Для тех, кто все-таки получил военный билет, закон госкарьеру упростит: такие кандидаты будут рассматриваться на чиновничьи должности в приоритетном порядке. Кроме того, для них упростится и поступление в вузы — их предлагается принимать без экзаменов.
Примечательно, что знаменитый американский фантаст Роберт Хайнлайн в романе «Звездная пехота» описывал общество, где политическими правами (избирать и быть избранным на государственные должности) обладают только прошедшие армейскую службу. «Воин, солдат, принимает личную ответственность за безопасность того политического объединения, членом которого состоит и ради защиты которого он при необходимости должен пожертвовать своей жизнью. Гражданский человек этого делать не обязан», - говорится в этом романе.
В России 235–239 тыс. человек призывного возраста игнорируют повестки, 40 тыс. укрываются от службы за границей. Напомним, не так давно единороссы предложили ввести для уклонистов от армии дополнительный ежемесячный налог в 13%.
Портал Regions.Ru попросил священнослужителей прокомментировать идею законопроекта.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, заявил, что все зависит от того, какую цель преследует этот законопроект.
«Если он нужен только для ограничения кого-то в правах – это одно, а если так пытаются повысить статус человека, который служил в армии, статус вооруженных сил, то это в принципе полезно. Но нельзя работать такими однобокими методами. Надо все общество приучать к мысли, что служба в армии – очень почетное и важное дело во всех отношениях, а человек в защитной гимнастерке - не изгой, которому не удалось убежать от военкомата. Идя в армию, молодой человек делает важное дело – он идет защищать Родину. Такое отношение к армии должно воспитываться на всех уровнях: и в школах, и в вузах. У кадровых военных должна быть обеспеченная старость, - чтобы они не искали, как устроиться в жизни после ухода на пенсию. Ведь как было раньше: если ты послужил отечеству, Царь давал тебе поместье. Я бы и сейчас давал земельные участки - у нас разве земли мало? Все должны видеть, что военные на пенсии живут достойно, а их пенсия может обеспечить безбедное существование. А если военный пострадал на службе, то должны выплачивать такую компенсацию, чтобы были обеспечены еще и его внуки», - отметил священник.
О. Александр задается вопросом: «А что мы видим сейчас?» «Солдат обливают помоями, они получают какие-то гроши на сигареты. Конечно, такая служба в армии не будет уважаема и востребована обществом», - заключил священник.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», полагает, что предложенный законопроект является вполне разумной мерой.
«Хотя не думаю, что он уменьшит число уклонистов. Правда, напрашивается вопрос: как будут учитывать молодых людей, получивших военный билет на военной кафедре своего вуза? Думаю, их тоже стоит включить в число тех, кто не будет лишен прав занимать должности в госорганах. А в остальном идея неплохая. Люди не боятся тюремного наказания, они вычеркивают 10 лет своей жизни, выжидая окончания призывного возраста и скрываясь, будучи уверенными, что это лучше, чем отслужить год и потом спокойно заниматься своими делами. По сравнению с этим возможность занимать госдолжности – слишком незначительная приманка. Так что на серьезный эффект я не рассчитываю. Такой закон заставит задуматься разве что детей госслужащих высокого ранга, - тех, кто укрывается от армии, надеясь потом сделать карьеру, пользуясь связями высокопоставленных родителей. А для основной массы призывников это не будет иметь серьезного значения», - заключил священник.
Протоиерей Димитрий Струев, руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии и молодежного Центра «Экклезиаст», настоятель храма иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ, заявил, что является сторонником профессиональной армии.
«Нынешняя система призыва работать перестала, это очевидно, и пора от нее отказаться. Все усилия по борьбе с дедовщиной и подобными явлениями не изменили принципиально ни атмосферу в армии, ни отношение общества к военной службе. Так что надо не укреплять призывную систему (причем, на мой взгляд, порочными методами), а отказываться от нее. Профессиональная армия – это более современная структура и более грамотная. Именно такая армия нам и нужна, тогда и не будет проблем с уклонистами», - заключил отец Димитрий.