается благотворительностью не из сострадания к неимущим и любви к классической культуре, а из рекламных и финансовых налоговых соображений: в современной цивилизации именно на этих принципах строится экономическая социальная помощь. Так что прежде чем запрещать, государство должно либо само из бюджета восполнить, образовавшуюся лакуну, либо заинтересовать какие-то другие, более нейтральные, альтернативные структуры, способные финансово поддерживать социальную сферу и культуру. В противном случае получится, что одной рукой мы будем пытаться созидать, а другой – будем разрушать».
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, напомнил, что «всегда жертвы принимались от грешников - от людей, которые хоть как-то пытались свою деятельность искупить, как-то показать, что и они не чужды Христианству, не чужды состраданию и милосердию». «Запрещать людям, которые понимают, что они все-таки делают что-то нехорошее, жертвовать на благотворительность просто смешно. И В.Гергиев, и М.Пиотровский – настоящие подвижники культуры, которые не ставят своей задачей любыми способами сорвать побольше денег. Они прекрасно понимают, что люди, которые занимаются подобным делом, имеют право хотя бы на то, чтобы отдавать прибыль от своей неблаговидной деятельности на благо людям», - считает отец Димитрий.
«Но есть мафии пострашнее курительной. Табачные компании хотя бы предупреждают, что их продукция разрушает здоровье. А что, фармацевтика и медицина не убивают? Под угрозой летального исхода они буквально вытряхивают деньги из своих клиентов. В современном мире существуют несколько страшных систем, которые друг с другом воюют. В данном случае область курительная страдает от области медикаментозной, которая так же вредна, бессмысленна и дика в своих вкусах и аппетитах, как и область курительная. И таких областей очень много», - заметил священник.
«Конечно, все это, на самом деле, цирк. Просто мафии фармацевтические и наркотические нашли пятый угол и бьют мафию табачную. А через какое-то время будет наоборот. Это их игры. Убивая друг друга, они думают не о нас», - заключил отец Димитрий.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, выразил мнение, что «запрещается финансировать какие-то благотворительные проекты не просто потому, что нашему правительству представляется, что табачные компании это зло, а потому, что, финансируя эти проекты, табачные компании, очевидно, уходят от уплаты больших налогов, т.е. имеют налоговые льготы». «Я думаю, что все-таки, хотя табакокурение это зло, пусть табачные компании хотя бы что-то доброе делают в этом мире, - например, спонсируют национальные культурные и социальные проекты. Может быть, это хоть как-то загладит их вину перед обществом, и зло, которое они приносят в этот мир, будет хоть немного компенсироваться добрыми делами. Пока у них нет достойной замены, лишать их этого шанса, думаю, не стоит», - заключил он.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, считает, что «благотворительность» табачных, алкогольных и подобных им компаний – это лукавство. «Потому что у них одна цель - барыш, получение прибыли. Ради этого они и проводят благотворительные кампании и обещают помощь нуждающимся. Но все это с христианской, евангельской точки зрения ложь, лукавство и лицемерие. Ведь они говорят и о нравственности, и о помощи ближнему, а на самом деле их это не интересует. Производится бесовская подмена понятий», - сказал он.
«Я считаю, что, конечно, принимать помощь от табачных компаний не следует. В конечном счете, и она пойдет во вред, потому что ложь – всегда ложь, в какой бы красивый фантик ее ни облекали и сколько бы ее ни представляли акцией милосердия и благородства. От этого она ложью быть не перестает. Мы повторяем сейчас путь, который капиталистический Запад уже прошел. Там все было то же самое. Человеку под видом доброкачественной пищи предлагается яд. Чем больше будет их прибыль, тем больше зло будет распространяться, потому что полученная прибыль пойдет на еще большее производство отравы. На мой взгляд, самым правильным был бы полный запрет алкоголя, табака и, естественно, наркотиков. Но для этого все-таки нужна сильная государственная власть», - заключил отец Александр.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, заместитель декана факультета церковного служения Российского православного университета, полагает, что борьба с курением не должна превращаться в борьбу с благотворительностью и социальной поддержкой нуждающихся. «Несомненно, надо прививать нашему обществу навыки здорового образа жизни, который содержит в себе отказ от наркотиков в каком бы то ни было виде, в том числе табачном и алкогольном, а также от фастфуда и прочего. Пусть налоги с табачной промышленности идут на борьбу с курением в обществе, программам по оздоровлению, пропаганде правильного отношения к самому себе, в том числе и в духовном плане», - считает он.
«Меценатство дело хорошее, если государство не может изыскать необходимые средства для поддержки культуры, то роль табачных компаний в решении этого вопроса является востребованной и этим не стоит пренебрегать», - заключил отец Лаврентий.